Руслан Ткаченко. Институционализация родительского движения

Feb 08, 2013 11:18

Один из руководителей Московского Городского Родительского Комитета, Руслан Анатольевич Ткаченко, размышляет о трёх источниках и трёх составных частях современного родительского движения в России, что весьма актуально, так как в последнее время от некоторых представителей этого движения можно услышать в качестве аргументации знакомый категорический императив: «Наше движение всесильно, потому что оно верно», - хотя реальность зачастую свидетельствует об обратном… «а Васька слушает да есть»…


Встраивание родительских организаций в институт социально-ориентированных НКО

В начале немного занудной социальной теории.
Социальный институт - исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающая выполнение жизненно важных для общества функций, и включающая совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.
Институционализация - процессы, в ходе которых социальные практики становятся достаточными и долговременными, так что их можно представить в виде социальных институтов.
Объяснить это человеческим языком проще на примере общеобразовательной школы. Когда-то давно школы, как института, не существовало, обучение детей проходило в семье силами родителей или нанятыми учителями. Затем количество знаний, которые можно и нужно получить, стало резко расти. Количество детей, которым нужно передать специфические знания - тоже. Появились и другие запросы со стороны общества и государства к процессу обучения детей, которые семья не могла удовлетворить. К тому времени уже появились некоторые школы как учебные заведения, на их основе и сформировался новый социальный институт - школа, со своими правилами и ролями. Сегодня для нас эти роли и правила очевидны. Институт школы сейчас существует как самостоятельный субъект, который взаимодействует с государством, обществом и с отдельными людьми, и все с этим согласны.
Процесс, начиная от появления проблемы образования и заканчивая окончательным оформлением школы как института, и есть институционализация.
Институционализация проходит через определенные этапы:
1) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместны действий;
2) Формирование общих целей;
3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) Институционализация норм, правил и процедур, то есть их принятие , практическое применение;
6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Читать далее >>

родительское движение, НКО, Родительские комитеты, Руслан Ткаченко, лоббирование семейных интересов, ювенальная юстиция

Previous post Next post
Up