Проповедь на обретение мощей святых мучеников во Евгении (7 марта по н.с.)

Mar 07, 2013 14:56



Проповедь о разочаровании, раздражении и о конформизме людей, распявших Христа и продолжающих делать это и по сей день. Проповедь читана в день рождения о.Димитрия.


Новый Завет. От Марка святое Благовествование

Глава 15

Во время оно 1 …совет сотвориша архиерее со старцы и книжники, и весь сонм, связавше Иисуса ведоша, и предаша Его Пилату.
2 И вопроси Его Пилат: ты ли еси царь иудейский? Он же отвещав рече ему: ты глаголеши.
3 И глаголаху на Него архиерее много.
4 Пилат же паки вопроси Его, глаголя: не отвещаваеши ли ничтоже? виждь, колика на Тя свидетельствуют.
5 Иисус же ктому ничтоже отвеща, яко дивитися Пилату.
6 На всяк же праздник отпущаше им единаго связня, егоже прошаху.
7 Бе же нарицаемый Варавва со сковники своими связан, иже в кове убийство сотвориша.
8 И возопив народ нача просити, якоже всегда творяше им.
9 Пилат же отвеща им, глаголя: хощете ли, пущу вам царя иудейска?
10 Ведяше бо, яко зависти ради предаша Его архиерее.
11 Архиерее же помануша народу, да паче Варавву пустит им.
12 Пилат же отвещав паки рече им: что убо хощете сотворю, Его же глаголете царя иудейска?
13 Они же паки возопиша, глаголюще: пропни Его.
14 Пилат же глаголаше им: что бо зло сотвори? Они же излиха вопияху: пропни Его.
15 Пилат же хотя народу хотение сотворити, пусти им Варавву: и предаде Иисуса, бив, да пропнут Его.

+

Пилат как человек несколько отстранённый от тех событий, которые происходили в это время в Иерусалиме, прекрасно видел, что Тот Человек, Который именовал Себя Царём Иудейским, ни в чём не виноват. Вообще, на верховного правителя в то время римская власть возлагала ещё и судейскую функцию. И как всякий человек, который время от времени должен вершить суд, он приобрёл немалый опыт, он был человеком немолодым. А когда нет никакой заинтересованности, то тогда лучше видно. Он прекрасно видел и чувствовал, что архиереи свидетельствуют против Христа из зависти. В чём же была зависть к Нему? А в том, что они были носителями внешней иерархической власти, а Он имел власть духовную, потому что слово Его было со властью, но эта власть - как некое дарование Божие, по-гречески «харизма». И поэтому получалось так, что народ его слушал и за ним шёл.

А почему же так случилось, что тот народ, который за ним шёл, ещё совсем недавно - несколько дней назад - встречал в Иерусалиме с криками «Осанна!», этот же самый народ теперь требует, чтобы он Его распял? Этому есть три причины.

Первая и самая главная состоит в том, что народ в Нём разочаровался. Но Господь не пытался кого-то очаровывать или давать какие-то предвыборные обещания, которые Он не выполнил. Что требуется и чего хочется большинству из людей, которые населяют землю? Только одного. Материального блага. Люди, которые встречали его словами: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне! Осанна Царю Израилеву Сыну Давидову!», думали, что вот Этот Царь теперь их освободит от власти римлян, от налогов, и они будут жить лучше, богаче. И вдруг они видят его связанным, избитым, окровавленным; видят его, стоящим на суде. А люди вообще все очень переменчивы. Сегодня он тебе будет в лицо смотреть, улыбаться, радоваться, чего-то такого желать, а завтра он про тебя будет слухи распространять, что ты вор, разбойник, злодей. Это всё, как две тысячи лет назад было, так и сейчас. Ничего не изменилось. Так что первая причина была в этом - в разочаровании.

Вторая причина заключалась в том, что предварительно была проделана очень большая работа среди народа. Человека можно настроить. Ну, например, совсем недавно в одно из подразделений нашего прихода пришла очень хорошая женщина с горящими глазами, исполненная энтузиазма, хотела потрудиться во славу Божию. А два других сотрудника, которые уже там трудились в течение довольно долгого времени - неделю, а может быть, и больше - стали её обрабатывать. Я даже не интересуюсь, по каким мотивам они это делали. И результатом этой обработки стало то, что она всё-таки отказалась. Я не знаю, довольны они или нет, чем они руководствовались… Может быть, боялись в её лице конкуренции… Вот человек где-то трудится. Или не трудится. Ведь каждый из нас знает, что есть немалое количество людей, которые вообще не трудятся, а их пребывание на службе никак нельзя назвать трудом, потому что они вообще не потеют. И в результате этого дело страдает. Но их давно уже то дело, на которое они поставлены, не заботит. Их волнует только одно - собственный интерес. Не дело, на которое они поставлены, а только то, что можно из этого извлечь. Какую пользу можно извлечь для себя, для своей семьи, для своих детей. А само дело их вообще не интересует. Поэтому очень много людей имитирует деятельность, особенно там, где спрос небольшой. Просто делают вид, что они очень заняты. Это тоже довольно хлопотно, но всё-таки не требует того, чтобы напрягать ум. Одно дело - решать какие-то задачи, которые поставлены перед предприятием, а другое - имитировать, что ты очень занят. И конечно, каждый человек, появляющийся рядом, который хочет трудиться, он представляет собой контраст.

И вот, Христос тоже представляет собой контраст. Все Его слова были словами правды. Если народ нуждался в пище, Он всех кормил. Если приходил больной, то Он его исцелял. Если он даже вдруг умирал, то в отдельных случаях Господь его воскрешал. И что? Да ничего. Потому что человек по своей падшей природе - это есть неблагодарная свинья. Поэтому людям, которые по своей падшей природе являются неблагодарными свиньями, предпочтительней разбойник Варавва, который грабил, убивал, насиловал. Он им более понятен и более люб. Поэтому Христос, Который кормил, поил, исцелял, воскрешал, менее люб, чем разбойник, который грабил, убивал, отнимал, насиловал, присваивал.

Это всё в падшей природе человеческой. И Христос пришёл на землю, чтобы человека освободить от этого кошмарного состояния. От того состояния, когда люди вместо того, чтобы трудиться, совершают имитацию; когда они вместо того, чтобы быть добросовестными, становятся людьми с сожжённой совестью. Господь пришёл для того, чтобы у людей открылись глаза, и они увидели правду Божию, увидели свою жизнь, покаялись в грехах, стали другими. Ведь если все люди превратятся в имитаторов, то и народ погибнет, и страна погибнет. Чтобы выжить на земле, нужно не имитировать, а наоборот - трудиться. Чтобы с людьми жить в мире, для этого не надо из себя изображать что-то, чего нет и говорить стандартные, всем надоевшие слова. Как артисты эстрады, обращаясь к зрительному залу, кричат: «Я вас всех люблю!» Да что за глупости? Во-первых, ты никого не видишь, потому что на тебя светят прожекторы. В свете прожекторов ты не видишь зала. Как ты можешь любить того, кого ты вообще не видишь? А что ты любишь? Ты любишь славу - это во-первых, а во-вторых - деньги, которые ты получишь в результате концерта. Но как сказать? «Я люблю ваши деньги»? Это считается неприличным, потому что мы живём внутри христианской культуры. У нас, в нашей христианской культуре вот такую правду заявить - это считается неприличным. А каждый человек, даже если он некрещёный, он имитирует, он хочет выглядеть, как хороший христианин. Поэтому он всё время играет какую-то роль, всё время что-то из себя изображает, камуфлирует свою жадность, свою любовь к деньгам. Поэтому все люди говорят фразу: «Мы вам хотим помочь. А не надо ли вам это?» - «Нам - надо. А вы можете сделать?» - «Можем» - «А сколько вы за это возьмёте?» И человек сразу называет три цены, чтобы потом поторговаться, спустить её до двух цен, и на этом нажиться, никаких усилий к этому не прилагая. Потому что трудиться-то будет таджик. А этот что будет делать? А этот только поговорил, и всё. И его не интересует ни качество работы, ни как будет выглядеть результат, вообще ничего. А что его интересует? Только твои деньги. А как человек это подаёт? А подаёт он это так, как будто пришёл такой человек, который вдруг спросонья захотел нас облагодетельствовать. И понятно, что Бог это всё видит.

И когда люди живут в этой неправде, постепенно жизнь приходит к такому состоянию, когда жить становится невозможно. Вот, сегодня одна женщина пришла, рассказывает, что у неё умер родственник. И сразу в квартире оказалось три человека из разных агентств ритуальных услуг. Наперегонки: кто что с неё будет иметь. Перед этим приезжал врач скорой помощи: «Ничем не можем помочь, вот только если отвезти в больницу, но даром не повезём». Давай деньги. Она говорит: «А сейчас нельзя чем-то облегчить, исходя из тех медикаментов, которые у каждого врача должны быть с собой. Я понимаю, человек при смерти, везти в больницу нецелесообразно» - «Нет-нет, ничего мы не можем». Но это же не так. Любой пятикурсник медицинского института скажет, что можно сделать в этой ситуации… А когда-то это была самая гуманная профессия. И во что она превратилась? Что врача интересует в пациенте? Только возможность снять с него дополнительные деньги. Да, все знают, что у нас врачи не достаточно получают, и система эта, конечно, работает безобразно. Но само отношение к человеку - не то, что абсолютно равнодушное, а денежно-финансовое.

И вот, Христос хочет, чтобы это изменилось. Чтобы люди относились друг к другу иначе. Иначе. И это иначеназывается с любовью. Чтобы каждый пациент был тебе как твой родной брат. Но не такой брат, с которым ты 20 лет уже не разговариваешь, а тот с которым ты общаешься, он тебе действительно родной человек, и ради него ты должен постараться. Ведь бывают и между братьями такие отношения, что хуже, чем между врагами, и даже готовы друг друга и посадить. А сейчас уже и дети родителей убивают за 30 рублей.

Но то, что Господь принёс - это не надо. Они ждали другого. А зачем для Бога давать людям другое? Если людям в ответ на их нелюбовное, безжалостное друг к другу отношение, когда каждый хочет нажиться на другом, давать долгое здоровье, жизнь по 250 лет, чтобы у всех всё было хорошо и на работе, и дома, и всегда была хорошая погода, а если дождик, то только ночью, когда спят, чтобы крепче спалось, чтоб не было перепадов температуры, чтобы запустил руку в карман, а там деньги, даже страшно себе представить, во что тогда превратятся люди. Они превратятся в окончательных безжалостных сволочей. Потому что сама жизнь - а жизнь эту Господь устраивает нам - она понуждает нас всё время кому-то оказывать милосердие, в чём-то нажимать на свои пристрастия, в чём-то уступать и так далее. То есть Господь через жизнь хочет нас научить любви. А мы сопротивляемся. Мы хотим, чтобы у нас осталась только одна любовь - это любовь к деньгам. Но у нас она и так есть, и она в избытке. Она, как раковые клетки, которые лишние в организме, и растут с избытком, ведь они не нужны, чтобы так заслонять собой всё пространство организма и убивать его. Они только всё портят. Так и избыточная любовь к материальным благам убивает всё живое. Когда мы путешествуем и видим всякие прекрасные здания, всякие памятники архитектуры, мы думаем: «Какая была прекрасная цивилизация». А куда она делась? Куда это всё исчезло? Почему остались одни руины? Всё погубило отсутствие любви и пристрастие к деньгам. Все войны из-за денег. В одном Ираке уже убили миллион человек, причём людей, которые вообще ни к чему не причастны. Просто кто торговал, кто на какую-то работу ходил… Пришли совершенно другие люди, наняли третьих, устроили войну. И вот, ни за что ни про что… А сколько людей сами себя взорвали? Им объяснили, что это твой друг, а это враг, а если хочешь в Рай, ты обмотайся тринитротолуолом и рвани, вместе с собой сотню человек унеси. И вот это есть добро. Так же и архиереи. Перед ними стоит Христос, Который каждого из них создал, Который сошёл с небес, стал Человеком, чтобы вернуть людей к любви. А они кричат: «Распни!» И ведь распяли же. А Варавву-то отпустили.

У одних - зависть, у других - разочарование и раздражение. А у третьих? У Пилата? А у него - конформизм. Он тоже спокойно выбирает: «А что мне более выгодно? Если сейчас я им не уступлю, а вдруг они взбунтуются? А в Риме? Как на это посмотрят?» Ну как посмотрят … «Ну вот, опять евреи там бунтуют. Что там? Кто там у нас прокуратором-то будет? А, Понтий… Это Пилат который? И что, опять не может с ними там разобраться? Убрать его». И вот он думает: «Вот невинный Человек… - а он видит, что Человек совершенно невинный. - Ну и шут с Ним. Шут с Ним, с невинным. Я лучше убью этого невинного, зато ещё несколько лет посижу на этой должности». А всякая должность - это доход. И опять, чтобы сохранить свою не очень прочную власть, а с ней и денежки, готов убить совершенно невинного. Даже жена к нему приходила, говорит: «Ты знаешь, я сон такой видела». А для людей, у которых нет истинной веры, сон - это очень серьёзный аргумент. «Мне, - говорит, - приснилось», а я отвечаю: «А мне зелёный крокодил приснился». И что? На основании того, что приснился зелёный крокодил, нужно свою жизнь, что ли, менять? Но при всём суеверном внимании ко снам на Пилата даже это не повлияло. Почему? А любовь к этой маленькой власти и к этим не очень маленьким деньгам заставляет убивать Человека, Который совершенно ни в чём не виновен. Оценим масштаб этого поступка. Возьмём всю историю человечества (несколько тысяч лет), и вот, по этой земле в течение этих тысяч лет ходили сотни тысяч миллионов людей. И из всех людей, которые ходили до того от Адама до сегодняшнего дня и от сегодняшнего дня до конца света, если всех этих людей подсчитать, их будет уже не миллионы, а миллиарды - вот лучше Того, Кого убил Понтий Пилат, не было. Представляете, какая слава? Ты убил лучшего. Молодец. И из-за чего? Из-за должности. Известно из истории, что всё равно Понтия Пилата вскоре с должности сняли, и вообще мы знаем о его имени только потому, что он убил Иисуса Христа. А так - мало ли было прокураторов в Иудее. Ещё из-за чего он так поступил? Из-за денег, которые он извлекал из этой должности, потому что каждая должность приносит человеку деньги. Человек-то стремится к должности не для того, чтобы на этой должности сделать как можно больше для людей.

Умер смешной человек - Уго Чавес. Очень весёлый и смешной. И несколько стран объявили у себя траур, а миллионы людей вышли на улицу, всю ночь там провели, и плачут. А почему? А потому что Уго сделал в своей стране практически бесплатным бензин. А почему он так сделал? А потому что нефть ведь принадлежит всем. А в России? А в России бензин по такой же цене, как и по всей Европе, хотя у нас бензина больше. Вот, собственно, всё очень просто. Он стал президентом для того, чтобы постараться, как он мог, как он это понимал, хоть что-то сделать для своего народа. А не просто для того, чтобы ругаться с северным соседом. И он реально сделал. А для большинства должность - не для этого, не для того, чтобы кому-то что-то сделать. Я ещё не встречал богатых людей, которые дошли бы до такого сознания, чтобы они говорили: «Мне богатство дано для того, чтобы я послужил этим бедным». Какую-то часть - обязательно. Так не бывает, чтобы богатый человек ничего не уделял бедным. Но такую часть, которая не заметна ни для него, ни для его благополучия. Вот это - да. Если ты очень богат, даже и такая твоя жертва - это очень неплохо. Но Христос сказал нам через своего апостола: «Сильные должны немощи немощных сносить» (Рим. 15, 1). А вот этого, увы, нет. И в этом нужно постоянно упражняться. Но, к сожалению, вместо упражнений - сплошная имитация.

А христианство - это жизнь по-настоящему. А жизнь без Христа - это сплошная имитация жизни. И в результате вместо вечной жизни человек получает её имитацию. А что такое имитация вечной жизни? Это дорогой памятник на кладбище, пышные похороны. Но покойнику от этого - никакого смысла. От этого усопшему - никакой радости. Это только подпитывает тщеславие тех, кто остался. Вот нам бы всем хорошо бы об этом задуматься.

Спаси всех Господи.

Взято тут >>

конформизм, Евангелие от Марка, проповедь, Понтий Пилат, раздражение, разочарование, Варавва, день рождения

Previous post Next post
Up