Обсуждаем пенсионную реформу России
При анализе ряда стратегических проектов (будь то Концепция государственной миграционной политики РФ до 2025 года, реформа науки и образования или же пенсионная реформа) у специалистов возникают вопросы, на которые никто из чиновников внятно ответить не может.Несмотря на усилия Президента России по выводу страны из демографического кризиса, некими структурами предлагается недоработанный проект пенсионной реформы. По мнению аналитиков, в существующем варианте проекта заложена «удавка» для многодетных семей, что в итоге ударит по демографии.
Руслан Анатольевич Ткаченко, председатель РОО «Московский Городской Родительский Комитет», председатель отделения МОО «За права семьи», сотрудник аппарата Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства. Эксперт Комиссии по демографической политике и социальному развитию партии «Единая Россия», Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, рабочей группы «Семейная политика и детство» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Согласно планам Правительства РФ, в настоящее время полным ходом идет подготовка новой пенсионной системы. Этот процесс необратим, и с 2015 года пенсия будет начисляться по-другому. Но уже сейчас возникает ряд принципиальных вопросов. Зачем это делается? Какие задачи не выполнила текущая пенсионная система и какие стоят перед новой?Проблемы прежней системы озвучил один из разработчиков на презентации новой пенсионной формулы, которая проходила 25 июня в Общественной Палате РФ. Прозвучало признание того, что сегодня существует и растет разрыв между порядком формирования пенсионных прав, с одной стороны, и порядком выполнения этих обязательств государством - с другой. Сегодня пенсионные права формируются исходя из численности прошлых работников и их прошлой заработной платы. Тогда как ресурсное обеспечение для выполнения соответствующих обязательств, не имея с этим не малейшей связи, формируется численностью настоящих работников из их настоящих доходов, с вытекающим отсюда букетом проблем.Таким образом, мы получили первую сформулированную задачу - новая система расчета пенсии призвана убрать системное противоречие, которое копится уже многие годы и грозит однажды разродиться кризисом всей пенсионной системы.
Как же предлагает Правительство РФ решить эту проблему?
Наиболее яркой инновацией будущей пенсионной системы можно назвать введение баллов вместо рублей. Сейчас, когда мы платим взнос в ПФР, этот взнос в рублях и учитывается. По новой формуле все оплаченные средства переводятся в баллы. Когда придет время выплаты пенсии, баллы будут пересчитываться обратно в рубли по текущей стоимости балла. В баллы переводятся только средства, отправленные на страховую часть пенсии, которая целиком идет на оплату текущих пенсий. Вся система построена таким образом, что чем больше ты работаешь и получаешь зарплату, тем больше денег идет именно на страховую часть, тем больше баллов ты кладешь в свою копилку.
Если упростить, но оставить сердцевину идеи, то будет это так: все деньги, полученные в этом году ПФР, будут поделены на количество накопленных баллов, которые в качестве прав предъявляют все пенсионеры. Таким образом, мы узнаем цену одного балла. Потом для каждого пенсионера идет расчет его пенсии - количество его баллов умножаются на стоимость балла.
Предположим, у нас есть 11 пенсионеров, которым положена пенсия по 100 рублей. В ПФР есть 1000 рублей. Чтобы выполнить обязательства перед всеми пенсионерами, нужно 1100 рублей (11*100), и тогда 100 недостающих рублей в ПФР добавляет федеральный бюджет. Это по нынешней системе.
В новом варианте уплаченные пенсионные взносы переводятся в баллы, например 100 рублей - это 1 балл. К моменту выплаты пенсии за основу берем 1000 рублей, которые есть в ПФР, делим на 11 баллов (сумма баллов всех пенсионеров) и получаем стоимость балла 90,91 рубля. Столько же получает каждый пенсионер. Федеральный бюджет при этом не страдает, а все пенсионные обязательства вроде как исполнены…
Если кто-то работал меньше, кто-то больше, то идет соответствующий перерасчет. Скажем, трое наработали по 2 балла, а один аж на 3. В сумме все 11 пенсионеров заработали 16 баллов. Стоимость одного балла 62,5 рубля (1000 рублей в ПФР делим на 16). Значит, 7 пенсионеров получат по 62,5 рубля, трое 125, а последний - 187,5. Хотя по сегодняшней системе они получили бы 100, 200 и 300 рублей соответственно, а недостаток ПФР возместил бы бюджет. Но при новой системе расчета все вопросы решаются без привлечения бюджета.
Конечно, в чистом виде идея не прошла, она обросла некоторыми надстройками, которые оставили возможность бюджетного трансфера в ПФР, но основной сути реформы это не меняет. Балл имеет изменчивую цену, как курс валюты. В нашем примере работник наработал на 100 рублей, которые переводились по курсу 100 рублей - 1 балл, а выплачивались по иному курсу, который рассчитывается, исходя из текущей конъюнктуры (91 или 62,5). Заметьте, что в итоге полученная пенсия не будет зависеть от вашей работы. Если вы «заработали» 100 рублей, то получите 91 или 62 рубля, в зависимости от того, как поработали ДРУГИЕ. Есть шанс получить и сто рублей, но для этого один из пенсионеров должен умереть.
Смысл у этой реформы один - экономия бюджета. Именно эта цель пронизывает всю новую пенсионную систему. Складывается ощущение, что других задач перед ней вовсе не стоит. А что касается первой задачи (разрыв обязательств и возможностей пенсионной системы), то предложенная формула решает ее очень просто - обязательства девальвируются до уровня возможностей посредством курса баллов. Чтобы заработать большую пенсию, нужно как можно дольше и дороже работать. Эту гонку подгоняет внезапно кратно разросшийся минимальный стаж для попадания в пенсионную систему. Нужно иметь минимум 15 лет стажа вместо сегодняшних пяти, при этом еще есть ограничения по размеру зарплаты (взносов). Если вы работаете за зарплату в один МРОТ (минимальный размер оплаты труда), то вам придется нарабатывать стаж не 15 лет, а 30. Кроме этого вас будут соблазнять удвоением пенсии, если вы продолжите работать после достижения пенсионного возраста. Чем больше вы работаете, тем больше у вас баллов, но другие тоже работают, тоже копят баллы - и с каждым полученным баллом его цена падает! Если вы работаете мало, то у вас будет очень маленькая пенсия (что такое «работать мало» видно из предыдущего примера). Если вы работаете много, а другие мало, то у вас будет большая пенсия. Но если все работают много, то пенсия у всех будет уменьшаться с каждым заработанным баллом…
Если все наши одиннадцать пенсионеров напрягутся и наработают по 400 рублей (по 4 балла), то цена балла при выплате будет 22,7 рубля, умножим на 4 у каждого, получим тот же 91 рубль. То есть, работая в четыре раза больше, на выходе получаем такую же пенсию. Любопытная арифметика, не правда ли?
Разумеется, эта «чистая» схема реализована не так варварски, и, как отмечалось выше, она обросла некими надстройками, которые сглаживают эффект. Однако основной смысл сохраняется - государство перестает гарантировать вам размер пенсии, а гарантирует вашу ДОЛЮ из общего котла. Это необходимое условие в рамках поставленной задачи - экономия бюджета.
Но зададим себе вопрос: а нужно ли пенсионной системе решать вопросы сохранения бюджета, тем более выставлять это главной и чуть ли не единственной целью? Может, пенсионному фонду стоит меньше тратить на собственные нужды и больше зарабатывать, а государству поставить перед собой задачу гарантировать социально приемлемый уровень пенсии всем пенсионерам? Если моя пенсия тем больше, чем больше я работаю - но гарантий нет, - то зачем мне государство? Я лучше положу деньги в банк - риски почти такие же, ставки больше, а в случае смерти достанется потомкам.
Но вернемся к нашей первой задаче. Увеличивающийся разрыв между обязательствами и возможностями пенсионного фонда связан с серьезными демографическими проблемами!
Количество пенсионеров растет, доля молодых людей снижается.
На презентации в Общественной Палате РФ тот же эксперт, который говорил о грядущем кризисе, пожаловался, что численность пенсионеров и численность экономически активного населения в стране скоро сравняются - «большего удара для пенсионной системы и экономики в целом трудно представить».
Представить-то совсем нетрудно. Демографы уже представили и прогнозируют еще более негативную ситуацию. Лет через двадцать количество пенсионеров будет в ДВА РАЗА превышать количество работников. Изменить ситуацию и смягчить кризис можно только одним способом - увеличить количество работников. Для этого банально нужно больше рожать детей и правильно их воспитывать…
Сформулируем третью задачу - обеспечить рост рождаемости, дальнейшее адекватное развитие и воспитание этих детей. Чем больше вырастим детей, тем больше будут будущие поступления в пенсионный фонд, тем больше будет котел, из которого всем должно хватить. Конечно, полностью вешать такую проблему на один только пенсионный фонд невозможно. Возникает даже вопрос, а что вообще на этом поприще может сделать пенсионная система?
Может, и многое. Сейчас в трудовой стаж засчитываются только два отпуска по уходу за ребенком, общей продолжительностью не более трех лет. Новая пенсионная система предлагает увеличить этот период до 4,5 лет - по 1,5 года на каждого из первых трех детей. Соответствующий законопроект (№ 363990-6) уже внесен Правительством в Госдуму 19 октября 2013 года. В пояснительной записке к нему сказано: «Принятие федерального закона будет способствовать повышению уровня рождаемости и социальной защищенности многодетных родителей, а также улучшению демографической ситуации в Российской Федерации».
Подвергнем критике данное утверждение. С точки зрения ученых демографов, только для СОХРАНЕНИЯ численности населения сегодня необходимо, чтобы хотя бы половина всех семей в стране имела по четверо и даже пятеро детей. Добиться такого размаха демографической политики весьма трудно, но есть еще надежда на те семьи, где будет по восемь-десять детей. Но что же предлагает им новая пенсионная система?
При нынешней системе минимальный стаж для входа в пенсионную систему составляет 5 лет. Это значит, что для получения приемлемой пенсии необходимо проработать хотя бы два года, что вполне достижимо даже в многодетной семье с 10-ю детьми. Новая система предлагает минимальный трудовой стаж для получения пенсии не 5, а 15, а то и все 30 лет (в зависимости от зарплаты). Очевидно, что в таком варианте резко и многократно ухудшается положение многодетных семьей! У двух- трехдетных матерей положение просто ухудшается, но не становится критичным. Наработать полтора десятка лет молодой женщине можно. Но нам необходимо стимулировать увеличение числа семей, где пять, семь, десять детей. Даже если считать, что с каждым ребенком мама должна сидеть только 1,5 года, для мамы, например, с шестью детьми - пять лет не пойдут в стаж. Для восьми детей - восемь лет, и т.д.
Однако простая арифметика тут неуместна. Чтобы выросшие дети стали полноправными участниками трудового рынка и исправно вносили пенсионные взносы, необходимо их соответственно вырастить, воспитать и подготовить. Для этого родителям, особенно в многодетной семье, необходимо как можно больше времени уделять детям. Научный факт - дети, в образовании которых постоянно участвуют родители, имеют намного лучшие показатели успеваемости. Дети, дошкольный период которых проходил дома, а не в садике, лучше подготовлены к дальнейшей жизни. Всестороннее развитие детей (кружки, секции, дополнительное образование, путешествия) также имеет колоссальное значение в развитие ребенка. Близкое общение с родителями, в том числе и с папой, является залогом устойчивого поведения человека во взрослой жизни. Все эти факторы указывают на то, что многодетным родителям (не только маме), чтобы вырастить достойных граждан страны, нужно фактически забыть о серьезной трудовой карьере!
Даже после того, когда все дети вырастут, не всем родителям удастся выйти на работу. Часть из них будет отвергнута рынком труда, а часть станет нянчиться с внуками, которых будет немало. Но тогда они уже не смогут рассчитывать на пенсию - только на социальный минимум (на сегодня он предполагается 4300 рублей).
Не менее разрушительным будет PR-эффект. Такая система дает однозначный сигнал: «Стране не нужны ваши рекорды, идите работать, и только тогда у вас будет обеспеченная старость». Между тем именно PR-эффект программы материнского капитала, по мнению экспертов, позитивно повлиял на рождаемость. Уже через 7 - 9 месяцев после принятия закона о материнском капитале в стране зарегистрировали всплеск рождаемости, в то время как в Европе был отмечен спад. Этот не ожидаемый никем рост продолжается по сей день. Люди ПОВЕРИЛИ, что государство их не бросит.
Одна только новость о возможной отмене материнского капитала дала такой отрицательный эффект, что Правительство РФ тут же поспешило всех успокоить и даже решилось предложить новые способы его использования. Но когда первые «ахи» радости от того, что увеличен стаж за отпуск по уходу за ребенком, пройдут, они сменятся крайне негативной реакцией людей, которые поймут, что их жестоко обманули…
Решение проблемы очевидное - засчитывать в страховой стаж все периоды ухода за всеми детьми без каких-либо аморальных ограничений. Именно «аморальных» - это выражение депутата Госдумы РФ Ольги Баталиной.
«Рождение ребенка - сегодня важнейшая государственная задача, - заявила 19 июля на встрече в Пенсионном фонде зам. секретаря Генсовета «Единой России» О. Баталина. - Без решения демографической проблемы мы теряем такие вопросы, как национальная безопасность, устойчивое экономическое развитие и устойчивость самой пенсионной системы. И рождение ребенка должно быть одним из приоритетов пенсионной системы».«Предложенная формула приводит к тому, что не нужно женщинам рожать троих и более детей, - констатировала Баталина. - Такой подход мало того что несправедлив, он еще и аморален».
Однако Правительство России активно сопротивляется этому единственно логичному решению. Уже в день презентации в Общественной палате были высказаны предложения о необходимости поддержки многодетных родителей. Далее на каждом заседании ОП РФ говорили о необходимости засчитывать в стаж все периоды отпуска. Партия Единая Россия сформулировала пять позиций в развитии пенсионной системы, одна из которых содержит такое требование: «количество нестраховых периодов следует не ограничивать 4,5 годами (что соответствует рождению в семье 3 детей), а засчитывать в стаж по 1,5 года за каждого родившегося ребенка».
Но несмотря на то что эта позиция была озвучена еще в середине лета, уже осенью был внесен законопроект, где опять учитываются только 4,5 года. На прямой вопрос автора статьи лично главе Министерства труда и социальной защиты РФ М. Топилину: «Как быть с многодетными?», министр Максим Топилин ответил: «Пусть идут работать»… Возможно, министр настолько воодушевлен задачей экономии бюджета, что уже не может остановиться? Но где тут экономия?
Во-первых, если родители не смогут оставаться дома с детьми, а вынуждены будут пойти работать, то все эти дети пойдут в садик, и что еще дороже - в ясли. Учет отпуска в страховой стаж намного дешевле оплаты детского сада. Во-вторых, чтобы представить, сколько «экономит» пенсионный фонд благодаря таким нормам, достаточно посмотреть официальную статистику. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Российской Федерации насчитывается 1 млн. 249 тыс. 673 домохозяйства с 3-мя и более детьми. Из них с 3-мя детьми - 775472 семейные ячейки, с 4-мя детьми - 163091, с 5-ю и более детьми - 66731 семейная ячейка. По сравнению с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года доля многодетных семей снизилась, при этом доля детей в таких семьях увеличилась на 14%.
Из этих цифр можно сделать несколько выводов:
1) Не так уж велика экономия. Семей, в которых более трех детей, всего-то чуть больше двухсот тысяч по всей стране.
После введения предполагаемой пенсионной формулы экономия составит десятки, а то и единицы миллионов рублей в месяц, что в масштабах страны - сущие копейки. Но эта экономия дорого обойдется стране, поскольку такая система отрицательно влияет на рост многодетных семей.
2) «Выгнав» этих родителей на работу, ПФР не выиграет в поступлении пенсионных взносов, потому что таких семей очень мало и их официальная заработная плата будет невелика. Многодетные мамы будут вынуждены демпинговать на рынке труда, что на самом деле приведет к падению поступлений в ПФР, ибо они будут выполнять работу за меньшие деньги (а значит, с меньшими отчислениями в ПФР), чем за нее платят «полноценным» работникам.
3) Удар приходится как раз по той категории семей, где мама фактически не сможет наработать себе на пенсию, потому что реально долго будет сидеть дома с детьми. И даже если найдется возможность выйти на работу, она не выдержит конкуренции на рынке труда. Шансов, что она найдет приличную работу, тем более с белой зарплатой, практически никаких.
Продолжая полемику с Министерством труда и социальной защиты РФ, с удовольствием отмечу, что позиция этого ведомства вступает в противоречие со всей политикой государства! Уже на всех уровнях власти понимают архиважность поддержки многодетных семей. Об этом не первый год говорят все, начиная с Президента России. Слова не расходятся с делом. Так на реализацию материнского капитала в 2014 году выделяется 300 млрд. рублей. Все большее развитие получает идея о выделении земли многодетным, к которой добавляются программы обеспечения многодетных жильем. В проекте бюджета на 2014 - 2016 годы появилась отдельная строка «Развитие поддержки семей с детьми», где предлагается финансирование этой статьи от 300 млрд. в 2014 до 500 в 2016. На фоне выделения таких колоссальных ресурсов «экономия» пенсионного фонда больше похожа на саботаж!..
И напоследок, игра слов: если политика министерства начинает идти против политики всего государства, не будет ли она называться антигосударственной? ■
Руслан Ткаченко, председатель Московского Городского Родительского Комитета
Взято тут >>