Евгения Чистова: «В жизнеспособных проектах фонд и компания учатся друг у друга»

Oct 19, 2017 21:02


 Инна ОБРАЗЦОВА
Почему с одними фондами у бизнеса складывается партнерство, а с другими нет? Глава направления КСО «Вымпелком» - о том, как из диалога рождаются уникальные технологии, помогающие сразу многим людям



Опция регулярных пожертвований с помощью SMS для 80 фондов. Сервисы по поиску пропавших детей и взрослых для спасательного отряда Liza Alert. Горячая линия помощи паллиативным больным фонда «Вера». Мобильные технологии для людей с инвалидностью. Компания «Вымпелком» - один из ярких примеров того, что бизнес и некоммерческие организации умеют находить общий язык и благодаря их партнерству удается не просто временно облегчить положение, а менять к лучшему сразу всю систему благотворительности.



О неординарном подходе компании к социальным инвестициям рассказывает Евгения Чистова, руководитель направления корпоративной и социальной ответственности ПАО «Вымпелком».
Придумать идею вместе



Изображение с сайта kot.sh

- Евгения, как получилось, что именно «Вымпелкому» удалось впервые в стране реализовать проект рекуррентных платежей посредством SMS?

- Мы вели постоянный диалог с различными НКО, в частности, с фондом «Подари жизнь» по поиску совместных решений. Фонду хотелось повысить эффективность привлечения средств - чтобы тратить меньше ресурсов на продвижение и больше непосредственно на оказание помощи.

В Европе благотворительный сектор развивается благодаря удобству и простоте частных пожертвований, в том числе развит механизм приема реккурентных (регулярных) платежей с мобильного телефона. Технически это не так сложно - но такой технологии в России просто не было. В то же время в 2012 году мобильная коммерция у нас в стране уже активно развивалась - разовые платежи на короткий номер шли достаточно активно и возникло естественное желание сделать платежи с мобильного счета регулярными.

Думаю, здесь совпали запрос от общества на системные решения в благотворительности и запрос внутри компании на создание системных технологических решений, которые могут усилить некоммерческий сектор и сферу социального предпринимательства. В результате мы разработали новый сервис: один раз откликнувшись на призыв фонда жертвовать, человек мог теперь выбрать как разовое, так и регулярное ежемесячное пожертвование, списания производились с мобильного счета.

- Есть ли данные, сколько средств удалось собрать Фонду с помощью рекуррентных платежей?

- Да. За все время действия сервиса m-charity с момента его старта было собрано 1 млрд 400 млн рублей. Понятно, что большая часть этих денег - все еще разовые отклики, но в любом случае, это гигантская сумма. Корпоративный сектор не мог бы выделить и десятую часть такой суммы на помощь этому направлению.  Для нас это стало еще одним подтверждением того, что важно искать системные решения - себестоимость создания механизма невелика, а эффективность очень высокая. Причем это внутренняя разработка нашей рабочей группы, на которую ушло порядка 3-4 месяцев.

Я хотела бы еще раз обратить внимание, насколько важен факт партнерства между корпорацией и фондом. Без экспертной оценки фонда, без постановки задачи, без веры в необходимость данного механизма для решения конкретной проблемы, и, наконец, без участия в рабочей группе сотрудников фонда, скорее всего, получилась бы нежизнеспособная опция.

Каждый шаг, каждое пользовательское тестирование мы проводили совместно с «Подари жизнь». Вот почему я уверена, что действительно работающие механизмы невозможно создать исключительно на стороне корпорации, без привлечения экспертизы НКО. Умное технологическое партнерство предполагает взаимное развитие: мы смотрим на наши возможности глазами экспертов от НКО, а НКО, участвуя в решении бизнес-задач, быстрее учится выстраивать внутренние процессы.
Какой проект «не полетит»



- Расскажите, как вы находите партнеров?

- Через личное общение. Наша цель в партнерстве - искать, поддерживать и разрабатывать технологии, которые будут полезными для решения общественных проблем. Мы ищем фонды, которые понимают и разделяют эту цель. При этом очень важна вовлеченность НКО - уверенность, что это нужно и сработает. Без высокой экспертизы фонда в своей теме и понимания, что это нужно рынку, успеха не будет.

К примеру, после запуска сервиса для платежей с «Подари жизнь» мы запустили аналогичные сервисы с другими фондами. Но… они просто не «полетели», так как на тот момент фонды были не готовы вкладываться в продвижение, в убеждение. Со своей стороны они не проделали соответствующую работу. Среди них был один достаточно крупный фонд, но и у него не было сильной убежденности в том, что это нужно.

Маленькие фонды часто говорят о том, что не у всех НКО равные возможности с точки зрения коммуникации. А нам, чтобы выводить новые решения на рынок, очень важен сильный партнер. Тогда идея сможет двигаться без нашей помощи - только с технологической поддержкой. Остальные фонды будут перенимать опыт и встанут на готовые рельсы - сейчас к механизму m-charity уже подключено более 80 фондов.

- Каковы главные направления сотрудничества?

- Мы работаем с очень небольшим количеством системных фондов, потому что нам важно оценить социальное влияние разработанных нами решений. Для того, чтобы продолжать развивать социальные инновации, мы должны видеть, как они работают.  Мы - бизнес, а бизнес всегда очень серьезно оценивает возврат на инвестиции.

Мы определили для себя 4 фокусных направления работы, где мы, как компания с технологиями, можем внести значимый вклад: 1) помощь в поиске пропавших людей совместно с поисково-спасательным отрядом Лиза Алерт; 2) мобильные технологии для людей с инвалидностью (в основном, по слуху и зрению); 3) поддержка диджитал-предпринимательства - поиск талантливой молодежи, увлеченной мобильными разработками. На этом направлении мы работаем с российскими этапами самого крупного в мире хакатона AngelHack и соревнования Global Mobile Challenge. Для нас это, в том числе, вклад в позитивный имидж нашей страны с точки зрения инноваций. 4) создание системных технологических решений для развития благотворительности.

Наши партнеры в этих направлениях - Liza Alert, «Вера», «Подари жизнь», «Линия жизни» и другие. Яркий недавний пример - горячая линия для Liza Alert по пропавшим детям, которую мы также сделали первыми в России. После ее запуска ячейки отряда появились в нескольких десятках городов, движение стало общероссийским. Сегодня на нее поступает порядка 15 тысяч звонков ежегодно, и около 80 операторов - волонтеров Лиза Алерт из разных регионов России - обеспечивают круглосуточное функционирование.
Уметь объяснить и убедить



Изображение с сайта kot.sh

-  Какие еще совместные проекты сейчас в разработке?

- Мы инициировали и этой осенью запускаем еще один совместный проект с Liza Alert - «Потеряться - не значит пропасть». Это второе системное решение для Liza Alert: с помощью нового сервиса можно будет самому выбирать, к каким поискам и когда подключаться, настраивая тему, географию и частоту оповещений. Надеемся, что он поможет организации набрать новых волонтеров, а обществу - повысить скорость реакции на такого рода событие - когда пропал ребенок или пожилой человек находится в ситуации опасности (из-за болезни Альцгеймера, например).

Проект дает возможность выбрать для себя регион, город, район, в которых волонтер готов выходить на поиски, приемлемый временной период, а также вид поиска или участия в нем - искать по городу или в лесу, распространять «ориентировки» через соцсети или печатать, оставить свой телефон и обозначить, когда человеку удобнее получать эту информацию - только с 7 до 9 вечера или по выходным и прочее. Мы хотим дать  возможность присоединиться на основе личного выбора. На специальном ресурсе компании «Билайн» можно задать параметры уведомления в виде смс.

Это масштабный проект, который задействует геолокацию и большие данные. Для объяснения того, зачем это нужно, потребуются серьезные усилия - и от нас, и от Liza Allert, и от СМИ, чтобы донести, что теперь есть и такой механизм.

Кроме проекта с Liza Alert в прошлом году мы запустили пилот - горячую линию с фондом «Вера» по паллиативной помощи, которая оказалась очень востребованной. На стороне фонда была проведена большая работа по выстраиванию всей структуры, а на нас легло техническое обеспечение, поддержка связи. Любые горячие линии - сложная инфраструктура, она подстраивается под потребности конкретного фонда. Это серьезная работа по тюнингу предоставляемого решения.

- Какие критерии важны для вас при выборе партнеров?

- Поскольку мы разрабатываем решения, например, мобильные технологии для людей с ограниченными возможностями, основной вопрос - можем ли мы передать конкретной НКО технологию. Если не можем, то не беремся сотрудничать.

Также мы присматриваемся к небольшим компаниям и стартапам, которые предлагают инновационные технологические решения, полезные по направлению помощи слабослышащим, например, удаленный сурдоперевод. Мы постепенно становимся экспертами в теме и сами понимаем, какие решения могут пригодиться, исходя из потребностей рынка. Мы анализируем мировой опыт, в частности, изучили формат и повестку M-Enabling Summit в Вашингтоне, а затем стали генеральным партнером первого международного саммита, посвященного мобильным разработкам для людей с инвалидностью в Москве. Если к нам обратится компания или фонд с идеей приложения, которое решает проблему людей с определенным типом инвалидности, то он попадет в наш профиль.

То есть у нас есть несколько критериев выбора: 1) соответствие стратегии; 2) соответствие основной деятельности компании; 3) значимость и существенный социальный вклад; 4) надежность и вовлеченность партнера - готовность быть полноценным участником процесса.
Системно оценить проблему



- Как долго длится подготовка проектов?

- Например, с фондом «Вера» мы встретились первый раз три года назад - обсуждали, каким образом можно сделать «горячую линию» по паллиативной помощи. На тот момент вопросов было гораздо больше, чем ответов. Мы понимали, как это можно реализовать технологически, но не понимали, как это будет работать на стороне фонда и не могли себе позволить стать частью проекта без четкого понимания работы механизма в целом.

Потом мы в разное время еще несколько раз обсуждали проект. А получился он в конце 2016 года, когда мы и стартовали. Сейчас говорим о расширении партнерства, потому что этот полугодовой пилот показал, что запрос общества на него очень велик, регионы активно включаются, при этом информации практически нет и люди, действительно, в минуту беды не знают, куда бежать.

- В чем еще роль компании?

Искать свое социальное предназначение - и быть в нем системным. Это значит, ставить и решать вопросы комплексно, задумываться не только над тем, что можем мы, но и тем, какие изменения возможны и необходимы со стороны государства и общества.

Мы очень серьезно оцениваем репутационные риски - они есть всегда, особенно в такой чувствительной сфере, как благотворительность и социальное предпринимательство. Именно поэтому мы сотрудничаем только с фондами, которые это хорошо понимают и могут выстроить серьезную систему информационной поддержки проекта.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/evgeniya-chistova-v-zhiznesposobnyh-proektah-fond-kompaniya-uchatsya-drug-u-druga/

Originally published at Odin Pomogaet. You can comment here or there.

Благотворительные организации, Эксперты по благотворительности, Бизнес и благотворительность, Социальная ответственность бизнеса

Previous post Next post
Up