Протоиерей Андрей Спиридонов. Хроники Эллизора. Чужестранец

Jan 24, 2014 13:04





На страницах фантастической повести «Чужестранец», которая является первой частью фэнтези-саги «Хроники Эллизора», автор, протоиерей Андрей Спиридонов, не только проводит своих героев через невероятные приключения и опасности в мрачном и пугающем мире, возникшем на обломках былой цивилизации, но и пытается осмыслить важнейшие бытийные вопросы, связанные с верой и неверием, магией и противостоящей всякому магизму помощи Божией.

Для автора очевидно, что в любую историческую эпоху, даже в жёстком и жестоком антураже постапокалиптического фэнтези, где, как кажется на первый взгляд, сама идея Бога является чем-то инородным, не вмещающимся в логику этого жанра, возможен разговор об основных христианских ценностях, о том, что «душа человека по природе христианка».

Честь и благородство, самопожертвование и служение высшей идее не могут окончательно оставить представителей человеческого рода, потому что Бог не оставляет человека своим незримым промыслом. Об этом и повествуют «Хроники Эллизора», оригинальный литературный опыт в жанре православной фантастики.

Книгу можно заказать на сайте православного интернет-магазина «Смирение» или непосредст­венно у издателей по телефонам:­ 8 (495) 657-44-70, 8 (916) 692-91-15.


«Чужестранец» протоиерея Андрея Спиридонова как попытка современного православного фэнтези

Что такое жанр фантастики вообще? Можно ли этот жанр соотнести с евангельским миропониманием?

Протоиерею Андрею Спиридонову, автору «Хроник Эллизора», представляется, что фантастика в лучших своих проявлениях, это прежде всего иносказание, притча. И этот жанр можно использовать для того, чтобы донести до читателя сумму определенных идей, которые по каким-то причинам автор не может или не хочет выразить средствами из арсенала одного только реализма.

Быть может, ещё и потому, что реалистическая традиция не всеохватна для некоторых сверхзадач. Автор «Чужестранца» (первой части «Хроник Эллизора») считает, что иносказание присутствует и в проповеди Самого Христа в Евангелии. Таковы евангельские притчи.

Очевидно, что Спаситель говорит притчами, когда желает рассказать слушающим нечто о Царстве Небесном, когда речь заходит о неизъяснимом, о том, что недоступно рациональному пониманию человека грешного, ещё в Адаме и Еве утратившего возможность видения вещей духовных. Дабы раскрыть суть этих вещей и показать, что необходимо для их достижения, Сам Господь порой использует принцип иносказания. Художественная литература, желающая быть христианской, также пытается говорить о духовном, о Царствии Небесном, о том, что нравственно необходимо для его стяжания, и о том, что может этому препятствовать.

Разумеется, в сравнении с Евангелием разговор этот ведется на гораздо более профанном уровне. И жанр фантастики или фэнтези здесь вполне приемлем, как иносказание вообще, как притча или сказка. Собственно, сам этот жанр в истории литературы далеко не нов. Чем знаменитые «Путешествия Гулливера», по форме, не фэнтези, пусть основным содержанием этого произведения и является достаточно злая социальная сатира? И не фантастична ли история Робинзона Крузо, сумевшего чуть ли не в одиночку в течение трех десятилетий создать на необитаемом острове настоящую цивилизацию? А что говорить о жанре волшебной сказки, который существует у многих народов и в котором элемент фантастики всегда присутствует?

Таким образом, мы видим, что фантастика в том или ином виде наличествует в литературе на всех этапах ее развития. К сожалению, произведения, созданные в жанре фэнтези и при этом проникнутые христианским мировоззрением, являются достаточно редким явлением. К ним мы можем отнести произведения Джона Рональда Толкиена и Клайва Стейплза Льюиса.

Если относительно эпопеи Толкиена, как христианского произведения, до сей поры споры ещё не утихли, то в отношении «Хроник Нарнии» и «Космической трилогии» Льюиса единодушия куда больше. Это, действительно, классика христианской фантастики с вполне отточенным не только приключенческим, но и богословским содержанием.

Современная же фантастика полна ужасов и пессимизма. Это и многочисленные «чужие» и «хищники», появление которых, опять же, не случайно. Это и наша экстремальная серия «Сталкер», где на развалинах Чернобыля лихие парни добывают себе всё новый и новый адреналин «в кровь».

Всё это говорит о том, что современное человечество взращивает в себе предчувствие катастрофы, ощущение и даже желание грядущих катаклизмов. Можно сказать, что, да, человечество заслужило конец своим безрассудным, греховным поведением. Однако апокалиптизм апокалиптизму рознь. Новозаветный «Апокалипсис» св. апостола Иоанна Богослова свидетельствует нам о духовном смысле всей истории человечества и пронизан настоящей христианской надеждой: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Нехристианская апокалиптика содержит в себе страх, уныние и ощущение беспросветности грядущих времён, основной задачей которых может быть только одно: борьба за выживание. Причём, как правило, борьба, имеющая магический характер. Со времён тех же «Хроник Амбера» Р.Желязны это не удивительно, потому что, если человек утрачивает целостное христианское мировоззрение и не желает вновь обрести его, на смену приходит более или менее изощрённое язычество. Естественно, что картины мира, возникающие в творчестве приверженцев того или иного магизма, страшны и бесчеловечны.

Может ли христианская литература существовать в этом, казалось бы, чуждом для неё пространстве? Можно ли здесь говорить о христианских смыслах?

Прозаические опыты в жанре фэнтези протоиерея Андрея Спиридонова свидетельствуют о том, что такие попытки имеют право на существование. Да, автор «Эллизора» сознательно играет на этом «постапокалиптическом» жанровом поле и помещает своих героев в некий странный мир, который является обломком недавней человеческой цивилизации, заброшенным, весьма возможно, в иную, тупиковую реальность.

Всё вокруг пронизано магизмом и борьбой за выживание. Существует лишь одно исключение, один оазис - сообщество под названием «Эллизор», которому каким-то таинственным образом в недавнем прошлом дан Закон, способствующий видимому благоденствию этого клана. Однако не всё так просто оказывается и в этом «королевстве»… «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3), - сказано в Священном Писании. Действительно, вполне надеяться можно только на Бога и утверждаться в этой жизни можно только с помощью Божией. Для того мира, который моделируется в «Хрониках Эллизора», Бог является фигурой умолчания.

Бог из этого мира изгнан в значительно большей степени, чем в любых исторических реальностях. Это, несмотря на весь магизм, - пострелигиозный мир. Бог в этом мире вынужден действовать инкогнито, Он в этой фантастической реальности - Чужестранец, да и сама эта реальность почти иллюзорна, хотя и наполнена конкретными персонажами.

Но одно оказывается несомненно: главные положительные персонажи «Хроник Эллизора», пройдя через все злоключения и своего рода мытарства, должны окончательно убедиться, что победить они могут, только научившись следовать нравственному закону внутри себя, то есть - любви, духу самопожертвования, а не отточенному магическому «герметизму» своих противников, которые, может быть, и хотели бы перестроить мир по неким лучшим лекалам, но без Бога, без евангельской любви все такого рода затеи заведомо обречены на провал.

Таким образом, «Хроники Эллизора» являются вполне христианским литературным опытом, пусть и предпринятом в не очень привычном для православного читателя жанре.

Взято тут >>

протоиерей Андрей Спиридонов

Previous post Next post
Up