Как научить детей благотворительности?

Jun 29, 2016 02:08


Игорь ЛУНЁВ
В игровой форме - считают эксперты фонда «Добрый город Петербург» и учат помогать кошкам, больным и старикам. Кошек пока детям жальче всего



Программа «Детям о благотворительности» появилась у фонда «Добрый город Петербург» три года назад. Опробована. Работает. Развивается. Рассказывает руководитель программы Юлия Николаева:



«Город мастеров»



- Программа состоит из целой мозаики небольших проектов. Началось все с нашего сотрудничества с городом детских профессий «Кидбург». Это известное интерактивное предприятие: дети могут прийти туда и получить первый опыт работы в определенных профессиях и каких-то социальных взаимоотношений.

Там есть свои банки, больницы и так далее. И мы подумали, что настоящий город не может обходиться без благотворительности. Каждый ребенок должен знать, что это такое и каким образом это входит в нашу жизнь, каким образом горожанин может участвовать в благотворительности. Так появился первый наш проект, который называется «Доброе сердце» и реализуется на территории «Кидбурга».

Например, в «Кидбурге» есть пекарня, где ребята пекут печенье. Они могут это печенье взять с собой, а могут передать подопечным организации «Ночлежка», бездомным людям. Есть служба спасения - там есть акция по спасению животных, попавших в беду, заблудившихся.



На почте «Кидбурга» можно подписать добрую открытку для ребенка, который лежит в больнице, или для пожилого человека, живущего в доме престарелых.

В рамках программы «Доброе сердце» сотрудники нашего фонда рассказывают работающим с детьми сотрудникам «Кидбурга», как лучше рассказывать о благотворительности. Мы же и отвозим нуждающимся то, что дети делают для них: печенье - в «Ночлежку», открытки - в больницы и дома престарелых, и так далее.

Цель программы «Детям о благотворительности» - чтобы дети научились делать добрые дела от души, а не по принуждению.
Кошки - фавориты детей



- Как ваша программа вышла за рамки «Кидбурга»?

- Мы задумались о том, как еще можно донести до детей идею благотворительности. И поняли, что нужно в первую очередь действовать через родителей. Ведь милосердию, доброте человек должен учиться прежде всего в семье.

Во многих наших акциях можно принять участие всей семьей. И здесь нужно просто выделить какую-то сферу для ребенка, решить, что именно будет делать он. Так появились и другие наши проекты.

Первый из них - «Коммутатор добрых дел», который мы реализуем совместно с Музеем истории телефона. То есть дети с родителями приходят на экскурсию в музей, а после экскурсии для них организовывается мастер-класс.



Например, интерактивная экскурсия перед Днем победы была посвящена средствам связи, использовавшимся во время Великой Отечественной войны, а потом на мастер-классе ребята делали фронтовые конверты и открытки, писали реальные письма ветеранам, мы же эти письма передавали - у нас ведь много проектов, связанных и с пожилыми людьми.

Второй наш проект - экскурсия «Добрые крылья Петербурга».

Начали с опроса детей, стали выяснять, кому в первую очередь дети хотят помогать. На первом месте оказались животные, на втором - больные дети или дети, попавшие в какие-то сложные ситуации, на третьем - пожилые люди.

И экскурсию мы построили, исходя из этих трех направлений, но так, чтобы рассказать и о других возможностях делать добро.

В рамках экскурсии мы посещаем три места. Во-первых, это подвалы Эрмитажа, где мы знакомим ребят с эрмитажными котами, которые охраняют картины от мышей.

Попадают коты в Эрмитаж разными путями, кого-то из них приходится лечить. Это такая миссия, которую выполняют на волонтерской основе некоторые сотрудники Эрмитажа. И так ребята узнают, каким образом можно помогать животным, а параллельно мы им рассказываем о городских приютах такого для собак, для диких животных и так далее.



Второй объект этой экскурсии - Музей варежки, который существует при благотворительной организации «Время помогать», поддерживающей выпускников детских домов в социальной адаптации. При музее тоже создан интерактивный городок, где можно познакомиться с различными профессиями. Наша экскурсионная группа посещает Музей варежки, дети узнают про социально значимые профессии, на мастер-классе делают что-то для нуждающихся.
Сделай два - отдай одно



Следующий этап экскурсии - благотворительный магазин «СПАСИБО», в котором мы рассказываем, в первую очередь родителям о том, каким образом ставшие ненужными им вещи могут еще кому-то послужить. Детям это тоже интересно.

Вскоре мы начинаем новый проект с рабочим названием «Палитра добра». В рамках этого проекта тоже будут проходить мастер-классы для детей, работать они будут по принципу «Сделай два, отдай одно».

Например, какая-нибудь социально ответственная компания хочет провести корпоратив для сотрудников. Сейчас не модно снимать ресторан и «просаживать» там деньги, модно совмещать такие мероприятия с добрыми делами.

И сотрудники компании со своими семьями проводят целый день с воспитанниками детского дома - устраивают спортивные соревнования, посещают музеи и тому подобное.

Вот недавно одна компания так вместе с детьми расписывала экосумки, которые будут продаваться на «Душевном базаре».

У нас есть бизнес-партнеры, которые регулярно заказывают нам проведение таких мероприятий для семей своих сотрудников.
Играйте, не назидайте



- А как с ребенком говорить о благотворительности? Есть какие-то специфические приемы?

- С ребенком можно и нужно играть. И через игру ребенок что-то понимает сам. Неправильно что-то рассказывать в назидательной форме.

На наших экскурсиях мы стараемся задавать детям вопросы, призывающие к размышлению, например: «Как вы думаете, вот это будет добрым делом? А вот это?»

Кто-то говорит: «Я помог своей бабушке». Мы отвечаем: «Хорошо. А если ты увидишь на улице около магазина незнакомую тебе бабушку с тяжелой сумкой, ты ей поможешь?»

- А если он скажет, что не помог бы?

- Ничего страшного. Тогда спрашиваем, а кому бы он помог. Как правило, дети отвечают, называют кого-то. Понятно, что помочь своей бабушке - это в каком-то смысле помочь самому себе, то есть своей семье. Но мы рассказываем им, что есть бабушки, у которых нет внуков и им некому помочь. И мы с детьми рассуждаем о том, как можно таким бабушкам помочь.
«День Тома Сойера»



- То, о чем вы рассказываете - это такая опосредованная помощь: испекли печенье, подписали открытки, через кого-то кому-то передали, какие-то изделия продали и эти деньги на что-то потратили. А можете ли вы устроить личную встречу ребенка с тем, кому он помогает?

- В формате «Кидбурга» или экскурсии это невозможно. Мы стараемся собрать людей, которые постоянно с нами работают, участвуют в наших мероприятиях. У нас есть рассылка для родителей - мы информируем их о готовящихся акциях, делимся интересными статьями, разговариваем с психологами.

Дети с родителями приходят сначала в тот же «Кидбург», а потом на наши открытые мероприятия - и вот там они могут встретиться если не непосредственно с теми, кому достались их открытки или печенья, но с такими же людьми.



В социальных сетях мы публикуем фотографии людей, получающих те же открытки.

- Часто ли происходит личное общение благотворителя и благополучателя?

- Личное общение возможно на корпоративных мероприятиях.

Вот недавно наши волонтеры вместе с сотрудниками одной компании и их семьями провели акцию «День Тома Сойера» - красили большой забор в доме престарелых. После этого мы пришли в дом престарелых и пили чай вместе чай.

Кроме того, мы ведь сообщаем о том, куда именно мы направляем те или иные изделия, изготовленные детьми в том же «Кидбурге». И любой может поехать по любому из адресов.

- Стараетесь ли вы расширить кругозор ребенка, разрушить ложные стереотипы, рассказать правду про тех же бездомных?

- Да, конечно. Но нужно все делать постепенно.

Если людям, которые пришли первый раз, сказать «всю правду о бездомных», многие из них будут недовольны. Нельзя людей шокировать.

То же самое с раздельным сбором мусора, например. Если говорить об этом с впервые пришедшим на экскурсию ребенком, а он придет домой и скажет маме, что за те 650 рублей, что она заплатила, его водили в какой-то двор и показывали мусорные бачки, мама может напрячься. То есть людей надо подготовить.

И мы готовим - после «Кидбурга» или экскурсий мы предлагаем другие программы, не только наши, но и наших партнеров. Например, центр защиты прав животных «Вита» проводит в школах  прекрасные классные часы, посвященные этическому отношению к животным.

Но вообще мы стараемся обрисовать людям весь спектр возможностей проявить себя в благотворительности, а также дать понять, что благотворительность подразумевает ответственное отношение к жизни, к миру, который нас окружает.

Важно ведь объяснять и такие вещи, например, что не всегда и не везде хорошо кормить уличных животных, что не стоит подавать деньги попрошайкам в метро.



- Как дальше будет развиваться программа «Детям о благотворительности»?

- Сейчас накоплен большой опыт и у нашего фонда «Добрый город Петербург», и у наших партнеров, и в других регионах.

А поскольку часто каждый «изобретает свой велосипед», назрела потребность этот опыт обобщить.

И по всем регионам мы ищем благотворительные детские программы для того, чтобы издать сборник кейсов.

Это очень важно потому, что до сих пор многие наши коллеги не воспринимают работу с детьми, как отдельное направление. Если у читателей этой статьи есть информация о работающих практиках детской благотворительности, будем рады разместить такую информацию в нашем сборнике.

Фото: фонд «Добрый Петербург»

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-nauchit-detej-blagotvoritelnosti/

Этика, Благотворительные фонды, Семья, Воспитание

Previous post Next post
Up