Платки и юбки

Sep 04, 2022 17:12

В продолжение вот этого поста про Церковь. Я там написала, что для себя нашла внутреннее понимание, зачем носить юбки и платки в храмах. В комментариях и в личке любопытствовали, а зачем же?
Мне хочется рассмотреть эту историю с двух сторон: почему это имеет значение - и почему это не имеет значения. Начну со второго.

Почему юбки и платки не имеют значения
Потому что Бог любит человека, и Ему в принципе без разницы. Он создал человека вообще без одежды и дал ему в питание вообще всё съедобное. Тут можно насыпать цитат из Ветхого Завета и залакировать цитатами из Евангелия (например, Мк 7:15-23) о том, что важнее сердечное намерение, чем следование обряду. Отношения человека и Бога - это прежде всего личные отношения. "Я тебе жертвы, а Ты мне безбедную жизнь и не трогай меня" - это, конечно, кривая логика. О том, что обрядоверие ведёт к отрыву от самой сути христианства, от его живого бьющего сердца, полного света и жизни, я писала, говорила, ругалась, и не об этом сегодня речь.
Потому что "сие надлежало делать, и того не оставлять" относительно соблюдения формы закона тоже есть в Евангелии (Лк 11:42).

Зачем же тогда эта самая форма, если Бога вроде как больше интересует содержание?
Почему юбки и платки имеют значение
Тут я оказываюсь на территории личного гнозиса, собственного опыта. Те объяснения, которые мне встречались в Церкви (и около), мне ничего не объясняли. Что значит "это для смирения"? Какого фига "у женщины на макушке столб энергии и его надо прикрыть"?? В каком смысле "юбка - женская одежда, а брюки - мужская"?? Мы в каком веке вообще живём?

Всего каких-то 15 лет, и у меня есть личное понимание. Оно оказалось весьма ироничным. В чём ирония - поймёте чуть позже.

Про юбки.
Церковь как структура хранит в себе определённую картину мира. Картина мира - это часть языка, на котором говорит то или иное явление. Сложно сказала. Давайте попробую сказать проще.
Если я психоаналитик, то я опираюсь на картину мира, в которой у человека есть эго, суперэго, ид.
Если я нарративный практик, то я опираюсь на картину мира, в которой живут проблемные и предпочитаемые истории, перерассказывание, экстернализация.
Значит ли это, что нарративный специалист против концепции "эго-суперэго-ид"? Вообще нет. Он может быть и против, и за, и без разницы. Просто для работы со своими клиентами он оперирует другими понятиями, опираясь на иначе описанную картину мира.
Есть исследования, которые научно доказывают: разные направления терапии работают совершенно одинаково эффективно. Почему же тогда их много?
Потому что разным людям проще находиться в разных картинах мира. Это не хорошо и не плохо - это особенности каждого конкретного человека.

Картина мира, на основании которой Церковь говорит с людьми, тоже имеет свои особенности.
Во-первых, это картина мира, в которой есть женщины и есть мужчины. И они равны по значимости, но не одинаковы. Два гендера, которые заземлены в физиологическом строении. То есть, женщина социально ведёт себя в соответствии с тем, какова её физиология, и мужчина тоже. Например, у женщины есть месячные, и несколько дней в месяце будет милосерднее всего просто лежать пластом, потому что больно и тяжело. Женщина может, конечно, пахать с той же равномерностью, как мужчина - но сил при этом будет уходить намного больше.



Существуют исключения, но исключения подтверждают правило. Как именно социум обрабатывает эти "правила" и "исключения" - это вопрос важный, но не про картину мира, а уже про действия в ней.

Так вот. В православной картине мира два пола, два гендера, каждому из которых задана определённая модель поведения. Например, женщины надевают в храм юбки. Подумалось, пока писала: надевают юбки, а не "не имеют права ходить в храм" или "должны стоять отдельно от мужчин в дальнем углу".
Кроме того, стиль одежды поддерживает связь с прошлым, укореняет традицию в прошлом. С психологической точки зрения, это благотворно влияет на ощущение безопасности, устойчивости.

Следуя этим моделям, люди поддерживают структуру. О структуре я писала в прошлый раз, повторяться не буду.
Возможно, если появится другой структурный элемент, юбки как важная деталь останутся историей. Тут, правда, есть ещё один важный элемент: телесное ощущение. Но про него мне проще говорить на примере платков.

Про платки.
В биоситнезе (который, как я не устаю напоминать, является направлением телесно-ориентированной терапии) есть понятие телесных центров. Их 7 штук. Каждый телесный центр соотносится с комплексом мышц и органов. И в силу этого каждый имеет свои функции и особенности.
Есть телесный центр, который располагается на макушке. Это та область, которой человек рождается в мир. Та область, которая тянется вверх. Психологически этот телесный центр соотносится с темами контакта с чем-то большим, с ценностными, экзистенциальными темами и переживаниями.
Когда я накрываю голову платком, я прикасаюсь тканью к этому телесному центру. Таким образом активирую его - в буквальном, физическом смысле. Как мы активируем мышцу, прикасаясь к ней или напрягая её, так и тут.
Телесные ощущения в платке и без платка - разные. Психологическое состояние тоже разное.

Мы по-разному ощущаем себя в купальнике и в шубе. В нарядном платье и в пижаме. Возможно, это не осознаваемые различия: сильно зависит от контакта мозга и тела. Но христианство говорит о том, что человеческое тело - это важно, это дар Бога, это имеет значение. А значит, его ощущения не менее принципиальны, чем то, что мы думаем, и то, что мы эмоционально переживаем.

Форма имеет значение. Она влияет на мысли и чувства.

Так и получилось, что мой личный гнозис привёл меня примерно к тем же фразам, с которых я начинала.
Юбки и платки - для смирения. Если смирение - это умение быть в любви с людьми и миром, уважая ограничения того социума, в котором оказался, то надевать то, что принято, это правда доля смирения.
На макушке действительно есть какие-то там центры, которые действительно активируются через прикосновение.
Одежда в храме действительно взаимосвязана с полом человека.
Я просто сказала всё то же самое чуть более развёрнуто и местами более умными словами.

Православие - это религия действий. Не размышлений, не чувствований, а именно действий. Думать и чувствовать, разумеется, тоже важно и полезно (кто бы сомневался). Но внимание к действию ведёт к вниманию к обряду: последовательности и структуре действий.
Католичество, кстати, в моём опыте скорее про чувствование, а протестантизм - про мысли. Поэтому в католичестве лично мне неустойчиво, а в протестантизме скучно. Зато когда я чувствую прочную надёжную структуру деятельности, то уже её я сама могу наполнять и переживаниями, и размышлениями.



Сама я чаще хожу в храм в джинсах, хотя голову платком люблю покрывать. И от меня не убудет повязать вокруг пояса съёмную юбку, чтобы уважить традицию.
Это не то чтобы имеет сильно прямое отношение к моей связи с Богом. Но это безусловно имеет отношение к моей связи с людьми, социумом, Церковью. А уже эта связь играет важную роль в пути моей души.

religing, кухонное богословие

Previous post Next post
Up