ЯК-42. Послесловие дилетанта.

Nov 29, 2011 09:41

Ниже - кадр из ролика реконструкции полёта, представленном на
официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК).



Бортмеханик объявляет расчётную скорость отрыва передней стойки шасси - 190 км/час.
Внимание на спидометр! (средний ряд, правая шкала).
На нём не озвученные 190, а где-то175!
Переднее колесо уже постукивает по полосе! Самолёт почти готов оторваться, ЯК «всё устраивает» - ещё чуть - чуть и он окажется в воздухе, законы физики на его стороне.
При этом пока никаких действий, чтобы «помочь» самолёту взлететь (взять на себя штурвал, увеличить тягу двигателей, изменить угол стабилизатора) экипаж ещё не предпринимает.
Самое страшное начнется через секунду. Предпосылки катастрофы видны на приборах: ноги кого-то их лётчиков лежат на педалях неправильно, и тормозные усилия НЕ равны нулю (нижний ряд, левая шкала). Сейчас будет фраза - «Поднимайте!», и командир или второй пилот потянут штурвал на себя, одновременно рефлекторно на «противоходе» всё сильнее и сильнее упираясь в тормоза.

Получается, неисправный спидометр у бортмеханика стал решающим фактором в цепи событий, приведших к катастрофе. Прибор показывал цифры больше реальных примерно на 15 км/час. Соответственно, начали отрывать самолёт при скорости, которая взлёт в принципе не позволяла. ЯК и не взлетал..
Удивились, сильнее взяли на себя, изо всех сил уже тянут, не понимая происходящего. Переходят на взлетный режим двигателей, пытаются переставить стабилизатор, паника…

Вопросы дилетанта:
- почему в ЯКах такие «хитрые» педали? (нажимая на верхнюю часть - тормозишь, нажимая на нижнюю часть - рулишь).
А если не нужно ни тормозить ни рулить - куда вообще ставить ноги и во что упираться?
- раз уж педали такие как есть, почему нет «защиты от дурака» или хотя бы яркой индикации (звукового оповещения), что началось подтормаживание?
- почему пилоты не смотрят на важные приборы?

…Хотя, на последний вопрос, наверное, ответ есть:
по статистике, чаще тонут те, кто хорошо умеет плавать...
***

Для иллюстрации - ещё два кадра с реконструкции,
они не оставляют сомнений в двух вещах:
- чем дольше и сильнее «висят» на штурвале, тем сильнее давят на тормоза
- бортмехаником всегда озвучивается скорость значительно больше фактической





авиакатастрофы

Previous post Next post
Up