5 июля ополченцы оставили два самых знаковых города, ставших символами всего сопротивления - Славянск и Краматорск. Украинские власти рапортуют о знаковой победе, между тем реальная ситуация для Киева даже усложнилась.
Символ пал, бойцы целы
Сначала отряды ополчения под командованием министра обороны ДНР Игоря Стрелкова (ранее обещавшего обороняться до конца) утром в субботу пробили кольцо окружения и вырвались из Славянска. По словам Стрелкова, город был обречен, и он решил не класть попусту всю свою бригаду. Сам он во главе с частью бойцов отправился в столицу ДНР Донецк, а другая часть ополченцев отправилась в Краматорск. Впрочем, в Краматорске они задержались ненадолго - в тот же день город также решили оставить. «Краматорск расположен неудачно, и его неудобно было оборонять. У нас там практически не было укрепленных позиций. Поэтому командование приняло решение оставить город», - пояснили в ДНР. Над обоими городами сейчас развеваются украинские флаги
Взятие двух городов вызвало настоящее ликование у официального Киева. «Сегодня наступил переломный момент в борьбе с терроризмом на востоке нашей страны. Сепаратисты пытались превратить Славянск в символ борьбы против нашей Родины, но именно этот город станет символом победы независимой и единой Украины над российскими наемниками и террористами», - заявил спикер Верховной Рады Александр Турчинов. Президент Петр Порошенко сообщил о награждении отличившихся солдат и пообещал продолжить антитеррористическую операцию (АТО) до победного конца.
Однако если абстрагироваться от эмоций и проанализировать ситуацию, то можно увидеть, что никакого «переломного момента» не произошло. Славянск был Сталинградом только в умах ультрапатриотической части населения и подразделений «диванного спецназа». В глазах же лидеров ДНР Славянск был, скорее, Фермопилами. Основная задача обороны Славянска была в том, чтобы максимально задержать наступление украинских войск. За это время к обороне должны были подготовиться другие города ДНР, а власти самой республики получали возможность заняться формированием местных органов власти. И с этой задачей ополчение Славянска во главе с Игорем Стрелковым успешно справилось, причем даже лучше, чем их исторические предшественники две с лишним тысячи лет назад - бывший прапорщик российской армии превзошел в тактике украинских генералов, и смог несколько месяцев оборонять Славянск от многократно превосходящих сил противника. Причем покинул он город с куда большим числом бойцов, чем было у него вначале (не говоря уже о полученном опыте, бронетехнике, которой на момент занятия Славянска у Стрелкова не было).
Конечно, существовало искушение сменить цель и действительно превратить Славянск в Сталинград - однако с военной точки зрения это могло стать катастрофой. Дальнейшее нахождение в котле самой боеспособной, обстрелянной и эффективной группировки ДНР было абсолютно бессмысленно. И ладно если бы она вела наземные бои, где можно нанести значительный урон в живой силе противника - но это было невозможно, так как украинские силовики просто окружили город и утюжили его из артиллерийских стволов. Сейчас же силам сопротивления «удалось выйти на оперативный простор с минимальными потерями, чтобы продолжить борьбу», - заявил депутат парламента ДНР Мирослав Руденко.
На Донецк
Сейчас, после взятия всей Краматорской англомерации, у украинских силовиков открывается возможность вести полномасштабное наступление на Донецк. Однако в ближайшее время оно маловероятно - украинской армии нужно как минимум передислоцировать личный состав, бронетехнику и артиллерию из славянской группировки к столице Донбасса. «Это время можно эффективно использовать для завершения процесса объединения сил ополчения, их централизации под единоначальное командование, улучшить качество связи и коммуникации войск, усилить снабжение войск, прежде всего тяжёлым оружием (артиллерией и бронетехникой)», - пояснил один из лидеров ДНР Павел Губарев.
Вопрос о консолидации сил ополчения действительно крайне важен, если даже не ключевой - в отличие от Луганской народной республики (где более-менее соблюдается принцип единоначалия и выстроена четкая вертикаль власти) в Донецке был разброд и шатание. Отдельные группы ополчения действовали независимо друг от друга, и несколько раз даже устраивали взаимные перестрелки и штурмы. Во многом это было связано с тем, что в отличие опять же от того же Луганска у донецкого сопротивления не было сильного харизматичного лидера. Сейчас же в лице Игоря Стрелкова - героя обороны Славянска - он появился, причем сейчас Стрелков может физически присутствовать в Донецке. «Более того, теперь стало возможным сплотить все группы ополченцев, которые расположены в Краматорске, Дружковке, Горловке, Донецке, Макеевке и других городах», - говорит Мирослав Руденко. Поэтому аналитики полагают, что в ближайшее время действия подразделений ДНР станут куда более эффективными.
В свою очередь, осада и штурм Донецка станет для украинских войск куда более сложным испытанием, чем осада Славянска. «Мы помним, как трудно было отбивать у врага небольшой Славянск, полный мирных жителей. Воевать же в областных центрах, учитывая огромную численность мирного населения, будет тяжелее во многие разы», - признается самоназначенный пресс-секретарь АТО Дмитрий Тымчук. Однако самое главное в том, что украинской армии будет в разы тяжелее применять свой вариант ведения антитеррористической операции - ковровые бомбардировки и артобстрелы с минимальным участием наземных подразделений. Ведь одно дело утюжить стотысячный Славянск, а другое - бомбить миллионный Донецк.
Победы не будет
В Киеве, похоже, не понимают, что на избранном ими пути победы быть в принципе не может. Проблема в том, что любой исход антитеррористической операции - военная победа ополченцев, интервенция России, затягивание АТО, или даже ликвидация украинскими войсками «сепаратистских образований» - может стать поражением киевской власти. В первом случае (хотя он и маловероятен) восстание может распространиться на все юго-восточные области, и в среднесрочной перспективе приведет к тотальному распаду Украины и образованию на ее западных остатках националистически ориентированного государства. Во втором случае этот процесс ускорится при помощи российских миротворческих войск - причем украинцев не должен обнадеживать тот факт, что Россию за это вторжение накажут санкциями.
Затягивание АТО (от которой теперь, после взятия Славянска, отказаться Порошенко будет очень непросто) приблизит коллапс украинской экономики и продолжит крайне неприятную для Киева тенденцию атомизации украинской власти (когда за счет военных действий все больше этой самой власти оказывается в руках олигархов, финансирующих батальоны самообороны и превращающих эти отряды в собственные армии). Наконец, даже победа в АТО не станет победой в борьбе против сепаратизма. После бомбардировок и артобстрелов городов Донбасса, после крайне специфической риторики центральных властей и украинских СМИ в адрес тамошнего населения местные жители вряд ли изменят свое крайне враждебное отношение к Киеву.
И тот факт, что у украинских властей не будет ни времени, ни средств, ни желания для восстановления разрушенной их войсками инфраструктуры и экономики региона (требование премьера Арсения Яценюка к губернатору Донецкой области Сергею Таруте за сутки восстановить нормальную жизнедеятельность Славянска выглядят как издевка - город разбомблен, в нем нет электричества и воды) явно не добавит Киеву легитимности. В свою очередь, после окончания АТО, Петру Порошенко нужно будет решать вопрос о разоружении проукраинских батальонов самообороны, бороться за власть с Игорем Коломойским, а также вплотную заниматься экономическими вопросами, многие из которых выглядят попросту нерешаемыми.
Взято тут >>