Позволять ли детям верить в Деда Мороза? Накануне Нового года этот вопрос всерьез волнует некоторых православных родителей. Как избежать «пережитков язычества»? И мамы прячут под елку подарок «от ангела хранителя» или просто «от родителей» - мол, «Деда Мороза никакого нет». А может, нужно относиться к этому проще?
Семейный детский психолог, сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре Светлана Перегудова считает:- Если говорить ребенку, что Деда Мороза нет, что это языческая выдумка или что Дед Мороз - переодетый актер, такая сугубо реалистическая позиция родителей лишает ребенка связи со сказочным миром. Детский мир очень символичный, в нем еще только налаживается связь между сказкой и реальностью. Через сказку ребенок познает отношения людей, свой внутренний мир, через сказку он понимает место чуда в жизни и вообще возможность чуда, возможность иного мира.
Сказочный мир - это образ мира иного: мира божественного, мира ангелов, являющегося в чудесах. И задача родителей - помочь ребенку осознать это.
А иначе, если быть последовательными, «правильные» православные родители должны запретить детям читать все волшебные сказки. Или читать, постоянно напоминая, что фей и волшебников нет. Но ведь они есть - в сказке! Светлана Перегудова предостерегает: стремясь оградить ребенка от «неправильных сказочных чудес», родители убивают детскую способность верить в чудо как таковое.
Чудо праздника, Дед Мороз, Снегурочка очень привлекательны для детской души, но если ребенок чувствует, что родители этого не одобряют, он может принять запрет, но в то же время сожалеть о нем, испытывать недовольство родителями из-за того, что они лишили его мира чудес и волшебства.
Есть примеры искаженного аскетического воспитания детей в семьях, когда ребятишкам не дают сладкого, не устраивают праздников, то есть лишают основных радостей детства. Такой ребенок, чувствуя себя обделенным, в период подросткового протеста отказывается от веры родителей: «Не хочу, если в этом нет радости». А ведь в православной вере как раз есть радость, есть место добрым чудесам!
Дед Мороз - это сказочный образ, который помогает ребенку в собственной жизни увидеть чудеса. Так что должна присутствовать и реальность духовного мира с его ценностями, и в то же время - обычная, свойственная детям реальность сказки».
+++
Всем известно, что персонаж Санта Клаус происходит от святого Николая Чудотворца. А вот нашему родному Деду Морозу люди приписывают чуть ли не дохристианское происхождение и многие тысячи лет со дня рождения. Настоящую же историю этого сказочного персонажа знают совсем не многие. И почти никто не может объяснить связь между ним и Рождеством Христовым. Разберемся, что к чему.
Святой Николай в народных пересказах
Из жития мы знаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, спасал погибающих в пути и на море, оберегал невинно осужденных на смерть. Наиболее известен эпизод жития святителя Николая, когда он помог одному бедняку выдать дочерей замуж, подбрасывая ему мешочки с золотом. В народных пересказах родились подробности. Где-то считали, что подбрасывал он золото в окно, где-то - в дымоход. Счастливый отец выдал старшую дочь, через год - новый подарок и замужество средней дочери, а на третий год младшая выстирала чулки и повесила у очага на веревку сушить, и золото попало в чулок. Поэтому на Западе, где этот сюжет именно так интерпретировался, и родился обычай вешать к камину чулок или длинный носок для подарка.
Откуда взялись подарки
Святитель Николай горячо любим всем христианским миром. Особенно на православном Востоке, у нас на Руси. На католическом Западе, по мере отхода от общехристианского единства, почти утратилось и почитание святого Николая. Но в Х веке оно было еще очень развито, и именно в это время в церковных школах при крупных соборах ученикам на день памяти святого Николая (6 декабря ст. ст.) стали раздавать фрукты и пряники. Обычай со временем распространился, и уже все дети стали ждать подарков в этот день. Заметим, не в Рождество Христово.
Но причем здесь Рождество?
Итак, в день памяти любимого святого, стяжавшего славу покровителя детей, 6 декабря европейские ребятишки привыкли получать подарки. А потом случилась Реформация, отмена почитания святых и, разумеется, дней их памяти. Отказались и от святого угодника Николая. Но привычка дарить подарки детям требовала новой формы. И придумали.
Святых у протестантов нет. Есть только друг Иисус. Вот Он, Младенец Иисус, в день Своего Рождества стал дарить ребятишкам подарки. По крайней мере, так стали объяснять это детям в Европе. И получение подарка стало ассоциироваться именно с Рождеством Христовым.
Но поскольку народные традиции очень сильны, в протестантских странах епископ-чудотворец не исчез совсем, он преобразился в иной персонаж, который по-прежнему приносит дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо «Отца Рождества», либо «Рождественского деда», либо «Звездочета». Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников - например, оленя. Да и перебрался из малоазийского города в северную Лапландию.
Санта из Голландии
Силен был культ святого Николая в Голландии, которая в те века была на пике могущества, передовой страной в мореходстве и торговле. Синтер Клаас, по-голландски Святой Николай, повсюду почитается покровителем мореходства. Голландия наряду с другими передовыми державами активно осваивает Новый Свет. Свой праздник с традиционными подарками для детей голландские поселенцы привозят в Нью-Амстердам - так когда-то назывался Нью-Йорк. Именно здесь голландский Sinterklaas и становится Санта Клаусом (Santa Claus). Это американизированное имя святого и стало впоследствии известно всему миру. А случилось все так.
История пастора Мура
В 1822 году пастор Клемент Кларк Мур придумал для своих шестерых детей стихотворную сказку, главную роль в которой играл Санта Клаус.
Клемент Мур не собирался публиковать свое сочинение. Но один из друзей Мура без его ведома отнес текст стихотворения в газету Sentinel. Так Клемент Мур неожиданно для себя стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в повседневную жизнь миллионов американцев.
Началась коммерциализация образа, пока, наконец, в 1930 году компания «Кока-Кола» не придумала хитрый рекламный трюк: чтобы об их продукции не забывали ни летом, ни зимой, их художник изобразил Санта-Клауса в красно-белых цветах «Кока-Колы». Тогда и родился современный облик Санта-Клауса.
Рождественский дед
Славянский Дед Мороз (Морозко, Мороз Иванович) имеет языческие корни, он злой и коварный. Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине XIX века в России, глядя на Запад, решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как заведено у их западных сверстников.
При Александре II были попытки назвать его «святым Николаем» или «дедушкой Николаем», но они не прижились. Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого святого, как Николай Чудотворец, в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.
Так ничего внятного до революции и не было в этом плане предпринято. А большевики запретили и Рождество, и Новый год как буржуазные пережитки. Последний вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Тогда впервые разрешили украшать елки, но только как новогодний атрибут.
Появился и разрешенный идеологией новый персонаж - Дед Мороз. В срочном порядке были придуманы сценарии проведения детских праздников. Но образ главного героя, который объединял бы вокруг себя новогоднее действо, еще только нащупывался.
Симбиоз Некрасова с Островским
Частично за основу был взят образ западноевропейского Санта-Клауса, но, конечно, наряженного в национальные одежды. Не последнюю роль здесь сыграли поэма Некрасова «Мороз, Красный нос» и «Снегурочка» Островского. На елках для старших детей Дед Мороз был единственным главным персонажем, а на елках для малышей потребовался посредник.
Появляется Снегурочка, близкая детям по возрасту, которую они не боятся. Потому что, по воспоминаниям, дети совершенно не понимали, кто такой Дед Мороз, и страшно его боялись. Характер, маска Деда Мороза еще не определились. Опираясь на некрасовский образ, актеры пытались играть сурового деда, который выходил к детям и басом декламировал известный отрывок: «Не ветер бушует над бором…» Дети пугались, плакали, не хотели брать у него подарки. Дед Мороз в 1930-х годах просто свалился детям на голову, и ни малышня, ни актеры не понимали толком, что это за явление.
Но как ни странно, Дед Мороз довольно быстро прижился, вокруг него стала появляться масскультура. Постепенно сложился его образ: это добрый дедушка, который очень расположен к детям, всех защищает и борется со злыми силами. Ему помогают Снегурочка и разные волшебные персонажи. Этот образ укореняется в 1950-е годы, особенно благодаря киносказкам и мультфильмам на эту тему.
Получается, что современный Дед Мороз довольно юн, но в нем сохраняется куда больше традиционного духа, чем в кока кольном Санта Клаусе.
Взято тут >>