Привет! Меня зовут Аня, мне 26, и это, страшно сказать, мой четвертый пост в сообществе (предыдущие:
раз,
два и
три).
Я уже несколько лет живу в Сербии, но день, о котором я хочу рассказать, прошел в Македонии, откуда родом мой мушшына. 29 сентября по всему миру прошли поэтические чтения под слоганом "100.000 поэтов во имя перемен" (100,000 Poets for Change). В этом году энтузиасты из города Струмицы в восточной Македонии во второй раз организовали это мероприятие, и мы поехали посмотреть и поучаствовать.
Приглашаю вас провести со мной один выходной день в солнечной Македонии. В программе немного природы, средневековый монастырь, субботний вечер в уездном городе и, конечно, поэты.
2. Пора вставать. Накануне мы допоздна были в городе и поэтому решили отказаться от мучительного раннего подъема.
3. Это я :)
4. Проснулась я вообще-то от того, что мушшына уже встал и начал разбирать книги, и в какой-то момент рядом с моим лицом просвистела пятка. Увы и ах, я ее не запечатлела, так что снимаю мини-коллекцию "Маленьких принцев" на разных языках.
5. Первым делом иду на балкон. Это мой самый любимый балкон! Когда я в первый раз увидела спальный район на фоне гор, не могла привыкнуть к контрасту. В теплое время года над Скопье висит дымка, но зимой и ранней весной, когда в горах еще лежит снег, от этого вида захватывает дух.
6. Сварила кофе себе и Даниэле - сестре Гьоко (который мушшына). Даниэла попросила ее не фотогрифировать по причине отсутствия прически с утра :) За первой чашкой стоит тарелка с домашним десертом, который называется "баядера" - пальчики оближешь. Дома я себе такого не позволяю, но в гостях - так и быть.
7. Гьоко пришел. У него нет выбора, фотографироваться или нет, но ему, по крайней мере, можно подурачиться.
8. После кофе позанималась йогой прямо на балконе, пока еще не жарко.
9. На полу лежат заготовки для зимних солений - обожаю осень на Балканах, когда повсюду гирлянды красного перца.
10. Собрались на скорую руку. Гьоко ушел встречать друзей, а я срочно распечатываю стихи, которые буду читать вечером. Под конец мы с принтером не поняли друг друга, и пришлось дописывать от руки.
11. Спустилась на парковку, а там ребята уже укладывают вещи в багажник. А еще у нас, оказывается, очень грязная машина.
12. Это Душко, или Дуле, и Давор, факультетские друзья Гьоко и, да, тоже поэты.
13. А это наш завтрак.
14. Едем. Одной рукой отламываю для Гьоко куски джеврека (булки с предыдущей фотографии), другой готовлю мелкие деньги - дороги в Македонии платные. Очень мне нравится эта десятка с павлином.
15. Едем! Сто раз проезжали эту крепость и никогда не останавливались - не разделяют знакомые македонцы моей любви к развалинам.
16. Проезжаем город Велес, очень красивое место, но, опять же, не останавливаемся.
17. За лето солнце все сожгло. И сейчас, несмотря на конец сентября, температура держится выше +30.
18. Пару лет назад по всей стране начали устанавливать высоченные флагштоки для гигантских флагов. Видимо, правительство решило, что истинный патриотизм выражается именно так. Гм.
19. А еще по всей стране ремонтируют дороги. Но через пару фотографий вы поймете, что ремонтируют совсем не там, где это нужно.
20. Редкий пейзаж с зеленью, которую не уничтожило летнее солнце.
21. Та-дааам! На последнем отрезке дороги нас ждет порядка 15 километров брусчатки. Держите ваши зубы. От турок, что ли, осталась?
22. И вот наконец-то мы приехали. Центральная площадь Струмицы.
23. Время. Желтый грузовик здесь по поводу рекламной акции.
24. После нескольких часов в дороге нам нужны кофе и еда, поэтому мы идем на главную пешеходную улицу Струмицы, где больше всего кафешек.
25-26. После коротких переговоров между лагерем мясоедов (Дуле и Давор) и вегетарианцев (мы с Гьоко) выбрали нейтральную территорию - пиццерию. Пьем холодную мастику - анисовую водку. Если в нее налить воды или бросить кубик льда, она тут же станет мутной, как хлорированная вода.
27-29. Вокруг:
30. Пришли ребята из организации и лепят плакаты напротив:
31. Это Митко, или Мите - именно благодаря ему все и состоялось.
32. Дуле разрешил себя сфотографировать при условии, что я напишу, что он в свободном поиске и всем девушкам предпочитает русских :)
33. После обеда пошли немного прогуляться по городу.
34. Мите попросил сфотографировать все плакаты вместе.
35. Снова вышли на центральную площадь.
36. Памятник Гоце Делчеву гонится за ничего не подозревающим мальчиком.
37. Город контрастов. Девушки в мини предвещают субботний вечер, но об этом позже.
38. Струмица, конечно, не приморский курорт, но красиво жить не запретишь - пальмы на главной улице.
39.
40. Мы вернулись на площадь и ждем нашего друга и, да, тоже поэта Николу. Между делом смотрим, как развлекается местная ребятня.
41. Встретились и вместе едем в монастырь Пресвятой Богородицы в селе Велюсе неподалеку от города.
42. Во многих македонских монастырях сейчас трудится новое поколение монахов - молодые, образованные и активные люди, которые восстанавливают объекты, практически заброшенные в начале 2000-х, и с большим интересом изучают историю и традиции мест, где работают. Велюса из их числа.
43. Церковь в Велюсе - уникальный храм 11 века.
44. Пока я задержалась у церкви, все перебрались на смотровую площадку и любуются видом.
45. И есть чем любоваться.
46.
47. Часы на колокольне. В таких местах время остановилось. Буквально.
48. Упавший грецкий орех... только самого ореха-то и нет. Может, белка утащила.
49-50. Перед тем как уйти, полакомились монастырским виноградом.
51. А это несколько покупок: монастырские ликеры, тетрадь ручной работы и пара натуральных кремов. Все это делают монахини из Велюсы. Забегая вперед, скажу, что на следующий день на брусчатке, которую вы уже видели, одна бутылка ликера открылась и залила тетрадь :(
52. Пора обратно в город, чтобы успеть на вечерние чтения.Никола шутит, что за парковку надо платить по количеству упаших на багажник листьев.
53. Едем через соседнюю деревню. Здесь живет какая-то обособленная группа, которая, как это часто бывает на Балканах, считается отдельным народом. Вроде бы цыгане-мусульмане. Известные коневоды.
54. Среди домов стоит полуразвалившаяся мечеть. Судя по виду - средневековая. Это тоже очень по-балкански - смотреть, как старинное здание рушится, и спокойно пасти скот среди развалин.
55-56. Мы снова в Струмице. На этот раз идем по непарадным улицам домой к Мите - оставить вещи. Кино, конечно, уже давно не работает. Зато оцените офис "фешн-империи" :)
57. Вот здесь мы должны были ночевать, но в итоге поменялись комнатами с Дуле и Давором, чтобы им не пришлось спать на диване в обнимку :)
58. Переоделись и едем на чтения. Там уже настраивают технику и раскладывают подушки для зрителей.
59. И вот Мите открывает вечер.
60. Ваш аффтар судорожно сжимает микрофон, чтобы не убежал :)
61. А закончилось все вот так:
62. После чтений мы снова идем на пешеходную улочку, где были днем, только теперь она превратилась в променад, где по субботам разворачивается ночная жизнь.
63. Оказывается, организаторы устроили ужин для участников... в той же пиццерии, где мы обедали. Суточная норма по пицце выполнена и перевыполнена!
64. После ужина мы долго не могли выбрать кафе, которое бы устроило всех - и решили закончить вечер на лавочке на главной площади. А на улице уже полно разодетых барышень. Это такая особенность небольших балканских городов - в субботу вечером улицы неожиданно наводняют девушки в мини и на шпильках, а рядом преспокойно может прогуливаться кто-нибудь в трениках и шлепках.
65. Сфотографировались на память с теми, кто добрался до площади живым и невредимым.
66. Памятник, который несколько часов назад гнался за мальчиком, теперь пытается не то взлететь, не то закружиться в танце дервиша. А на часах, если присмотреться, 00.50.
67. Посиделки с чипсами, вином и... собаками.
68. Чем дальше за полночь, тем более удивительные вещи происходят. Гьоко говорит с собакой "Ты меня уважаешь?"
69. А я обнаружила среди македонцев рюкзачок с Нашим-Всем. Его обладатель, оказывается, наполовину русский. Чудеса да и только.
70. А потом пришли цыгане с трубами и барабаном и начался полнейший сюр. Уже перевалило за 3, когда я, где-то с год назад переквалифицировавшаяся в жаворонка, начала клевать носом прямо на скамейке, и Гьоко, сжалившись, отвез меня спать. До кровати я добралась на автопилоте, так что, увы, больше фотографий нет.
Все!