Прочитала тут книгу Даши, известной также как la_cruz.
Я очень рада, что эта книга наконец увидела свет. Ждала этого, без округлений, 10 лет.
Сама история Иуды у меня никогда не вызывала особого интереса, но было любопытно узнать Дашину версию происшедших с ним событий.
Почему Иуда предал Христа, почему именно за 30 сребреников и именно в таких обстоятельствах? Зачем потом вернул деньги и повесился именно так и там?
Дарья предлагает развёрнутый, отличающийся от классических толкований психологичностью вариант. Она апеллирует не только к тексту Библии и трудам святых отцов и богословов, но и к историческому контексту происходившего, таким современным данным, как судмедэкспертиза и исследования самоубийств.
Если вы знакомы с евангельской историей, задавались вопросом о причинах поступка Иуды, а классические толкования не кажутся убедительными, то и вас может заинтересовать эта книга.
Отдельным любознательным личностям, которым интересно, как ещё могут думать и воспринимать мир другие люди, тоже осторожная рекомендация.
Ну и, конечно, книга может быть любопытна всем, кто знает Дашу. Потому что, как известно, книга в первую очередь рассказывает о своём авторе.
Если вы нашли себя в вышеперечисленном, то вот рекомендательная
ссылка на электронную версию со скидкой 10%.
А теперь немного личных впечатлений.
Примерно треть книги, если не больше, состоит из подробных описаний, как всем было плохо. Ну вот так примерно: "Представьте, что у вас переломана грудная клетка, не осталось ни одного целого ребра, сплошные осколки. А вам надо дышать, без этого вы умрете, но с каждым вдохом в легкие впиваются острия поломанных костей. И уже невозможно различить, где вздох, а где боль, где воздух, а где боль, где тело, а где боль. Где жизнь, а где боль. Духовное, душевное и телесное соединяются в нем в одно - в страдание." Представили? Нет, этого недостаточно, давайте представим ещё. А потом ещё. А потом не только у Иуды представим, но и у Иисуса. А потом опять у Иуды.
Для меня это было чистое эмоциональное насилие текстом. Когда текст не контейнирует эмоции, не предлагает их испытать, а выгружает на читателя без спросу. Я делала перерывы в чтении, чтобы вернуть себе себя. Если бы это была не книга моей давней знакомой и друга, оставила бы где-то на четверти книги, на главе "Новый Иов". Там повествование добавляет в картину отношений Иисуса и Иуды третьего, сатану.
С этого момента текст срабатывает проекцией
треугольника Карпмана.
Вот Иуда в роли жертвы, Иисус в роли спасителя, сатана в роли агрессора. То есть, сатана пользуется слабостью Иуды и провоцирует его совершить богоубийство, а Иисус спасает, несмотря ни на что.
Дальше начинается классическая для треугольника Карпмана игра: Иуда превращается в агрессора, Иисус в жертву, а сатана в спасателя. То есть, Иуда предаёт Христа, Тот оказывается отдан на распятие, а сатана этой ситуацией вроде как хочет показать Богу, что люди - так себе идея, "а я говорил".
Роли меняются, каждый успевает на протяжении повествования побывать каждым.
Треугольник Карпмана - это картина мира из жизни зависимых и созависимых. В этой картине мира также всегда присутствуют депрессия, слияние и иссушающее чувство вины. Поэтому, попадая при чтении книги в проекцию треугольника, очень легко самому оказаться в одной из вершин. А дальше - пони бегают по кругу. Бог в роли спасителя? Значит, я либо в роли жертвы, либо в роли агрессора. В роли агрессора я чувствую вину, в роли жертвы - депрессию. Бог в роли жертвы? Значит, либо я агрессор (см. выше), либо спаситель, который сейчас же немедленно пойдёт и покается в грехах, тем самым облегчая страдания Бога. Не хочу каяться и подчиняться? Значит, это я жертва, а Бог агрессор, который хочет, чтобы я делал то, чего я не хочу.
Мне не нравится играть в эту игру. После того, как я закрыла книгу, ещё пару дней приводила свою картину мира в порядок, вычищая из неё слияние и созависимость.
Собственно, уходя из христианства весной 2018 года, я уходила именно из модели "пони бегают по кругу", где у Христа грустные зовущие глаза, а у меня постоянное чувство вины, что я неправильно живу и обижаю Бога. Идиотская модель, никак не способствующая ни нормальным отношениям с Богом, ни счастливой жизни.
Но это другая история.
Как только в описании отношений человека и Бога появляется сатана, начинается хрень полная. Я
уже писала об этом.
Мне, конечно, никто не являлся и не говорил: "Всё было совсем не так". Но мне как читателю и христианке важнее в подобных книгах про отношения человека и Бога. А кто там ещё был третьим или пятым - ну был и был.
Даша, кстати, до какого-то момента в книге весьма психологично описывает, как на эмоциях, с самоуверенной сильной волей и без навыка доверия другому можно докатиться до чего только не. Но подробно-настойчивое тошнотное описание страданий не мотивирует дочитывать книгу. А вызывающая проекцию треугольника Карпмана модель отношений Иуды, Иисуса и сатаны не способствуют здоровому восприятию отношений человека и Бога.
Резюмируя, хочу процитировать автора, комментирующего Златоуста: "Трогательно, конечно, красиво, но к чему такие страсти?"
---
Зато мне очень понравилась первая глава, дающая исторический обзор происходящего на Святой Земле и около в начале I века. Эта глаза напоминает о том, что Даша обладает отличным чувством юмора и заманчивой эрудицией. Как минимум касательно истории с географией того времени.
О том же самом свидетельствуют фрагменты книги, в которых Даша анализирует толкования святых отцов и привлекает современные знания, проливая свет на некоторые аспекты истории Иуды.
Так или иначе, книга дописана, история рассказана и прочитана.
Засим откланиваюсь. Спасибо за внимание.