Я тут со своей тропосферой

Jan 23, 2020 13:54

По большому счёту, как только в картине появляется искуситель, христианство для меня заканчивается и начинается чертовщина, в которой я не участвую. Христианство для меня сейчас - это смотреть на Бога и верить Ему во всём, даже когда Его не видно в силу личной близорукости. Без надрыва и трагичности. И греху не противиться, потому что сила действия ( Read more... )

христианское, religing, кухонное богословие

Leave a comment

lodinn_0 January 28 2020, 06:58:32 UTC
Привет, давно не виделись :)

> Суть в том, что воплощать ЗЛО можно только стоя в темном уголке и зловеще приговаривая МУА-ХА-ХА.
По околобиблейским мотивам оно скорее будет бегать за тобой с воплями "смотри, как я могу!". Не способствует, конечно, пафосности)

С посылом про "вхождением в положение" злодея в целом согласен, хотя тут получается немного неоднозначно. С одной стороны, деполяризуется этическая система целиком, и с понятием абсолютного зла (да и добра тоже, чоуж) становится туго. С другой - возникает отдельный посыл в духе "а обиженных в детстве мы вообще со скалы сбрасываем, а то такие дебилы потом вырастают..."
Вот это вот всё про Путь к Тёмной Стороне и сложную и противоречивую добродетель, способную к эмпатии, но каким-то магическим образом мигом прочухивающую и искореняющую ересь. В качестве методички по распознаванию ереси - басни с моралью в духе "смотрите, дети, вот когда такое выросло и рассказывает жалобные истории, то вы ему посочувствуйте, конечно - вы же добрые дети - но потом не забудьте без лишних вопросов kill it with fire".

А примеры blue and orange morality весьма скудны, конечно. В целом злом обычно объявляется кто-нибудь, мирно стремящийся к личному благополучию. Дальше на почве того, что оно присвоило себе средства производства самое умное и вообще выбивается из коллектива, собирается гоп-команда пояснять за мир-труд-май и с бодрыми речёвками "Нам не страшен паладин, сорок нас, а он один" доблестно идёт в атаку на газебо Великое Зло. А дальше friendship is magic и прочие законы жанра. Лучшее, что пока массово придумали - действительно конфликт ценностей где-то в процессе внутри гоп-команды. Альтернатива - или (обычно) довольно нудный детектив с "всё не то, чем кажется", или ещё более нудная и плоская сага о похождении толпы хороших против толпы плохих. Хорошие они, как известно, исключительно по праву победителей. Теория эволюции, бессердечная ты...

Показывать читателю (зрителю, игроку) встроенное в его этическую систему... как по-русски-то сказать? лицемерие? - предмет отдельного развлечения. И даже отдельный жанр storytelling'а - как можно более аккуратно подвести созерцающего сие к очевидному, в общем-то, противоречию в декларируемых и реальных целях. Нагляднее всего обычно получается с какими-нибудь ксеноморфами; эти этические материи ещё Стругацкие ковыряли (да и тоже были не первыми на этом поприще).

Все эти частные проявления сводятся в целом к давлению на чувство социальной справедливости. Интересно, что пересечений приключенческого жанра "герои борются против зла, окопавшегося в чОрной крепости" с антиутопиями так мало в процентном соотношении. Диктаторы - по сути зло преуспевшее, не так ли? :) А то непонятно, в чём ещё захват мира-то выражается... И вот эта тема частенько существенно игнорируется.
Есть, правда, другой поджанр зла - зло, на всех обиженное, и "да не доставайся же ты никому!". Ситуация аналогичная, и всё ещё имеются пересечения.

Мда, какая-то ограниченная и не очень интересная этическая система у людей в этом вопросе, вот и приходится мочилово устраивать, чтоб не так скучать :)

З.Ы. Про wh40k не очень понял - это кто зло, борющее злы? Или это обобщённо о том, что in the grim dark future, there is only war, и "полна добра и подвига жизнь космоморяка" обычно слабо сочетается с представлениями среднестатистического homo sapiens об этике? :)

Reply


Leave a comment

Up