Непохоже на светоцентричное христианство, как оно знакомо мне в реальной жизни. Можно вспомнить заглавие книги Льюиса - "Настигнут радостью". Этого, в принципе, достаточно, чтобы характеризовать религию Радостной, в натуре, Вести)
Пост - если о Великом Посте, а не отдельно лично принимаемом - это солидарность со Страстями Христа. Влияние аскезы на мирян, конечно, имеет свою увлекательную историю, особенно на Востоке, где схимничество особо уважаемо и может интерпретироваться, как идеал... и там, где вершина египетской концепции монашества, одной из многих, возвращалась в города, откуда когда-то убегала в пустыни. Но цель инструментализации аскезы, по идее, это концентрация внимания на этой добровольной солидарности, чтоб поменьше отвлекаться. А про весну и птичек, ну так апостол Павел просто советовал жениться, если очень упрощённо. Но всё, конечно, многогранней :)) На самом деле, это во многом кажется, что не то что христианство - само радикальное схимничество мрачно. Почитать их конкретно, так там зачастую хватает света и умиления именно этим миром, и тому есть причины) Вот cxи-игумен Иоанн из Нового Валаама. То, о чём ты говоришь, может напоминать о нахлынывавших иногда течениях - квиетизма там, пиетизма. А почитать... ну, скажем, исихастов с их Фаворским светом уже на земле, там совсем по-другому.
Непохоже на свет, живущий в глазах тех, кого мне видеть довелось. Причём не обязательно во внешне громком эквиваленте. Для света сколько темпераментов, столько и фломастеров)
Непохоже даже на дух тех, которые внутренним взором уже видели то, что за переходом так, что при сравнении ожидание становилось несколько нетерпеливым. Но от них веет мощью любви прежде всего, и ещё раз прежде всего. Тереза Малая, к примеру.
Центр христианства как религии , это Воскресение и воскресение. Переход, он именно в жизнь вечную, может, ты это и хотела сказать, но без этого дополнения звучит непонятно. Весна в её пробуждении - это время вызывания в памяти творения вообще дорелигиозного, доземного. Рая, когда человек жил в гармонии с творением. И цитата
"Света становится всё больше. Внутри закипают соки, бурлит жажда распахнуться миру навстречу, проникнуть каждой клеточкой в весну, влюбиться, закружиться в экстатическом восторге от того, как это прекрасно - жить"!
для меня звучит словно сошедший с уст большинства христиан, каких я знаю.
Ну и да, для христиан, христианство есть религия, в которой не может быть эгрегора. Всё, порождаемое мыслями и любыми "эманциями", слишком не независимо от реальной духовности и духовной реальности.
Давай сразу разберёмся в терминах. Я вкратце пишу об этом в статье, но, видимо, нужно повториться, потому что ты отвечаешь мне не про то, про что я пишу в статье.
Есть идеологический, богословский центр религии. Он же смысл, он же Дух, он же Любовь, свет, радость, жизнь вечная, вот это всё. То, вокруг чего строятся проповеди, пишутся богословские труды, то, о чём я сама писала лет 7, наверно. С духовным, ценностным, идеологическим пластом у христианства всё прекрасно.
Но есть обрядовый, материально проявленный центр: вокруг чего в реальности строится деятельность людей, которые входят в христианский эгрегор. И если в случае с некоторыми протестантами ещё можно говорить про жизнь в её физической, плотской проявленности, то по большей части христианство выстроено именно вокруг подготовки к смерти. Тексты служб говорят о покаянии и "не забери мя неготоваго", главные таинства посвящены подготовке к смерти (ну за исключением венчания, которое что-то в 7 веке появилось, кажется, по запросу трудящихся), пост - это умерщвление плоти... Собственно, богословские обоснования того, что смерть не есть смерть, но переход к жизни вечной, что смерть - это радость встречи и возвращение домой - это всё очень хорошие, красивые слова, и на духовном уровне вполне рабочие. Но по факту они про смерть. А смерть, когда мы сталкиваемся в реальности, а не в богословских трактатах, - это телесный процесс. На телесном уровне он вызывает очень много страха, тяжёлой энергии, с которой христианство как раз табуирует работу. Только радость, только небо, только ветер, а всё, что ниже этого, мы назовём грехом, злом и просто отрежем.
Да, я знаю, что внутри христианской парадигмы нет понятий эгрегора. Хотя Википедия говорит, что книга пророка Даниила что-то там пишет про эгрегоры (но это фигня, слово появилось позже). Но непризнание христианством существования эгрегоров никак не мешает этим им существовать и оказывать влияние на самих христиан (да-да, и на тебя в том числе :))
Что такое реальная духовность, вопрос открытый. Реальна ли духовность тех, кто с унылыми лицами заполняет храмы в дни Великого поста?
Ну ты что солнц, неужто ты за семь лет так немного с матчастью познакомилась?
"А мужики-то не знают". Ну солнц. Это тебе кто-нибудь сказал? Ты же не Гольбаха, право слово, читала, и не Ярославского. Оно даже не думало делиться на идеологически-концептуальную и "обрядовую" стороны. В обряде важна реализирующая, расширяющая границы "того, из чего он сделан," отсылка, символика, вовлечённость его в Таинство, но именно, как связка именно с этой жизнью. Христианство строится, и Таинства помогают выстраивать этот ритм, вокруг присутствия сверхъестественной реальности на земле и в живущих людях, в чем центральна Евхаристия. Всё это от евангельского напряжения "ещё нет - уже есть", и об этом очень много написано. В центре, конечно, спасение. Но спасение актуализируется здесь. Там будут последствия. В центре христианской жизни - Царствие уже здесь. В этом смысл, опять же, Евхаристии. Но оно может наступить внезапно, без перехода, а со Вторым Пришествием Христа. В древности его ждали с минуты на минуту при жизни, да и в последующиe века, бывало, вплоть до нынешних (особенно протестантских) течений, весь быт организовывался как раз вокруг этого.
Таинство Соборования тоже есть. Всё вместе просто. Про то, что в матчасти по просьбам трудящихся, могу посоветовать раздел о Таинствах Катехизиса КЦ. Тaм всё очень доходчиво, он есть в сети. Про эгрегор ты газлайтингом не занимайся. Не оказывает :))) Но о том, кто во что верит, мы спорить не будем) Чтоб не спорить бесконечно.
Про пост же всё в Евангелии сказано : в смысле том, что, когда постишься, нанеси, типа, лучший макияж. Чтоб вид был уж всяко не унылый. А про то, кто с какими лицами, речь о соответсвии аутентичности, а тут уж не нам каждого судить.
На самом теле тема очень интересная, но замечаю, что мне, говоря о ней, хочется смешать немножко две : о переходе и о свете-немрачности. А это не одно и тоже, хоть и пересекаются :)
Я тут мимокрокодил в том смысле, что не особо в курсе внутренней идеологии и механики устройства христианских религий. Но вроде достаточно логичная же штука, что у религий (у всех) есть какой-то маркетинговый механизм, как привлечь новых участников паствы и удержать уже старых. И вне зависимости от того, верят религиозные деятели в то, во что говорят, или делают это, чтобы собрать больше пожертвований и получить социальный статус получше, маркетинговый механизм в общем-то будет, если это не какая-нибудь интровертская религия, не занимающаяся агитацией в принципе (я сейчас это глобально про все-все виды религий, сект и чего угодно, у чего бывают прихожане). И вот этот механизм мне в принципе кажется достаточно интересным - типа да, по весне всех куда-то штырит (в том числе в итоге штырит пойти заняться чем-то из того, что в христианстве прямым текстом запрещено), так направим же это своими ритуалами в русло нужной религии.
И в общем с интересом читаю вашу дискуссию и пока не очень понимаю, согласны ли вы вот с этой идеей)
Ну как... у сект и вправду такое есть - как раз так и работает, о, мимокрокодил ! ему интересно! вовлечь в оборот :))
Ну, а вообще, механизмыпополнения неоскудевания, конечно, есть - от миссионнерских вообще везде, до молодёжных душепопечительских на Западе. Только вот с такими целями, как маркетинг и статусность, не соглашусь. Человек, у которого призвание этим заниматься и организовывать, конечно,может по внутренним мотивам желать не спасения людей, и не защиты общества от идолопоклонства, или кто как формулирует, а панагии золотой, как бы в какой религии она не именовалась :) Но это уж его личный вопрос на предмет соответствия аутентичной цели религий (конкретной), которая по определению другая.
По поводу "канализации" чего-нибудь именно к весне не встречал, признаться, нио одной идеи :))
По-моему, маркетинг - скорее средство, чем цель) Даже если у меня есть, допустим, благая цель построить приют для больных котят (не ради личной славы или денег, а из любви к котятам), мне же понадобится маркетинг, чтобы рассказать всем, что вот, у меня такая классная идея, давайте вот вы скинетесь деньгами на еду и кров для котят, вот вы пойдете волонтерами к нам работать, а вот вы в своей серьезной газете напишете о нашей подающей надежды организации.
С весной я вижу две отдельные концепции: что по весне штырит (практический опыт, статьи по психологии и биологии, наблюдения на людьми, etc), и что христианский пост подразумевает обратить внимание на свои отношения с богом, а не на мирское и греховное (вот тут уточните, если я неправильно помню то, что читала в разных источниках достаточно давно, но так или иначе это же зачем-то нужная духовная практика?). Сочетание этого на практике достаточно логично приводит к тому, что если вдруг штырит куда-то не туда, пост в соответствующее время действительно выглядит хорошим и своевременным способом восстановить свою связь с идеями христианской религии, в исходном посте, о котором дискуссия, я примерно эту идею считала)
А! ну, если не средство, а цель, тогда, это, наверное, организаторская жилка-смекалка. Мне кажется, маркетинг - это связанно с прибылью в виде денег. Но, может, это термин, полный синонимичности :)
Да, Вы помните совершенно верно, на отношения. В этом смысле важно, чтоб ничего особо не отвлекало от концентрации на это. Если Вам интересно, я могу тексты какие-нибудь поискать. Тут важно то, что пост - ещё и очень благоприятное время для покаяния. Они вдвоём хорошо работают вместе=) А вот тут уже вопрос о грехах - а в чём же ещё раскаиваться - встаёт особо ярко.
Во всех определениях маркетинга я видела акцент не на деньги, а на удовлетворение потребностей (в широком смысле любых) путем обмена (чего угодно на что угодно), и для духовных потребностей явно работают те же самые механизмы, что и для материальных - я вам возможность сделать доброе дело, вы мне поможете в моём добром деле, всем хорошо (и для этого применимы все стандартные рекламные механизмы и тд).
Вот, ну и с постом, значит, получается, что время обратить внимание и силы на духовное (отношения с духовным, покаяние, и так далее) случается как раз когда внешний мир особенно от этого отвлекает. Я просто по исходной дискуссии не очень поняла, согласны вы с такой формулировкой или нет, поэтому и спросила)
В принципе, согласен, кто-то на это мог обратить внимание, просто иллюстраций не припомню, но, по-моему, здесь, скорее, совпадение.
Дело в том, что Великий пост - штука календарная. Он связан с переживаниями Страстей и Пасхи, именно поэтому и приурочен к весне. А случано ли такое совпадение - другой вопрос, но это не люди подгадывали.
Вот Юля же в исходном посте как раз про это всё пишет, насколько я для себя поняла, и это текстовый пример) Или я как-то не так понимаю текстовые примеры?
Если честно, то не заметил, разве что Мф 6:24. Но на него очень широкие трактовки, ведущие, скорее, к предостережению от идолопоклонствa всего, что вообще не Творец, если это оказывается важнее. А не о том, что материальная жизнь не должна быть в любом проявлении источником радости.
Не, погодите. Я говорю о том, что статья в интернете, описывающая выводы из личного опыта и личных наблюдений - это тоже текстовый источник) Вот есть материальная жизнь, отвлекающая от духовного по списку. Вот есть пост перед пасхой, помогающий сфокусироваться на духовном. Если вы под словом "текстовый пример" понимаете только какой-то конкретный ограниченный набор официальных источников, а не просто описание словами - это, конечно, другой вопрос)
Да-да, я именно это хотел сказать : что не припомню текстов, которые бы это иллюстрировали собой : что вон, мол, как раз время особо сложное, чтоб не отвлечься. Наверное, надо было яснее выразиться)
Да, получается, что вы скорее об исторической стороне вопроса с включением только религиозных текстов, а Юля (и я в данной ситуации) - про практическую сторону вопроса)
Пост - если о Великом Посте, а не отдельно лично принимаемом - это солидарность со Страстями Христа. Влияние аскезы на мирян, конечно, имеет свою увлекательную историю, особенно на Востоке, где схимничество особо уважаемо и может интерпретироваться, как идеал... и там, где вершина египетской концепции монашества, одной из многих, возвращалась в города, откуда когда-то убегала в пустыни. Но цель инструментализации аскезы, по идее, это концентрация внимания на этой добровольной солидарности, чтоб поменьше отвлекаться. А про весну и птичек, ну так апостол Павел просто советовал жениться, если очень упрощённо. Но всё, конечно, многогранней :))
На самом деле, это во многом кажется, что не то что христианство - само радикальное схимничество мрачно. Почитать их конкретно, так там зачастую хватает света и умиления именно этим миром, и тому есть причины) Вот cxи-игумен Иоанн из Нового Валаама.
То, о чём ты говоришь, может напоминать о нахлынывавших иногда течениях - квиетизма там, пиетизма. А почитать... ну, скажем, исихастов с их Фаворским светом уже на земле, там совсем по-другому.
Непохоже на свет, живущий в глазах тех, кого мне видеть довелось. Причём не обязательно во внешне громком эквиваленте. Для света сколько темпераментов, столько и фломастеров)
Непохоже даже на дух тех, которые внутренним взором уже видели то, что за переходом так, что при сравнении ожидание становилось несколько нетерпеливым. Но от них веет мощью любви прежде всего, и ещё раз прежде всего. Тереза Малая, к примеру.
Центр христианства как религии , это Воскресение и воскресение. Переход, он именно в жизнь вечную, может, ты это и хотела сказать, но без этого дополнения звучит непонятно.
Весна в её пробуждении - это время вызывания в памяти творения вообще дорелигиозного, доземного. Рая, когда человек жил в гармонии с творением. И цитата
"Света становится всё больше. Внутри закипают соки, бурлит жажда распахнуться миру навстречу, проникнуть каждой клеточкой в весну, влюбиться, закружиться в экстатическом восторге от того, как это прекрасно - жить"!
для меня звучит словно сошедший с уст большинства христиан, каких я знаю.
Ну и да, для христиан, христианство есть религия, в которой не может быть эгрегора. Всё, порождаемое мыслями и любыми "эманциями", слишком не независимо от реальной духовности и духовной реальности.
Reply
Есть идеологический, богословский центр религии. Он же смысл, он же Дух, он же Любовь, свет, радость, жизнь вечная, вот это всё. То, вокруг чего строятся проповеди, пишутся богословские труды, то, о чём я сама писала лет 7, наверно. С духовным, ценностным, идеологическим пластом у христианства всё прекрасно.
Но есть обрядовый, материально проявленный центр: вокруг чего в реальности строится деятельность людей, которые входят в христианский эгрегор. И если в случае с некоторыми протестантами ещё можно говорить про жизнь в её физической, плотской проявленности, то по большей части христианство выстроено именно вокруг подготовки к смерти. Тексты служб говорят о покаянии и "не забери мя неготоваго", главные таинства посвящены подготовке к смерти (ну за исключением венчания, которое что-то в 7 веке появилось, кажется, по запросу трудящихся), пост - это умерщвление плоти...
Собственно, богословские обоснования того, что смерть не есть смерть, но переход к жизни вечной, что смерть - это радость встречи и возвращение домой - это всё очень хорошие, красивые слова, и на духовном уровне вполне рабочие. Но по факту они про смерть. А смерть, когда мы сталкиваемся в реальности, а не в богословских трактатах, - это телесный процесс. На телесном уровне он вызывает очень много страха, тяжёлой энергии, с которой христианство как раз табуирует работу. Только радость, только небо, только ветер, а всё, что ниже этого, мы назовём грехом, злом и просто отрежем.
Да, я знаю, что внутри христианской парадигмы нет понятий эгрегора. Хотя Википедия говорит, что книга пророка Даниила что-то там пишет про эгрегоры (но это фигня, слово появилось позже).
Но непризнание христианством существования эгрегоров никак не мешает этим им существовать и оказывать влияние на самих христиан (да-да, и на тебя в том числе :))
Что такое реальная духовность, вопрос открытый. Реальна ли духовность тех, кто с унылыми лицами заполняет храмы в дни Великого поста?
Reply
"А мужики-то не знают".
Ну солнц. Это тебе кто-нибудь сказал? Ты же не Гольбаха, право слово, читала, и не Ярославского. Оно даже не думало делиться на идеологически-концептуальную и "обрядовую" стороны. В обряде важна реализирующая, расширяющая границы "того, из чего он сделан," отсылка, символика, вовлечённость его в Таинство, но именно, как связка именно с этой жизнью. Христианство строится, и Таинства помогают выстраивать этот ритм, вокруг присутствия сверхъестественной реальности на земле и в живущих людях, в чем центральна Евхаристия. Всё это от евангельского напряжения "ещё нет - уже есть", и об этом очень много написано.
В центре, конечно, спасение. Но спасение актуализируется здесь. Там будут последствия.
В центре христианской жизни - Царствие уже здесь. В этом смысл, опять же, Евхаристии. Но оно может наступить внезапно, без перехода, а со Вторым Пришествием Христа. В древности его ждали с минуты на минуту при жизни, да и в последующиe века, бывало, вплоть до нынешних (особенно протестантских) течений, весь быт организовывался как раз вокруг этого.
Таинство Соборования тоже есть. Всё вместе просто. Про то, что в матчасти по просьбам трудящихся, могу посоветовать раздел о Таинствах Катехизиса КЦ. Тaм всё очень доходчиво, он есть в сети.
Про эгрегор ты газлайтингом не занимайся. Не оказывает :))) Но о том, кто во что верит, мы спорить не будем) Чтоб не спорить бесконечно.
Про пост же всё в Евангелии сказано : в смысле том, что, когда постишься, нанеси, типа, лучший макияж. Чтоб вид был уж всяко не унылый. А про то, кто с какими лицами, речь о соответсвии аутентичности, а тут уж не нам каждого судить.
На самом теле тема очень интересная, но замечаю, что мне, говоря о ней, хочется смешать немножко две : о переходе и о свете-немрачности. А это не одно и тоже, хоть и пересекаются :)
Reply
И в общем с интересом читаю вашу дискуссию и пока не очень понимаю, согласны ли вы вот с этой идеей)
Reply
Ну как... у сект и вправду такое есть - как раз так и работает, о, мимокрокодил ! ему интересно! вовлечь в оборот :))
Ну, а вообще, механизмыпополнения неоскудевания, конечно, есть - от миссионнерских вообще везде, до молодёжных душепопечительских на Западе. Только вот с такими целями, как маркетинг и статусность, не соглашусь. Человек, у которого призвание этим заниматься и организовывать, конечно,может по внутренним мотивам желать не спасения людей, и не защиты общества от идолопоклонства, или кто как формулирует, а панагии золотой, как бы в какой религии она не именовалась :) Но это уж его личный вопрос на предмет соответствия аутентичной цели религий (конкретной), которая по определению другая.
По поводу "канализации" чего-нибудь именно к весне не встречал, признаться, нио одной идеи :))
Reply
С весной я вижу две отдельные концепции: что по весне штырит (практический опыт, статьи по психологии и биологии, наблюдения на людьми, etc), и что христианский пост подразумевает обратить внимание на свои отношения с богом, а не на мирское и греховное (вот тут уточните, если я неправильно помню то, что читала в разных источниках достаточно давно, но так или иначе это же зачем-то нужная духовная практика?). Сочетание этого на практике достаточно логично приводит к тому, что если вдруг штырит куда-то не туда, пост в соответствующее время действительно выглядит хорошим и своевременным способом восстановить свою связь с идеями христианской религии, в исходном посте, о котором дискуссия, я примерно эту идею считала)
Reply
Да, Вы помните совершенно верно, на отношения. В этом смысле важно, чтоб ничего особо не отвлекало от концентрации на это.
Если Вам интересно, я могу тексты какие-нибудь поискать.
Тут важно то, что пост - ещё и очень благоприятное время для покаяния. Они вдвоём хорошо работают вместе=) А вот тут уже вопрос о грехах - а в чём же ещё раскаиваться - встаёт особо ярко.
Reply
Вот, ну и с постом, значит, получается, что время обратить внимание и силы на духовное (отношения с духовным, покаяние, и так далее) случается как раз когда внешний мир особенно от этого отвлекает. Я просто по исходной дискуссии не очень поняла, согласны вы с такой формулировкой или нет, поэтому и спросила)
Reply
Дело в том, что Великий пост - штука календарная. Он связан с переживаниями Страстей и Пасхи, именно поэтому и приурочен к весне. А случано ли такое совпадение - другой вопрос, но это не люди подгадывали.
Reply
А вы сейчас об иллюстрациях какого рода?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment