Меня называют Тамикой, в тот день мне еще 24 года.
День перед отъездом из археологической экспедиции, в которой я провела почти 4 месяца. А если точнее, с 22-ого мая по 14-ое сентября. Место действия Республика Тыва, недалеко от Кызыла и совсем рядом с поселком Ээрбек. Всего было три отряда, которые делили между собой студентов, могильники, деньги и что там еще делят археологи. Наш маленький, но гордый ээрбекский отряд копал могильник под номером 10, в котором 18 курганов, еще несколько объектов, некоторое количество из которых было раскопано нами. И студентами. Это та экспедиция, про которую многие, вероятно, слышали, куда приезжал Шойгу, люди с камерами, было много шума и суеты, и много всякой фигни в интернете и по зомбоящику.
Я ездила как фотограф. В договоре так и написано. Однако, это не мешало мне провести с кисточкой\лопатой существенную часть времени.
День безо всякой романтики, ибо в состоянии хронической усталости как-то не до не. Песни у костра хорошо, но сон лучше.
Итак. Ровно 20 фотографий. Без раскопа. На то были свои причины, про которые расскажу позже. И без часов, ибо состояние было близко к "вне времени и пространства". Очень странное состояние.
1. Время около десяти утра. Кажется был дождик, в дождик мы спим дольше, как-то странно копать под дождиком, хотя иногда мы это и практиковали. Ха-ха, мой мозг еще помнит подъемы в шесть утра, брррррррр. Я проснулась, выползла из палатки, нашла фотоаппарат и сделала невнятную фотографию. Зеркало стало предметом нашей с Ленкой радости, когда предыдущий водитель, увидев, что мы пользуемся машиной для "посмотреть на себя", никому ничего не сказав, привез и повесил его на дереве. Сюрприз.
2. В состоянии ничего не понимания, что вполне нормально для меня утром, хожу по лагерю и делаю фотографии. Это Демир. Он замечательный. Тувинский археолог из-за которого я приехала сюда. Я очень люблю Туву, и когда он мне сказал, что будут раскопки, я, не раздумывая, согласилась. Один из немногих, кого не хотелось убить к концу смены.
3. Это на данный момент большая часть нашего отряда, из которых только двое являются постоянными сотрудниками. Второй слева - наш любимый начальник:) Первая слева нынешний повар. До этого еду сначала делала я, потом Катька с Ганой, потом опять я. А теперь Тайгина. Сложно сказать, нравится ли мне эта перемена, есть свои плюсы и мунусы.
Утренняя попойка горячим чаем и кофе, мы его готовим, и возможность погреться.
Оцените трубу, у меня есть фотография сбора её частей на Ээрбекской помойке:)
4. Это наша кухня-столовая. И Демир.
5. А это мы сделали с Ленкой 15-ого августа (День Археолога). Она уехала 1-ого сентября. Без нее теперь скучнее. Изначально предполагалось, что 15-ого мы все закончим. Ребята закончили копать в начале октября, что грустно.
6. Наш верный конь, который возит нас месяц.
7. А эти мостки собрал тот же водитель, который привез зеркало. Аяс его зовут. Водителя от нас забрали еще в июне, и мы с Ленкой иногда грустили по этому поводу.
8. Иду добывать электричество у генератора. Он громко тарахтит и мешает ночью мне засыпать, но жизненно необходим, в том числе мне как фотографу.
9. На дворе 13-ое сентября, а уже все листики желтые. В Краснодаре, где я сейчас, все еще много зелени. Из меня хреновый пейзажист, фото для фиксации реальности.
10. Топаю в камералку, которая сейчас является моим основным рабочим местом. Я делаю фотографическую часть отчета, это занимает много времени (и сил), поэтому на раскопе меня нет почти неделю. Моя рабочая машинка, которую очень жалко: пыли очень много.
11. Камералка. Общий вид. Ну. Это называется камералкой, функций у этого помещения много.
12. Куча всяких нужных вещей. Инструменты, металлоискатель, тент...
13. Вещи крайне полезная. В идеале. На практике от нее больше дыма, чем тепла. Но тепло тоже есть, поэтому веду неравную борьбу с дымом. Как-то не в кайф, когда руки замерзают на столько, что невозможно долго держать мышку. У печки очень своеобразный характер, и предугадать, когда она задымит невозможно.
14. Световой стол. Хорошая иллюстрация на тему пыли. Его вытирают почти каждый день.
15. Усиленно тружусь за монитором. Прошло около четырех часов, я взяла порцию обеда, продолжаю работать. Что было на обед, не помню. Вообще с памятью в подобных местах происходит что-то странное, она начинает жить своей жизнью. На мониторе можно разглядеть мою работу. Весьма однообразная работа, надо заметить.
16. Прошло еще два часа, в течении которых я смотрела картинки и делала текстовый файл, а тем временем пришли ребята, пообедали и отдыхают.
17. Женя, наш художник, и Умар, мой главный враг. Тем временем решаю немного передохнуть и смотрю кусок фильма какого-то.
18. Бедствие выглядит примерно так: нужно из одинаковых фотографий выбрать самую красиво-правильную.
19. Все успели уехать, поработать, приехать и начать ужинать. Когда они приехали, я поняла, что уже больше ничего не смогу сделать: во-первых, все картинки нашли свое место в текстовом файле; во-вторых, стало слишком шумно, т.к. на улице холодно и ужинаем мы в камералке.
20. На радость себе вспоминаю, что не доделала фотографии первоклашек. Делаю. Завтра надо будет еще записать диск.
Доделала и пошла спать. Завтра я уезжаю, чему я очень-очень рада, тяжко находится в замкнутом коллективе, когда есть постоянные мелкие междоусобицы, и немного грустно, я люблю Туву, мне нравятся степи, пустынный пейзаж до горизонта. Прошел месяц, забылось все неприятное, и я уже хочу в экспедицию. Как дожить до следующего полевого сезона!? О_О
Спасибо за внимание:)
UPD.
1. Это день фотогафа, а не археолога.
2. Показано исключительно то, что просиходило со мной в тот день. Я - это не вся экспедиция.
3. По ряду причин нет фотографий находок.
4. Пост далеко не восторженно-романтичный, не до восторгов было к концу третьего месяца моего пребывания там. Но мне очень понравилось, эдакий мазохизм, если угодно.