Мой день в тувинском хурээ

May 03, 2011 02:53

Привет! Меня зовут Маша, мне 32, я путешественник-тревеливер, фотограф и бывший дизайнер )
Я уже как-то "выступала" тут с бангкокским и манильским днями (кстати, не могу найти бангкокский, пропал он куда-то из октября 2010 ((.
Сейчас я живу на Филиппинах, но сегодня покажу вам один свой старый день, проведенный в хурээ (буддистском храме) поселка Чадан Республики Тува. Случился он давнооо, 29 июля 2007го года, когда я не знала о сообществе, но для своих целей отсняла день практически от и до (правда, без часов). Надеюсь, это не против правил сообщества и привнесет некое разнообразие с тех краев тоже ) Очень мне нравится, что хоть сообщество только русскоязычное, но дни показывает из разных уголков планеты.

В те дни я была в долгом путешествии из Питера в Индию, по пути пересеклась с подругой, потусила на тувинском фестивале живой музыки Устуу-Хурээ и собиралась переходить границу в Монголию. Мы собрали с ранья свою палатку и вещи в закрывшемся фестивальном лагере и пошли проситься на следующий ночлег в местный сельский храмик. Там нас тепло приняли и мы остались наблюдать за типичным днем из жизни тувинских лам и учеников.

Первым, с кем мы познакомились, был молодой ученик Сайдаш. Он начал утро с растопки масла для лампад. Заглянула посетительница.

За старшего в храме был молодой монах Айол. Он то и принимал посетителей по разным вопросам.

Айдын, младший, но проучившийся уже куда больше Сайдаша, готовил чай для завтрака.

Во второй комнате для посетителей сидел лама Буян и выбирал ткань для обновления обложки книги с мантрами.

"Совсем плохая стала за сто лет, вот выбираю новую ткань из подношений, чтобы еще лет на сто".
Буян вообще большой шутник и приколист. Обманул меня, сказав, что его зовут Володя (настоящее имя выдали другие монахи). Потом наколол, когда сказал что ниток у него нет, а я уже рванулась догонять подругу Машку, идущую в магазин. "Не нравится мне моя работа... хочу в горы, на лошади, в тайгу... трудно слушать людей, с разными историями приходят, плохими". "А с радостью приходят?" "Почти нет, ооочень редко, так уж устроен человек, радостью не делится"

Я напросилась обшить обложку тканью. Мы немного поспорили, он хотел приклеить, я настаивала на нитках.
"Хорошо, шей, я посмотрю, а потом мы вложим туда бумажку "сшито Машей из Якутии" и эту бумажку найдут через десятки лет, когда будут снова обновлять ткань".
Схватил мой фотоаппарат и пытался разобраться с настройками ) Это я за шитьем.

Потом мы пошли завтракать. Завтрак простой - хлеб с маслом, чай и конфеты. А Сайдаш уже готовил мясо для обеденного супа.

Тут в храм пришел Костя, автостопщик из Ставропольского края, промышленный альпинист. Тихий такой сначала, потом он оборзел и донимал нас с Машкой щипками и пошленькими шутками. Мы были готовы поймать его где-нить за сараем и "набить лицо" )) Но все равно, с ним было весело. Он тоже остался на ночлег.

Вторую часть обложки сшила подруга Маша, Буян оценил работу.

И ушел, собственно, в горы, отдыхать. Или прикололся опять.

В 12 часов Айол и Айдын провели хурул - службу.

Сайдаш в это время доварил суп и потом покормил нас обедом.

После обеда мальчишки смотрели телевизор и катали вату. Мы спрашивали "чего не учитесь?" - "завтра будем".

Айол продолжал принимать посетителей.

А мы прогулялись около хурээ.

Позже приехал Вадим, лама, которого я знаю еще по прошлому фесту, с бывшей женой Айланой и дочкой Алдынкыз. Смотрел фотографии с открытия субургана (ступы).

Маша дала концерт на хомусе с большим успехом )

Нам показали домик-дуган, в котором будем спать.

Какое-то время еще болтались по территории с Сайдашем и фотографировались.

Часов в пять Айдын и Сайдаш переоделись, их "рабочий" день закончился.

Айол тоже переоделся и ушел домой, в храме он не ночует. Вадим ворчал, что Айол проводит только один хурул в день, когда надо бы три.

В тот день все пробовали снимать моей камерой, даже Алдынкыз. Дурачащегося папу и меня.

Мы с Машей в это время как раз готовили жаркое из барашка на ужин и нарезали салат. Вот это мелкое все время ошивалось у кухни, разворотило все помои.

Во дворе стояла машина Вадима, и дети периодически играли в ней. Хотя Сайдаш уже не дитё, 15 лет. Айдыну 14, но он учится у комбо-ламы уже давно и по-тибетски пишет лучше, чем по-тувински. К зиме он собирался уехать учиться в Индию в Дарамсалу на несколько лет, мы договорились встретиться там, но потом я его не нашла в Дарамсале.

Начался дождик, и я предпочла зайти в храм.

Алдынкыз с удовольствием угостилась кислыми шипучими конфетками.

Мальчишки просили кино, а у меня все фильмы были только на хинди. Поставила им самый понятный без слов - боевик, хит того года Dhoom 2 с Айшварьей Рай.

Потом они пришли к нам в гости в домик.

Смотрели машкины видеозаписи и даже поиграли в карты. "Когда мы были обычными, нам было можно". Фотографировались у тела жертвы недосыпа.

А снаружи облака были низкие низкие.

Мы поболтались еще немного во дворе.

Мальчишки уже давно привыкли к нам и дурачились, как с сестрами. Они все-таки еще обычные дети. Айдын часто брал фотоаппарат и сам фотографировал, обнаружил прекрасное чувство композиции ))

Поужинали с Айланой, долго пили с ней чай и болтали.

В храме все рано ложатся, и мы не стали засиживаться, ушли к себе в темный домик, где не было электричества, еще поболтали и уснули, чтобы утром пораньше встать ловить автобус или машину до границы с Монголией.

С монашатами этими мы всего за один день так сдружились, что очень грустно было уезжать, они даже просили нас остаться подольше. А потом через пару лет моя подруга Маша вернулась туда и снова увиделась с уже подросшим и посерьезневшим Айдыном.