Сказка о справедливости

Jun 07, 2016 16:12

Самая непростое, искушающее, ломающее, что есть в этом мире - это справедливость. "Всем счастья - поровну" или "Каждому по заслугам!" - подумайте хорошенько, ведь это утверждения, которые прививают нам с самого детства: где-то историями, где-то небылицами. Нас учат действовать по канону, объясняя это нормами общественной морали или божьими заветами.
"А почему я не могу отобрать у Люси конфетку и съесть ее, ведь я сильнее ее?" - наверное, каждый из нас ужаснется, если поймает такие рассуждения у ребенка. - "Это неправильно, Юра, так делать нехорошо. Это нечестно. Это несправедливо."
Общество людей - это некая система, где все подчиняются определенным правилам. Даже не особо важно, как ты одет или на каком языке ты говоришь, в какого бога веришь, рисуешь ты на стенах или в тетради. Это просто правила, которые описывают массовые действия людей: продукты в продуктовом, украшения в ювелирном, лекарства - в аптеке. Эти правила не плохи и не хороши сами по себе, хотя они задают вполне конкретный ритм жизни, вписывающиеся в порочный круг "работа-дом-работа". И тем не менее, эти правила тоже создают люди.

Откуда вообще берутся эти правила? От упрощения жизни. Когда-то давно придумали, что удобнее собирать налог не мешками пшена, а монетами - и все, ввели закон по которому налог нужно стало сдавать в монетах. Изменили правила игры: попробуй играть в воллейболл, когда мячи только от большого тенниса.

И все же в этих сказках стали возникать новые идеи: про то, что дальше будет лучше. Про далекий прекрасный мир, что ждет нас впереди. Про смерть, что очищает. Про рай, где все счастливы. К слову, вы когда-нибудь сравнивали между собой то, как выглядит рай у разных народов? Наверняка бросалось в глаза. А теперь представьте себе средневекового грека-фанариота, сосредоточившего в руках торговлю зерном по всему Средиземному морю - четыре виллы, собственная школа, золоченая домашняя церковь в центре мусульманского Истамбула. И вот он попадает на Елисейские поля - рай греков до нашей эры. Прекрасные, широкие и плоские поля чернозема. Счастье для всех. Элизиум. Рай.
Представьте себе кардинала Ришелье - хоть таким, каким он был в фильме - с красной шапочкой и голубой лентой. Вот, он сидит над шахматной доской, придумывая как именно растерзать пойманных в Бастилию представителей гугенотов и тут за окном раздается выстрел и доблестные фанаты врываются в особняк кардинала, пробивают его тяжелые одежды своими ножами и, подобно Цезарю, спускают его с лестницы. Он открывает глаза в Раю. Из щитов и копий набраны стропила, золоченые шлема вдоль длинных столов в горах передается хмель. Ришелье вручают золоченый меч и отправляют его попробовать кусочек зажаренного целиком быка, поздравляя с прибытием в Вальхаллу. Добро пожаловать в рай.
Представим себе совсем уж реального персонажа - принцессу Диану. Да кого угодно, кто летел на машине на бешеной скорости, воевал во Второй Мировой войне или просто работал на стройке. Минутная тишина, Скользящая по всему телу боль, чернота... и тут какая-то костлявая рука дергает тебя за полу и протягивает открытую ладонь. С тебя две монеты старик, так издревне заведено. Что, нет монет? Тогда иди погуляй, может тебя в другую смену возьмут, но мне нужны деньги.
Справедливость, как и сказка о том, что всю будет лучше - сплошная чушь.

Да, дальше лучше не будет. Дети? о, да. Краткий миг счастья. Когда сам себе ты не принадлежишь, за ребенком нужно либо следить, либо он на тебя уже сам огрызается, о - вызов в школу, чуть подрос - вот и армия. Плати или ребеночка отберут. Что там будет с ним? То же, что и со всеми другими, равные права для всех, Родину нужно защищать. Что конкретно вам никогда и никто не скажет - хрен его знает, куда отправят вашего ребенка. А ты что, честности захотел? Получай!

А что потом? Всю жизнь честно пахал? Молодец, здорово потрудился. Что, пенсию захотел? А ты поди докажи, что заслужил. Что, доказал? Ах ты зараза, что не сдох еще? Ну-ка давай-ка посмотрим, что у тебя там есть еще... гараж? хороший гараж, давай-ка мы его выкупим. Рыночная цена? Ты что, сбрендил? Так заберем, хоть вещи свои скажи спасибо, что успел вынести.
Что там еще осталось? А, ребеночек? Ну так вот он, забирай на здоровье. Что, со здоровьем что-то не то? Ну так заплати за лечение. На работе здоровье подорвал? А я-то тут при чем? Сам и расхлебывай. К тому же у тебя в семье - вон, работник молодой есть, давай-ка заплати за него.

Но как-то принять то, что государство на нс наживается просто, а что общество - тяжело. Теория заговора в действии. "Мы с Володей выросли вместе, в одном классе вместе за партой сидели, значит, нам и на новый год должны достаться одинаковые подарки". "Если каждый из нас приготовит завтрак один раз в неделю, то все выспятся поровну".
"Ничего, что муж последние твои деньги украл и пропил, дальше проснется - раскаится.." - Пожалуй, те, у кого родственники пьют при всей ограниченности их проблем, знают о справедливости намного больше нас, "счастливых" людей. Они знают точно, что лучше не будет. Что впереди немного солнца, немного дождя, старость и смерть. И хорошо, если не в одиночестве и без убийств.

Можно всю жизнь строить дома для других - по кирпичикам класть стены, пришивать вагонку, ровнять землю под пол, и так и не заработать на свой собственный домик. Можно помочь решить уравнение тому, кто сидит рядом, а самому получить двойку. Можно всю жизнь быть инструктором по плаванью, но оглохнуть от случайного паления и утонуть. И никто этого не изменит.

Во мне говорит отчаянье, и отчаянье громче и, как-то честнее справедливости. Отец нашел себе новую тетку, которая моет ему мозги и выживает маму из дома. Мою маму, которая выносила и вырастила нас с сестрой и никогда в жизни не изменяла, пока её не вызвали в суд на развод. Одна тетка звонила ей, пока я была в утробе и рассказывала, что отец только что был у неё между ног, что бы мама знала. Но он никогда не говорил об этом, и - когда я в восьмом классе рассказала, что меня мальчишки катали на шее, только на одном плече, он смутился. "Это лучше, чем на двух, правильнее" - сказал он.

Что будет с моей мамой? Говорю честно, я не знаю. Мне хочется придушить ту стерву, что уже мысленно перекраивает стены того места, где я росла, делала первые шаги. Юристы пытаются внести своё понятие справедливости, но делаю столько оговорок, что побеждает вечно тот, кто сильнее. Или хитрее, хотя хитрить у нас неприлично. Тот, кто не слушает сказки, тот и идет к победе все уверенней и уверенней. А если прийти с силой и сжечь квартиру праведным огнем или пырнуть ножом эту тетку, то юристы лишь больше запутают дело. Справедливость? да где же она сейчас.

Без хорошей поддержки огнем никакая "вера в доброго бога" никогда не вылезла бы из пещер. Там её придумали - странные, потерянные люди, которые создали так же и оптимизм. Большая туша мамонта - каждому по куску, но мне вот тут, понежнее. Так будет честно, я же первая сказала.
Зачем вы учите детей поступать справедливо? Что бы сделать мир лучше. Скажите, а какой от этого толк, если вы делаете его другим? Ваши дети будут страдать, а потом поступят так же как вы. И не будут ни счастливы, не справедливы. А возможно, им еще и бороться с вами предстоит - что тогда? Какой тогда будет счастливый конец? Вот это, пожалуй и будет честно. Погрязнуть в этом вонючем котле, не поглядывая за край - или мы или они. Что урвал, то и съел. А все рассуждения, что хорошо, что плохо - шелуха, способная задержать тебя, что б раньше нанести удар. И справедливо будет только одно: я сильнее, поэтому я останусь жить, а ты - попробуй пробраться на Елисейские поля не заплатив Харону.

оч плохо, люди, ужасный мир, ярко, истории, безумие, ненависть, откровение

Previous post Next post
Up