Добрый день! В рамках нашего нового проекта «Один день профессионала» решил еще раз заснять свои будни и рассказать немного о нефтянке.
Зовут меня Андрей, я - Senior ESP Application Engineer (на русский язык это можно перевести как Ведущий инженер по применению УЭЦН. УЭЦН - это установка электроцентробежного насоса, но про это подробней будет ниже). Живу я в Королевстве Бахрейн, работаю в Саудовской Аравии на заводе, который как раз и производит эти УЭЦН.
Кого заинтересовало, чем может заниматься простой татарский нефтяник на саудийском заводе, GO под кат
Итак, 4 декабря. Воскресенье. На Ближнем Востоке - рабочий день. Просыпаюсь я на работу рано. Обычно в 5:30, но в связи с тем, что жена по форс-мажорным обстоятельствам срочно укатила в Москву, вынужден вставать на полчаса раньше, чтобы приготовить себе кузовок с обедом на работу.
1.
И точно рановато. За окном даже светлеть еще не начинает
2.
В комнате, где обычно думают тяжелые думы о судьбе России-матушки, я по утрам ознакамливаюсь с новыми мировыми рекордами и заодно просыпаюсь.
3.
Решил себе замутить на обед картошки с колбаской, поэтому чищу картошку и ставлю ее варить.
4.
А сам в душ, окончательно проснуться. На это дело затрачиваю от двадцати минут до получаса. Кстати, если душ не принять, а просто умыться, то потом обязательно «зависну» сидящим на кровати в одном носке и с глупым выражением лица, пока жена не щелкнет по носу. У кого еще так?
5.
Ого, светлеет на глазах.
6.
Отвык я уже жить без жены, она у меня такая хозяйка, но некуда деваться, одежду сегодня никто не погладит. Сам, все сам.
7.
Нарезал колбаски, поджарил картошечки. До вечера продержимся.
8.
А это я готовлю сюрприз для жены. По чему она больше всего скучает в Бахрейне, так это по соленым помидорам. Ну не продают тут такое. Мне тут недавно новые друзья из Канады дали простой рецепт засолки помидоов. 2-3 дня и готово! Вскрыл, чтобы попробовать, что получилось из этой затеи.
9.
Осталось еще немного времени, чтобы попить чаю с яблочным пирогом и помодерировать сообщество. Чай выпил, пирог съел, а вот помодерировать не получилось. За ночь ни одного поста.
10.
Ну вот и солнце встало, значит пора выезжать на работу.
11.
Нравится мне наш прозрачный лифт. НЕ скучно ехать с 9-го на минус первый этаж.
12.
Мы тут с женой недавно велосипеды купили специально к зиме, теперь вот катаемся,радуемся. Правда с непривычки «опять скрипит потертое седло» и болят мыщцы этого седла, но думаю, что это временно.
13.
Выезжаю с парковки. Тут главное - выезжать из подземелья медленно, иначе местные джигиты оставят твою машину без передка.
14.
Вот отсюда и начинается моя «долгая дорога в дюнах».
15.
Надо сказать, что живу я на островах Амвадж, которые являются, наверное, самой дальней точкой Бахрейна до моста на Саудовскую Аравию и мне приходится пересекать всю страну в час пик для того, чтобы попасть на работу. Но! При этом эта самая дальняя точка еще является и самым спокойным местом в королевстве, что немаловажно в связи с последними событиями на всем Ближнем Востоке. Когда-то мы жили в Манаме (столица Бахрейна) и каждую ночь были свидетелями ночных столкновений полиции с протестующими шиитами. Когда устали от криков, стрельбы и слезоточивого газа, съехали на Амвадж. На самом деле все не так страшно, когда я говорю, что приходится пересекать всю страну, это всего километров 20 (да-да, Бахрейн - он маленький, но горррррдый).
Так вот. Сначала я со своих островов выезжаю на небольшой остров Мухаррак. Вот справа домики местных жителей.
16.
Слева берег Персидского Залива и промышленная зона. Резервуары и трубы.
17.
Потом с Мухаррака мне нужно перебраться вот по этому мосту на основоной остров Бахрейн, откуда и начинается 25-тикилометровый мост на Саудовскую Аравию.
18.
И через всю страну. Да-да, нам именно туда.
19.
Мост этот построен в 1985 году и проезд по нему платный. Готовим 2 динара за проезд и едем.
20.
Чеки я собираю, потому что компания оплачивает мне такие вещи. Можно сверится со временем. Почти 7 часов утра. Я уже 2 часа как на ногах.
21.
Мост проходит через 2 острова, один из которых естесственный, а второй, который ровно посередине моста, отсыпной. Там погранцы. Первый зеленый. Это самое зеленое место, которое я видел за последний год.
22.
А вот и пограничный остров. Сейчас будем с вами пересекать границу. Спокойно, не надо нервничать, сидите и улыбайтесь, я сам все сделаю. Пограничники очень отличаются от российских своей дружелюбностью, весёлостью и раздолбайством.
23.
На первом кордоне по базе пробивают машину (угон, нарушения ПДД и т.д.)
24.
Мне выдали вот такую бумагу, это значит у меня все в порядке. Конечно ничего не понятно, но можно сравнить время. Мда, у погранцов часы явно бегут.
25.
Следующий этап - паспортный контроль на бахрейнской стороне при выезде из страны. Ох ты ж, едят тебя мухи, опять новые печати внедрили. Да еще такие огромадные. Вот им скучно походу.
26.
Почему ругаюсь на большую печать? Да потому что у меня моего загранпаспорта хватает только на полгода с такими постоянными пересечениями границы. Вот посмотрите. Паспорт получил в июне 2011, осталось 4 чистых листа и то только потому что я скрепил их степлером.
27.
Теперь саудийцы. Им можно сунуть вот такую книжку, которую мне сделали на работе, чтобы они печати в нее ставили. Люди, знающие арабский язык, сказали мне, что мою фамилию Перепёлкин там написали как Бибиклин. А чо, прикольно, Андрей Бибиклин.
28.
Потом шмон авто. Ищут запрещенное. В основном это алкоголь и наркотики, так как в Сауди это под строгим запретом (тюрьма и палки, за наркотики смертная казнь). Шмонают обычно арабскую молодежь, возвращающуюся с либерального Бахрейна, «белых» не сильно напрягают. Правда в последние дни у меня стали спрашивать откуда я и на ответ «руси», шмонают машину не по-децки. Видно недавно какой-то русский попался с алко. У меня ничего запретного не обнаружили (а зря, колбаска-то свиная была в кузовке, гыгы) и отпустили с миром.
29.
Вот и пограничный остров остался позади, едем уже по территории Саудовской Аравии, одной из самых консервативных и строгих стран в мире.
30.
На побережье виднеется город Эль-Хобар. Там у нас головной офис, но нам туда не надо, нам надо на завод, это еще километров 40 по пустыне.
31.
Вообще тут можно куда хочешь уехать, хочешь в Азизяй, хочешь в столицу Рияд, а хочешь в Кувейт рвани. Всего 4 часа на машине и ты там.
32.
А мне нужно заправится. Заправляюсь всегда в Сауди, потому что тут бензин дешевле, чем в Бахрейне, а я берегу деньги компании. Литр 95-го тут 5 рублей, в Бахрейне - 8 рублей.
33.
При заправке можно не выходить из машины, персонал сам заправит и расчитает и даже квитанцию выпишет.
34.
Ну все, зеленка кончается, начинается пустыня.
35.
Которую и пустыней-то назвать язык не поворачивается, ибо тут совсем не пусто. Весь мусор свозят сюда с ближайших городов.
36.
А это обычная картина на саудиских дорогах. Местный народ гоняет как с цепи сорвался, по 160-170 км\ч. Каждый день вижу такое по дороге на работу и с работы. И не боятся же. «Если Аллах не захочет, я не погибну».
37.
В этот день видел даже 2 аварии. Но вторую не сфоткал. Это тоже с первой аварии.
38.
Берблюжачья ферма.
39.
А вот так тут возят местных работяг. А они все как один, закутанные как немцы под Москвой, одни глаза видать.
40.
Почти добрался. Dammam Second Industrial City. Тут все производство, вынесенное из городов. Ну и запахи тут иногда, сероводород и прочая химия.
41.
А вот и наш завод. Цеха, где собирают и тестируют оборудование для добычи нефти.
42.
Поднимаюсь в свой кюбикл, включаю лептоп и первым делом смотрю как погода в Сауди, в Бахрейне, в Москве и родном Альметьевске. Не жарко на родине-то. Да и тут не жарко. Местные уже ходят в пуховиках и на голову наматывают шарфы.
43.
Давайте расскажу вам немного о своей работе. Постараюсь не злоупотреблять профессиональными терминами и попробую объяснить все на пальцах (да простят меня нефтяники за это)
Как вы все знаете, нефть находится глубоко под землей в пластах и чтобы достать ее оттуда, необходимо сначала пробурить скважину, установить и закрепить эксплуатационную колонну, прострелять нефтеносные пласты, произвести исследование скважины и только потом спустить насос, который эту нефть оттуда достанет. Так вот, буровики бурят и строят скважину, геофизики стреляют и исследуют пласты, а потом в дело вступают эксплуатационщики, то есть я.
Кстати, небольшое отступление. Для меня в свое время стало сюрпризом, что большинство обывателей считает, что нефть под землей находится в виде таких подземных рек и озёр. Это не так. Нефть под большим давлением (например, 200-300 атм) находится в поровом пространстве горных пород (песчаник или алевралиты). Ну вот представьте себе губку с водой. Представили? Вот и нефть точно также находится как в «губке», только «губка» эта твердая и чтобы вытащить нефть оттуда, необходимо снизить давление в призабойной зоне скважины (Вы же знаете из курса физики, что жидкость и воздух движется всегда из области высокого давления в область низкого, ветер - самый яркий тому пример) А для этого что нужно? Правильно, откачать жидкость насосом.
Так вот, моя задача - правильно подобрать насосную установку, согласно проведенным исследованиям.
Не все скважины одинаково дают нефть (нефтяной Господи, прости меня за такую формулировку). Какая-то дает 10 кубометров в сутки (чуть больше полведра в минуту), а другая 5000 кубометров в сутки (350 ведер в минуту!!!). Наш завод тоже производит насосы широкого диапазона производительности, поэтому очень важно правильно подобрать оборудование. Я могу это сделать вручную, но во всем мире все давно используют программу *цензура на рекламу*, которая очень упрощает эту процедуру.
44.
Почему насосы подбирают не инженера в нефтяных компаниях, а инженера компаний, которые производят насосы, спросите вы и это будет хороший вопрос. В нефтяных компаниях тоже есть такие инженеры и они тоже занимаются этой работой, но! Обычно нефтяные компании проводят тендеры на покупку оборудования и часто они не просто говорят, что им нужна такая-то установка, а присылают данные по скважинам, на основании которых мы и должны предложить свое оборудование. Поэтому в каждой такой компании есть и служба, которая занимается подбором. У меня такие тендеры почти каждый день, поэтому работы хватает. Уф, чото сложно как-то начал объяснять, надо попить чайку.
Чай тут приносит специально обученный человек, tea-boy. Очень удобно, кстати. Надеюсь, что он не плюёт нам в чашки, мстя «белым господам» за весь угнетенный индийский народ, гы.
45.
Едем дальше? Или хватит про работу? Ок, я постараюсь не сильно грузить.
Сама установка состоит из насоса, электродвигателя и протектора, который находится между насосом и двигателем, а также кабельной линии.
Центробежный насос - это...блин, как бы попроще объяснить? На стальной вал насаживают такие колеса с лопастями, которые, когда крутятся (обычно со скоростью 3500 оборотов в минуту), гонят жидкость наверх. Направление задает направляющий аппарат (он не крутится), который в тандеме (модное слово,правда?) с колесом называется ступенью. В зависимости от размеров ступени, бывают насосы разной производительности. Ну в смысле для маленьких дебитов и больших. Так вот, каждая ступень может поднять жидкость только на определенную высоту (например 4 метра). И когда нам нужно поднять жидкость, скажем, с глубины 500 м, значит нужен насос (взяли калькуляторы) пра-виль-но! со 125 ступенями. Красавцы! Ну просто же все, правда? Там еще нужно учесть потери на трение в трубах, давление на устье скважины, которое нужно передавить, но суть вы поняли. А, забыл сказать, что вот эти ступени на валу помещаются в стальной корпус и закрепляются там концевыми деталями. Уф (смахнул пот со лба).
Тут можно посмотреть схему установки.
46.
Теперь про электродвигатель. Понятно, что насос сам крутиться не будет, крутит его двигатель, который тоже спускается в скважину, он маслозаполненный и ессссссно (ну а попробуйте запустить что-то электрическое в жидкости, неееее, вернее не пробуйте) герметичен. Вал двигателя соединяется через муфты с валом насоса. Крутится вал двигателя, крутится вал насоса. Это понятно, да? Но! С чего бы электродвигателю, который находится в километре под землей крутится? Хороший вопрос? Ток в электродвигатель поступает через бронированный кабель, который идет с поверхности земли вниз. Куча изоляций и броня позволяют кабеля функционировать в жидкости. Даже при температуре 230С. Да-да, часто в пластах нефть находится под такой температурой.
Теперь для чего нужен протектор? Основная его цель (исходя из названия) защищать электродвигатель от попадания в него пластовой жидкости. Потому что, как вы помните, двигатель (который заполнен маслом) валом соединен с насосом (который с пластовой жидкостью) и нужно сделать так, чтобы эта жидкость не попала в двигатель, иначе он сгорит нафиг. Так вот, это достигается системой лабиринтов, диафрагм и торцевых уплотнений. Непонятно? Забейте!
Это основные компоненты установки. Есть еще дополнительные. Например, газосепаратор. Нужен он в случае, если с нефтью идет много попутного газа, который блокирует насос (он работает только если газосодержание менее 20%). Газосепаратор выводит газ в затрубное простраство (не весь конечно, а часть). Потом из дополнительного всякие клапана, датчик телеметрии на двигателе, который замеряет различные параметры (давления там,температуры, вибрацию и т.д.) и передает на поверхность. Очень, кстати, важная часть УЭЦН, ибо это не шахта, человек в скважину не залезет и не посмотрит, чтоже там происходит с насосом,почему не работает, а датчик тут все расскажет).
И это еще не все. Месторождения разные, пласты разные, скважины разные, где-то очень соленая попутная вода и откладываются соли на рабочих органах насоса, где-то с жидкостью из пластов идет песок и мехпримеси и опять таки насос изнашивается из-за этого, где-то сероводород и прочая коррозионная бяка, которая разъедает оборудование, где-то высокие температуры и резино-технические изделия плавятся. И все это нужно предусмотреть и подобрать материалы, соответствующие условиям в скважине. Ну разве ж это сложно? Да легкотня так-то.
Так вот. Нефтяники значит присылают данные по скважинам, я их обрабатываю и выбираю оборудование, которое считаю подходящим для конкретной скважины. Ошибся? Пару миллионов выкинул на ветер.
Пришел Заки (заки с арабского умный), которого мы тут в шутку называет Закуил. Заки - шиит-саудит. Несмотря на то, что жена у него туу маач радикальная (замотанная по глаза в черное), Заки просто повернут на сексе-) . Такой прикольный чувак, постоянно рассказывает смешные истории из своей жизни. Я иногда до колик в животе смеюсь над ним. Он эйчаровец и очень помогает мне с визами и прочими делами.
47.
Конечно же на работе я занимаюсь не только этим, еще кучей всего, но пожалуй будем закругляться с технической частью. Ладно, вижу, что вы устали уже от всего этого. Я тоже часто устаю от этого и иду в жж помодерить наше сообщество. Внимательно смотрю комменты, приготовив свой молоток. Кто-то грубит - бац по пальцам! «Не будете ли Вы так любезны, обойтись без резкой критики! Будьте, пожалуйста, корректны!» Иногда хочется некоторым юзерам что-нить покрепче сказать, но нельзя! Я же нефтяник, интеллектуального труда работник. Гы!
48.
Ближе к 11-ти уменя начинается голод. Стойко жду до 11:30, когда уйдут на обед коллеги-филиппинцы и достаю свой кузовок с едьбой. А ничего так получилось, вкусно довольно-таки. И помидорки удались, вот жена обрадуется.
49.
После обеда от шефа приходит письмо со срочным заданием. Мы продаем в Кувейт несколько установок, теперь им нужны кое-какие данные по ним. Бросаю подбор и занимаюсь этим. Для этого мне нужно быть машиностроителем, а я как вы поняли, не он. Поэтому мне поможет соседний департамент - sustaining engineering. Машиностроители они. Их босс - Хосе (мексиканец) и один из инженеров Эдзел (пилипинская мапия - местный ПиптиСент, неплохо поет, ага, спешиал пор ю)
50.
Надавали мне чертежей, сижу, как путный, разбираюсь. А куда девацо? Ты же инженер, давай-давай!
51.
Вот нужно было заполнить вот такую табличку. По чертежам искал значения для fish neck
52.
Голова кругом. Сходил на завод, пофоткал для вас немного. Перед этим перекусил фруктами.
53.
На этом столе собирают насосы. Вот ступени стоят на первом плане, их и насаживают на вал. На заднем плане вертикальная штуковина - стенд для тестирования протекторов.
54.
Это корпуса. В них впихивают ступени, которые уже насадили на вал.
55.
На заднем плане стенд для тестирования готовых насосов.
56.
А тут тестируют электродвигатели. Да-да, так положено во всем мире, оборудование перед продажей обязательно 100% тестируется.
57.
Вернулся к себе. Кстати, потеплело везде, от Саудовской Аравии до Альметьевска.
58.
Мне ж сегодня еще на урок английского. Но видно не судьба вам показать его, ибо Сладжа (моя репетиторша) опять его отменяет. Вы помните, и в прошлый мой день она отменила занятие.
59.
Так и доработал до 4-х часов. Пора домой. Вот наши красотки стоят. Нас в отделе 2 человека, я и Ананто, парень из Индонезии. Вот нам и купили почти одинаковые тачки.
60.
В машине первым делом готовлю поближе 7 динаров (2 на дорогу, 5 на бахрейнскую визу), чтобы в последний момент не рыться в лопатнике.
61.
Промзона хоть и промзона, но и ее обустраивают. Глаз радуется
62.
И опять в пустыню
63.
Не пропустить бы этот поворот. Пару раз случалось такое, когда задумываешься в плотном траффике.
64.
А вот и наш мост.
65.
Персидский Залив на закате.
66.
Пограничный остров. Опять печати, опять шмон.
67.
Вечером обычно побольше народу на границе. Мой анти-рекорд - 2,5 часа. Это когда у саудийских детей каникулы и их родители вывозят в Бахрейн развлекаться. В Сауди особо не поразвлекаешься, даж кинотеатров нет. Харам. А рекорд - утром за 4 минуты проскочил все посты.
68.
Прошел границу и помчался вместо английского сразу в Российское Посольство в Бахрейне. Выборы так-то. Вот русская девчушка уже проголосовала. Судя по довольному виду, написала какую-то пакость в бюллетене.
69.
А я чем хуже? Ставлю спартаковский ромбик в ячейке с Правым Делом. Неплохое название для партии, а так как я полностью аполитичен, то ткнул туда, куда рука потянулась.
70.
Консул предложил сфотографировать меня, как я сую голого. Довольный, напакостил-) А также нас с женой еще и на прием в посольство пригласили, с водкой и пельменями. Сходим, иншаалла 13-го.
71.
Теперь надо куда-нить заскочить, купить себе поужинать и желательно чтобы и на завтра на обед схватило, ибо завтра не хочется на полчаса раньше вставать из-за этого. Решено, еду в пиццерию. Сделал заказ, жду. Обратил внимание на прикольную лестницу на второй этаж. Интересно, это для кого? Для тех, кто недавно с пальм чтоли спустился?:)
72.
Помчался домой. Я четырех часов голодный как волк, а тут едьба тааааак вкусно пахнет. А я в пробке. АААААА.
73.
Не вынесла душа поэта, открыл картошку, заточил немного - заморил червячка. Время 6 часов вечера, кстати. Please see below.
74.
А вот и дом, любимый дом. Пиво 10 дней назад купил, но чото все руки до него не доходят. Так и простояло, кстати, до приезда жены.
75.
ЖРАААААААААТЬ!!!!
76.
Потом в инете потупил до полдевятого, ленту почтал, с мамой по скайпу пообщался. Хаерле кич хурматляр!!!
77.
В полдевятого пошел в тренажерку на крышу нашего дома (пицца провалилась и теперь ее нужно отработать). Фотоаппарат уж не брал с собой, тока телефон (сорри за качество фото) В тренажерке, как обычно, пу-сто-та! Ну и хорошо.
78.
Покачал железо с часик.
79.
И снова в инет. Дыньку с удовольствием заточил.
80.
А потом душ и спатеньки. Это мой самый любимый момент дня. Ложиться спать в прохладную постельку, обнимать подушку (когда нет жены) и с улыбкой на лице засыпать. Завтра будет новый день.
81.
Надеюсь, что вам было интересно узнать про будни нефтяника и что я вас не сильно утомил своими техническими деталями.