То, как многочисленные известные и неизвестные, рядовые и "звездные" москвичи кинулись в этом году обвинять Собянина в том, что он, ах, бессовестный, посмел в их белокаменной вместо асфальта на тротуары брусчатку начать укладывать, для непосвященного "замкадыша", то есть, по-русски, провинциала, выглядит как абсолютная истерия зажравшихся "москалей".
Где это видано, чтобы вместо вечно потресканного асфальта, плавящегося летом на солнце, испражняющего битумные и полимерные вредные испарения, горожанам предложили тот материал, который на тротуарах и смотрится лучше и красивее, и долговечнее, и вообще - это по-европейски, а неблагодарные горожане в ответ - да пошли вы со своей плиткой, уважаемая мэрия.
В общем, плюсы брусчатки, или плитки, как привычнее ее называть, перед асфальтом я обозначил:
1. Она красивее. На вкус и цвет, конечно, товарища нет. Но она все равно красивее.
2. Она долговечнее. От перепадов температуры, влаги, снега, асфальт начинает давать трещины, сыпаться, в итоге рушится. Плитка в этом смысле выдержаннее.
3. Она не так вредна, как асфальт. Не берусь утверждать, на сколько она вообще безопасна, по сравнению с грунтом, но асфальт с его испарениями, битумом, полимерами, все же намного вреднее для здоровья. Особенно летом.
Чем же так недовольны критики Собянина?
Во-первых, авральностью работ. В строительный сезон идет попытка замостить тротуары везде в центре, где только возможно, исходя из количества субподрядных фирм. Суть этого разделяется еще на две категрии недовольства:
- слишком много в центре города оказывается перекопанного пешеходного места, из-за чего пешеходы то выходят на проезжую часть, то прыгают как солдаты через окопы,
- слишком большая сеть субподрядных фирм и количества объектов дает отличную возможность запутывать финансовые лабиринты расходования бюджетных средств.
Во-вторых, дороговизной работ. Укладка более дорогой плитки на тротуары вместо асфальта, возможно, как экономия бюджетных средств в долгосрочной перспективе, и даст когда-нибудь позднее свои плоды, но то, что это делается так быстро и в таких больших объемах - вполне законный повод для вопроса: неужто инфраструктура города не нуждается в более актуальных на сегодняшний день затратах, чем вбухивание многомиллиардного мешка бюджетных денег в красоту тратуаров?
В-третьих, тупостью работ. Тут в принципе можно смешать все вышеперечисленное, но и добавить еще две категории недовольных:
- одним не нравится, что желание покрыть все плиткой поскорей доходит до реальной замены на плитку и междорожных клумб,
- другие весьма удивлены тем, что с плитки не убирают лед - то ли бояться поцарапать ее металлическими лопатами, то ли выделяемый городом реагент для таяния льда и снега не рассчитан на плитку, а потому посыпается дворниками всюду, даже туда, куда не нужно, но только не на тротуары, покрытые плиткой.
Но все же, все эти недовольства в будущем сойдут на нет:
Покрытый плиткой центр города станет внешне красивее, и никто не вспомнит об авральности работ. Распиловщики бюджета кинут последний рубль под последнюю укладываемую плитку, и никто не вспомнит о дороговизне работ. Забудут о междорожных клумбах, и научатся чистить от льда тротуары.
Однако останется одна проблема - качество работ.
Асфальтная армянская мафия за годы своей работы в Москве и других весях научилась таки более-менее качественно укладывать асфальт на дороги-тротуары города Москвы. Не берусь утверждать за все работы, но в среднем, при укладке асфальто-бетонной смеси в Москве, пытаются соблюдать технологические нормы, хотя бы внешне, да и сам асфальт делают несколько лучшего качества, чем в провинции, это я заметил.
Но кто в Москве укладывает плитку?
Во-первых, это не армянская мафия, многолетними работами наученная хоть какому-то качеству, а винегретная сборная из вчерашних каменщиков, дворников, землекопов и поломойщиков. Как можно требовать от такого винегрета качества - мне не понятно.
Почему же плитку не укладывают профессиональные специалисты?
В начале 2000-х у нас в городе (не Москве) средняя зарплата была где-то на уровне 2 000 - 4 000 рублей. При этом дорожный специалист, будь то асфальтобетонщик, или плиточник, зарабатывали в среднем 8 000 - 10 000 рублей. Как можно заметить, разница была кратная. Работали, естественно, практически все славяне, строители с многолетним стажем, специалисты, одним словом. Качеством европейским похвастать не могли, но СНиПы и прочие правила выдерживать старались.
Сейчас при средней зарплате по стране в 20 000 рублей, а в Москве - в 40 000 рублей, при соотношении той же кратности, что и в начале 2000-х годов, можно ли предположить, что дорожный строитель будет зарабатывать в Москве 80 000 - 100 000 рублей?
Обратимся к Яндекс.Работе:
Кто-то, конечно, может возразить, мол, дорожный рабочий - это не специалист, но подобный запрос на "асфальтобетонщика" выдает не намного высшие цифры (делать запрос на плиточника некорректно, ибо выдаются результаты плиточников внутренней отделки). Тем более, судя по тому, кто именно укладывает плитку сегодня в Москве - это все же дорожные рабочие.
Вот так. Дорожный рабочий, занимающийся укладкой плитки в Москве не может рассчитывать даже на среднюю зарплату.
На среднюю может рассчитывать разве что прораб.
Именно поэтому на такую работу не идут профессиональные специалисты, а с удовольствием бегут выходцы из ближнего зарубежья: чем мести улицу за 15 000 рублей, лучше укладывать плитку за 30 000 руьлей.
Что же мешает сделать зарплату рабочим, укладывающим плитку для нас, горожан, соответствующего уровня?
Все прекрасно знают, как сегодня делается российский бизнес, но вот как делается бизнес по осваиванию бюджета - мало кто знает, и не скоро узнает. Сколько звеньев цепи необходимо для того, чтобы начать укладку плитки на тротуар? Заказчик - генеральный подрядчик - куча подрядчиков - масса субподрядчиков - армия субсубподрядчиков - поставщики материалов - посредники для поставщиков материалов - сметные организации - проектировочные организации - независимые эксперты - и т.д. - и, наконец, конечная цель, сами работники: инженеры, прорабы, мастера, рабочие.
А ну-ка прокорми всю эту цепочку субсубов! Аппетиты то у них не малые. Потому и достается работникам лишь крошки. А зачем больше? Джамшутов на наш век хватит…
Зажравшиеся москали - это не про рядовых москвичей. Это все про них. Начиная от заказчиков и кончая субсубов. Никак нажраться не могут. А рядовым пешеходам приходится наблюдать, как винегретная сборная укладывает плитку на тротуары без особых проектов, без нивелировки уклонов, без лотков для сливов, без качественного основания.
В итоге, сам результат работ чаще всего можно наблюдать уже сейчас:
И вода с плитки никуда не стекает, и стекать то ей некуда, и провалы кое-где проступать начинают, и похоже то все полотно больше не на единое целое, а на стиральную доску…
Вывод:
Затея с плиткой, в принципе, по моему мнению, хорошая. Но абсолютно непрофессиональный подход к реализации этой идеи сводит на нет всю положительную пользу данного дела, и кроме отрицательных мнений в ближайшее время мы, боюсь, не услышим...
Как впрочем и во всем, к чему прикасаются распиловщики бюджетов... Зажрались.