Первая в жизни поездка в детский приют

Mar 12, 2015 16:42

Какие переживания, сомнения, страхи останавливают нас от посещения, волонтерства, просто внимания нуждающимся в детских домах, приютах, в геронтологических центрах?

Внутри ожидания, опасения, впечатления и объективная реальность человека, впервые побывавшего в детском приюте с группой волонтеров. Вполне возможно, вы разделяете схожее видение "до 1го визита", а вот "во время и после", - это как минимум интересно узнать. Есть свой опыт посещения приютов, детских домов, домов престарелых? Пишите в комментах, присылайте на мейл.





Я никогда не ездил в детские дома, опасаясь, что увиденное сильно выведет меня из состояния комфорта. Зачем? Я ведь уже делаю что-то хорошее, регулярно помогая нуждающимся через благотворительные фонды, деятельность которых прозрачна.



Но желание поехать при удобном случае все же было где-то в глубине души. И тут подвернулся удобный случай: случайно узнал, что знакомые ребята регулярно посещают приюты. Скажу честно: желание смалодушничать и под каким-то предлогом отказаться пару раз предательски всплывало. Но поездка планировалось в максимально комфортном для меня формате, фактически «на хвосте» у группы.
А есть ли у вас такие друзья, знакомые или близкие, которые оказывают  посильную помощь в подобных учреждениях?

Тут важно отметить 2 важных пункта: 1 - у ребят уже отработан четкий план действий, а также распределены задачи (координация, закупки, бронирование, тайминг и тп):
  • подбирается приют в 400+ км от Москвы (т.к. в столице и области в основном всего хватает, до них гораздо чаще/больше доезжают). Безусловно подбирается приют, который заинтересован в помощи/участии.
  • Выясняются материальные потребности приюта (начиная от штор, заканчивая компьютерами).
  • Распределяются закупки между участниками группы: чтобы каждый внес свою посильную лепту и не было перекосов.
  • Заказывается на определенное время анимация из ближайшего крупного города.
  • Заказывается автобус для поездки в кино в ближайший город
  • Бронируются билеты в кино
  • В ночь/с утра пораньше стартует небольшая колонна загруженных автомобилей с участниками группы.
  • По приезду все выгружается, передается. Затем стартует приглашенная анимация (примерно 2 часа), потом детишки обедают. После обеда приезжает автобус, везет детишек в кино и обратно. Все это время ребята также общаются с детьми, стремясь передать частичку тепла, насколько это возможно в столь насыщенный событиями день.
2 - ребята ездят именно в приюты. Не в детские дома. Это разные категории учреждений, у которых есть свои казенные названия. Основной смысл различий: в приюте ребенок находится временно. Попадает обычно либо с улицы/электрички, если его обнаружила полиция после 22.00, и не возможно оперативно найти родителей/законных представителей. Либо по личному заявлению ребенка (и таких становится все больше!), - если в семье «социально опасная обстановка» (алкоголизм, конфликты, драки и тп). Соответственно ребенок может находится в приюте до 6 месяцев с возможным продлением: либо пока ищут законного представителя/родителей, либо до относительного урегулирования ситуации в семье. Бывает, что за время пребывания в приюте устанавливается, что законных представителей у ребенка нет/родители лишены родительских прав. И тогда уже ребенок должен быть перенаправлен в детский дом. Ввиду того, что дети в приютах почти «домашние», - никто не хватает за рукав со словами «ты мой новый папа/мама?»

А теперь немного о впечатлениях в виде «ожидание»/«реальность»
  1. Ожидание: решетки на окнах, ремонт 1970х годов, деревянные игрушки.
Реальность: территория/здание, конечно, казенные, но не сильно отличаются от стандартных детских садов/школ. Никаких решеток на окнах. Ремонт не «евро», но все чистенько и опрятно. Игрушки есть разные: и 3Д паззлы, и машинки, и куклы, и наборы для вышивки (под присмотром воспитателей)

  1. Ожидание: Социальные работники/воспитатели, - сотрудники системы, для которых многое из человеческого уже чуждо, и поток детей, - как поток деталей на конвеере.
Реальность: это люди, которые искренне делают свою работу. Берут малышей на руки. Следят за старшими, чтобы они себя хорошо вели, но в то же время не одергивают их постоянно и не превращают дисциплину в самоцель. Чувствуется, что они выстраивают определенную границу с детьми, т.к. по-другому нельзя. Но эта граница не является непроницаемой.  Сострадание, ответственность, спокойствие, терпение, желание помочь, - вот такие слова приходят при общении с ними.

  1. Ожидание: озлобленные, несимпатичные дети с невысоким уровнем развития/образования, с выраженными проблемами со здоровьем.

Реальность: 30 абсолютно обычных детишек, которых можно увидеть в любом детском саду/школе. Особенно явно это было видно в кино: когда они все одеты в верхнюю одежду, не в интерьере приюта, - воспитатели их строят парами, - чисто школьный культ-поход в выходные.

В приюте они бегают, играют, общаются абсолютно также, как и их сверстники по ту сторону забора. Мальчишки играют в машинки и войнушку. Девчонки постарше  уже раздобыли косметику и кокетничают. Да, - это не ученики элитного учебного заведения, но никаких проблем с развитием, образованием и здоровьем не видно.

Только если хорошо присмотреться, можно заметить следы улицы и «семьи»: кто-то пострижен коротко-коротко, кто-то постоянно сутулится, и некоторые глаза уже очень недоверчиво смотрят на мир.

  1. Ожидание/стереотип: привезти праздник и подарки, - значит еще больше сильнее подчеркнуть контраст серых будней воспитанникам приюта.
Реальность: приют регулярно организовывает походы в музеи/театры и на другие мероприятия, так что с учетом вышеописанного, - будни не такие уж и серые.  В обычной жизни праздники не случаются каждый день, но им есть место и соответствующая ценность.  И здесь также.

  1. Ожидание: материально-увеселительная составляющая анимации и подарков в восприятии детей будет на первом месте.
Реальность: дети, безусловно, рады подаркам и анимации. Но, судя по исключительно высокой обратной связи, когда действия аниматоров предполагают интерактивное взаимодействие с детьми, - им гораздо важнее общение. На этом еще немного подробней остановлюсь в своих выводах.  А тут приведу пару примеров:

3х летний Артем был очень рад воздушным шарикам с гелием, которые улетают к потолку.


Старшие дети и мы периодически собирали ему эти шарики, он с улыбками и благодарностью в глазах ходил с ними, а потом, смотря на кого-нибудь, отпускал к потолку, смотрел наверх, показывал пальцем, и улыбкой просил помочь их снова собрать. Кстати, эти шарики имели огромный успех у всех вплоть до лет 13ти.

В конкурсе аниматора, где призом была фигура жирафа скрученного из длинного воздушного шарика, две девчушки лет 10 и 12ти так увлеченно и отчаянно боролись за приз, будто это был как минимум мобильный телефон.

На любой вопрос аниматора «кто хочет принять участие», - руки тянули и вскакивали со своих мест 80% детей!

При наших попытках общения дети сначала недоверчивы. Но потом во многих случаях как бы невзначай оказываются рядом. Им явно нужно это общение.

  1. Ожидание: надо там поаккуратней: не привезти домой какую-нибудь чесотку, простуду или что еще похлеще.
Реальность: за здоровьем детей строго следят. В отличие, например, от обычных детских садов, где ребенок с соплями до колен, - не редкость. В приютах детей не лечат. Чуть что - в больницу. Также, план нашей поездки был изменен в последний момент: приют, куда планировали изначально ехать, - был закрыт на карантин по гриппу.

Перед заключительной частью приведу еще несколько слов из общения в приюте:
  • дети хорошо знают свои права. Например, с недавнего времени их нельзя заставить дежурить по кухне или помыть полы в коридоре. На это нужно письменное согласие законного представителя и ребенка. Это одна из составляющих, приучающих их жить на всем готовом, что совсем не помогает в реальной жизни.
  • К 14ти годам большинство детей из приютов/детских домов становятся абсолютными потребителями
  • Усыновление, - объективно единственный путь для ребенка в дальнейшую нормальную жизнь. Чем дальше по цепочке государственных социальных учреждений (приют, детский дом, интернат, колония, психиатрический стационар), - тем меньше шансов на нормальную жизнь.
  • Все больше и все чаще детей усыновляют в последнее время. Есть даже случаи, когда усыновляют уже из приюта. Еще до детского дома. И, с учетом вышесказанного, - это очень позитивно для ребенка


  • Мои личные выводы: казенные социальные учреждения формируют и развивают социальные и эмоциональные «дыры» у детей. Больше всего детям не хватает семейного тепла, общения. И определить ту грань, когда ребенку будет лучше не в семье, -  это огромная ответственность, которую берет на себя государство. Воспитатели ни физически (1 человек на примерно 10-15 детей) ни эмоционально не могут заменить ребенку родителей. И, по словам самих же детей, - «пьющая и бьющая, - она все равно самая лучшая мама на свете». Потребление (игрушки, телефоны, одежда и тп, равно как и алкоголь, сигареты, наркотики), суррогатно частично заполняют эти эмоциональные дыры, но нужно детям именно общение и тепло.
Тем не менее, все сейчас есть так, как оно есть. И у каждого из нас есть выбор: либо не выходить из своей зоны комфорта и жить своей обычной жизнью. Либо подарить 1 свой выходной, съездив с одной из волонтерских групп, которых множество в интернете, в приют, дом престарелых, детский дом, приют для животных. Кому что ближе. У кого на что есть силы. Хотя бы в ознакомительном формате.

Не обязательно ставить себе сверхцели. Начните с малого. Пообщайтесь с волонтерами. Возможно, ваши ожидания отличаются от реальности не меньше, чем мои. И на обратном пути домой у вас будет огромный эмоциональный подъем, ощущение, что сделал в жизни что-то действительно нужное и важное. Мы будем рады услышать ваши впечатления и эмоции. И наверняка появится еще одна статья о посещении социально-значимых учреждений именно в вашем городе и именно от вас.

PS Так получилось, что через пару недель после поездки, мы встретились и пообщались с волонтером Анастасией. Она сменила несколько волонтерских групп. Прошла путь от визитов с «гуманитарной помощью» в приюты, - как называют поездки типа нашей, до «дружбы» с подопечными в детских домах. Дружба означает, что она каждый месяц ездит в два детских дома, где общается, как старший товарищ, с 1 из воспитанников. Рассказывает про внешний мир. Ходит с ними в магазин (если позволяет руководство). Разговаривает про планы на жизнь после детского дома.  И это как раз то, что больше всего нужно детям. То, о чем я писал выше. Но это уже совсем другая история, которая, надеюсь, будет иметь продолжение.

Акция добра, Помощь детям

Previous post Next post
Up