Видеозапись мировой премьеры новой оратория для солистов, смешанного хора и ансамбля этнических и симфонических инструментов «Путешествие лирника, познавшего у разных народов, как играют песни во славу Божию». Музыка Ивана Вишневский, слова протоиерея Андрея Спиридонова. Премьера состоялась 15 мая 2013 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках Московского Пасхального фестиваля. Дирижёр Илья Толкачёв. Вступительное слово музыковеда Алексея Вульфова.
Слова протоиерея
Музыка
Андрея СПИРИДОНОВА
Ивана ВИШНЕВСКОГО
Оратория
ПУТЕШЕСТВИЕ ЛИРНИКА,
познавшего у разных народов, как играют песни во славу Божию
Либретто 1-й тетради
ПЕСНЯ ЛИРНИКА
Дай нам ведать Тебя всею мыслию
И дух кротости водвори в сердцах,
Даруй лиру нам сладкозвучную,
Да славится имя Твое в веках.
Пусть дорогу судил нам трудную,
До Креста народ возлюбя,
Вручил каждому веру чудную
Всем дыханием петь Тебя!
Хвалите Бога во святых Его,
Хвалите Его во утвержении силы Его.
Хвалите Его на силах Его,
Хвалите Его по множеству величествия Его.
Бурю внешнюю, бурю злую
Мирным духом в нас победи,
Тобой избранную Русь Святую
В славословии утверди!
Хвалите Его во гласе трубнем,
Хвалите Его во псалтири и гуслех.
Хвалите Его в тимпане и лице,
Хвалите Его во струнах и органе.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных,
Хвалите Его в кимвалех восклицания.
Всякое дыхание да хвалит Господа.
РУССКИЕ СОЛДАТЫ
В КРЫМСКОМ ПЛЕНУ
А как шли три полка солдат,
Меж собою речь говаривали:
По квартирушкам расположимся
И все, братцы, мы переженимся,
Красных девок возьмём купеческих,
Будем есть и пить всё готовое…
Только вышли тем солдатушкам
Мать сыра земля во квартирушки
Да женитьбою - лютый плен.
А как шли
Ещё три полка…
РАССКАЗ ШОТЛАНДЦА
В берете ярко-синем
И в юбке до колена
Поспорил с другом ближним:
Чьей будет завтра Энна.
Невесты краше не сыскать
Среди озёр округи,
И чьей женой ей должно стать -
Вопрос не праздной скуки.
Родитель мой - прощай уют! -
Торговый бриг направил
За прибылью на знойный юг,
Над всем меня поставил.
Господь судил всему пропасть
Средь скал и волн стремнины:
Взамен любви вкусить дал всласть
Неволи и чужбины.
ПЕСНЯ НЕВЕСТЫ ПЛЕННИКА
Без тебя жить невозможно,
Всё равно что без души.
День и ночь - всё будет ложно,
Возвратиться поспеши!
Поспешай из дальних далей,
Из неведомых глубин,
Чтоб враги тебя не взяли,
Чтоб вернулся невредим!
Больше нет для жизни силы,
Белый свет давно не мил.
Пусть твердят, что из могилы
Весть никто не приносил,
Всё равно ждать буду вечно
Всем назло врагам твоим.
Так вся Русь ждёт бесконечно
Всех, кто ею был любим.
ИЗ ИСПАНСКОЙ ПОЭЗИИ
Мне радость как горе и счастье лишь снится,
Со шпагой пойду против строя мушкетов,
Под солнцем чужбины я словно в темнице,
Но тьма не объяла Царя горних Светов.
Мне тысячи лет как мгновенье худое,
И в утлом челне не страшусь я эскадры,
И мне клевета - наравне с похвалою,
Ведь тьма не объяла огня Солнца Правды.
И стены тюрьмы мне дороже полатей,
Здесь воздух свободы ценней аметиста,
От радости - слёзы, от горя - не плачу,
Ведь тьма изгоняется Словом Пречистым.
Спасенья взыскуя, нельзя здесь иначе,
Господь на Голгофе поникнул бессильным,
Кто нищ ради Царства, всего тот богаче,
Ведь тьма расточается Светом обильным.
РУССКАЯ ПЕСНЯ
Коль была бы такая оказия
Послать весточку во родную сторонушку,
Не кручинились чтобы отец с матерью
Больше должного,
Почитая меня за усопшего,
За изгибшего в ратном подвиге,
Чтоб молились о мне да во здравие
В лютом полоне пребывающа,
В агарянской стране изнывающа…
Коль была бы такая оказия!
ИЗ ШВЕДСКОЙ ПОЭЗИИ
Не нынче, так завтра, не нынче, так завтра
Судьба улыбнётся, любезный мой друг,
Пожар в старом доме, затопленный луг -
Не стоят того, чтоб предаться кручине
При северном ветре, погасшей лучине!
Не нынче, так завтра, не нынче, так завтра
Увидишь, теплее есть крови из раны,
Обширней песка, поглотившего страны,
Нежнее всех лилий у ног всех невест
И выше над морем прохладных небес…
Не нынче, так завтра, не нынче, так завтра -
В проигранной битве и в горькой судьбе -
Спаситель во тьме!
ПЛАЧ НЕВОЛЬНИЦЫ
Отворилась-ко, дверь да ты дубовая -
По пятничкам теперь да по железным,
По петелькам теперь да по булатным,
Да по этому порогу твердокаменному!
Не от ветрышка теперь да не от ласкового
Потихоньку дверь да отворяется,
От пяты да ига басурманского,
От неволи злой яко пропасть!
Приклонёна-то моя бедна головушка,
Утуплёны оци в широту земли,
Разлучил Господь с семеюшкой любимой,
Поосталось сердце моё, яко дитятко,
Во родимой далёкой уже сторонушке…
Мне пройти, бедной,
В незнаемый огромадный угол,
Мне крест да класть, горюше, по-писанному,
Аки Сам Христос взошёл на Голгофы холм,
Пощади моё неразумие,
Снизойди к моей животинушке!
Слезами я, как варом, обливаюся,
И, как птиченька, в тёмном лесе пугаюся,
Я теперь, Христе, дитё Твоё непостатейное,
Я неубранно, позябло хожу дитятко,
И нуждаюсь, Господь,
В сугубом Твоём утешении!
Яви мне во тьме солнышко ясное
В силе Твоей!
ПЕСНЬ ЗАПОРОЖЦЕВ
Хотевшие руссов наклонити до Рыму,
Недалече ушли от Крыму,
Которые славных козаков абы поймали,
Сами вневолю впали:
Ой, не будешь с козаков славу мати -
Лежать тебе, нехристь, не воевати,
Познайте суды Бога Святого, погани,
Побиемо все, кто тилько есть бисурмани!
Будемо, брати, и без посула
Ходити и дале Стамбула!
Полоненных руссов вивильняти,
Имя Господне прославляти!
На турчина и ляшску корону -
Бог с Пречистою нам оборона!
А даст Господь дочекати -
Будемо в Царьграде писни спивати!
+
Крупнейший композитор второй половины XX столетия Георгий Васильевич Свиридов утверждал, что XXI век будет веком песни. И действительно: если отмести коммерческие суррогаты музыки, песней в строгом смысле слова не являющиеся (ибо песня - это то, что люди поют вживую, а не только воспринимают с электронных носителей), наше время в настоящей музыке стало эпохой песенного расцвета. В России действуют, объединяя десятки тысяч искренних музыкантов, множество церковно-клиросных ансамблей и хоров, академических хоров, фольклорных ансамблей. Большинство участников этих коллективов - молодые люди. В последние годы в молодёжной среде набирает популярность движение этнических музыкантов, исполняющих народные песни и наигрыши как на русских малоизвестных инструментах (колёсной лире, гуслях, жалейках, рожках, колюках и т.д.), так и на инструментах других народов (например, существует несколько объединений волынщиков). Композитор И.С. Вишневский с начала 80-х годов работает с фольклором. Он говорит: «Когда регент Патриаршего хора храма Христа Илья Борисович Толкачёв предложил мне написать крупное сочинение на основе музыкального разноцветья разных этносов, он попал в сердцевину моих интересов. Но вместить весь мир в одно сочинение невозможно. Я целиком сосредоточился на музыкальных идеях, возросших в христианских европейских странах, тем более что в последние годы сочиняю всё больше церковной музыки. Считаю, что пора прекратить мнимое противостояние фольклорных и религиозных песнопений, раздуваемое кем-то из-за малограмотности, а порой и ради злонамеренного желания разъединить народ. Ради объединяющей цели и сочинялась оратория. Ведь на уровне конкретных епархий и приходов никакого противостояния нет, а есть творческое содружество».
Протоиерей Андрей Спиридонов, автор либретто, так рассказал о задачах, которые ставил перед собой: «Помимо достаточно непростой задачи - отразить стихотворными средствами особенности поэзии разных народов, - для меня было важно, чтобы данное произведение имело пасхальный характер. То есть прямо свидетельствовало о том, что основа христианской веры - Светлое Христово Воскресение, победа над смертью. Лирник, главный герой оратории, одновременно с перипетиями своей земной одиссеи переживает «сошествие во ад» вместе со Христом и, следом, совоскресение со Спасителем. Эта тема неизменна для любых времен и народов: какие бы драмы или трагедии не выпадали на долю того или иного верующего, а то и на долю того или иного народа, никакое зло не может победить главного факта мировой истории - Воскресения Христова, превозмочь Правду Божию и возможность спасения для жизни вечной. И каждый верующий во Христа не должен забывать об этом…»
Остаётся добавить, что в исполнении оратории принимают участие кадеты Московского военно-музыкального училища Министерства обороны РФ, сотрудничающие с хором под руководством И.Б. Толкачёва и участвующие в богослужениях Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя. Это добавляет к церковной и фольклорной традициям, звучащим в произведении, колорит специфической многовековой воинской музыкальной культуры.
Взято тут >>