Петроглифы Канозера, июль 2019

Jul 17, 2020 14:57

Всем добрый день! Меня зовут Оксана, мне 49, я художественный переводчик из подмосковного Королёва, наблюдатель за птицами, коллекционер песка и создатель музея песка, про который тоже обязательно как-нибудь расскажу. 5 лет назад я показывала Один день аренофила, посвященный моей коллекции песка. Кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто, прочитав тот день, прислал мне песок из России и из зарубежа: Китай, Украина, Курильские острова, Ленинградская область, Владивосток, Тольятти… Всем большое спасибо! J
Сегодня я хочу показать день 22 июля 2019 года, который мы провели в плавании на катамаране по реке Умба на Кольском полуострове, а именно, это будет посещение Канозера и знаменитых канозерских петроглифов.  Нас было четверо - я, мой муж Дима и двое наших друзей. Я извиняюсь, но тут не будет фиксации времени (не думала, что захочу показать здесь), как и ни одного моего фото. Так сложилось, что в тот день никто меня не сфотографировал.
Утром 19 июля мы просыпаемся на стоянке в месте, которое называется Жемчужный Плёс, или Жемчужное Плёсо, как оно обозначено на карте.
Мы стояли вот на этом мысу. Баня сделана не нами, туристов на Умбе много, и такие постройки тут не редкость. Также очень многие стоянки оборудованы бревнами-сидушками и столами.

Далее под катом 54 фото.

1. Когда мы накануне подплывали к этому берегу, я заметила песчаный обрыв с красивым светлым песком. Конечно, я сходила туда и взяла образец для коллекции. Песок тут очень тонкозернистый и мягкий, как мука.

2. Потом я отправила этот образец во Францию, моего другу-аренофилу Алену, который сделал мне макрофото песчинок. Тут хорошо видны зерна кварца, слюды и, возможно, полевых шпатов.

3. Жемчужный Плёс на карте с указанием места сбора образца.

4. Пока я копала песок, мальчики готовили завтрак. Вот тут видно, что стоянка вполне оборудованная, есть столик и длинные бревна-сиденья.

5. Катамаран на приколе. Если кого-то интересует, как там с комарами и мошкой, отвечаю: мы плавали с 19 по 31 июля, и на всем маршруте было только 2 места, где мошка свирепствовала и не давала ничего делать, приходилось надевать накомарник. Во всех остальных местах было вполне терпимо.

6. На этой стоянке нас частенько навещали кукши, иногда сразу 4 штуки. Видимо, слётки этого года.

7. Вот они, красотки. Самые мелкие наши врановые. Любопытные и вполне способны стырить плохо лежащее печенье

8. Все 10 дней нашего плавания стояла прекрасная солнечная погода, и мы купались. Местные сказали, что нам очень повезло, ибо буквально накануне нашего приезда были дожди и холод.
Дима купается.

9. На завтрак была рисовая каша. Когда я пошла мыть после нее кан, тут же налетели мальки и буквально за 10 минут расхватали остатки риса.

10. Вот тут наверное даже можно разглядеть, что за рыбки. Форельки?

11. Собрав вещи и погрузившись, мы отплыли где-то после 13, точно не помню. Тут видно, что на наше место уже причалили другие туристы. Вообще катамараны шли мимо один за другим. Умба очень туристическая река.
Миша (слева) и Лёша поправляют руль. У нас есть мотор, но с ним мы идем только по большим озерам при встречном ветре, а так машем веслами.

12. Вдалеке проплывает чернозобая гагара с малышами

13. Семейка крохалей на берегу. Вообще крохалей встречали очень часто, чуть не за каждым поворотом по выводку.

14. Гребем не спеша. Мишка решил покидать спиннинг, но поймал какую-то мелочь. Не доволен :-)

15. Все еще идем по Жемчужному Плёсу. Кстати, место это названо так, потому что когда-то здесь добывали раковины речных жемчужниц Margaritifera margaritifera

16. Чье-то творчество на берегу.

17. Какая-то турбаза и что-то в этом роде

18. Еще одна турбаза или продолжение той же. Людей не видать.

19. В конце Жемчужного Плёса перед Карельским порогом висит такая табличка для туристов. Мы планируем зайти на остров Каменный, посмотреть петроглифы и остановиться на озере, в самом его конце.

20. Пройден Карельский (бывший Лопарский) порог! Он виден за Димой - длинный и мелкий, сплошные камни. Катамаран пришлось волочь пешком. Мы все мокрые. Пристали на островок, переодеться. Димка пытается что-нибудь поймать.

21. А я пошла за птичками. Это подросток какой-то чайки

22. А это речная крачка с птенцом. Они были очень далеко, поэтому сильный кроп

23. Вышли в озеро. Канозеро очень длинное. В самом протяженном месте - 28 км. Идем под мотором. Дима отдыхает.

24. Впереди видна цель - остров Каменный. Петроглифы расположены на трех островах, но посетить можно только этот.

25. Приближаемся. Видно, что там уже причалили какие-то водники. Но они уже все посмотрели и собираются уезжать.

26. Вышли. Идем к петроглифам.

27. Канозерские петроглифы были обнаружены в 1997 году. Хотя Мишка утверждает, что нашел их тут еще в 78-м.

28. Канозерские петроглифы - третья и самая крупная группа из известных на Кольском полуострове. Также петроглифы были обнаружены на р.Поной и на п-ове Рыбачий.

29. Вот на этом мысу петроглифы под открытым небом. Рядом с ними видны современные надписи, сделанные туристами, которые в значительной степени повредили памятнику.

30. Лодка с людьми и лось. Петроглифам также очень вредят лишайники и их регулярно чистят.

31. Основная группа петроглифов расположена на Медвежьей скале и закрыта стеклянным куполом. Посещение платное. Экскурсия (по желанию) тоже. Мы взяли экскурсию и с удовольствием пообщались с исследователем петроглифов и автором книги о них Вадимом Лихачевым.

32. Кит. Возможно, белуха.

33. Лосиха с лосенком

34. Журавль

35. Человек и какие-то непонятные кресты. Их значение пока не истолковано. По крайней мере, так было в прошлом году.

36. На стенах висят пояснительные плакаты, где изображения хорошо прорисованы и объясняется их значение.

37. Замах петли с лодки. Сюжеты чаще всего на тему охоты. Но есть, например, и рождение ребенка.

38. Петроглифы часто наносились одни поверх других, и для расшифровки этнографам пришлось хорошенько потрудиться.

39. Мальчики и Вадим Лихачев. Он дежурит на озере 40 дней, потом приезжает смена.

40. При музее можно купить кое-какие сувениры. Меня очень интересуют минералы и книга о петроглифах.

41. Мы купили бело-голубую галтовку (содалит с натролитом) и зеленый шарик (апатит-саамит с натролитом и арфведсонитом). А еще тут есть эвдиалит, флюорит, амазонит, ставролит и другое. Все добыто на Кольском полуострове, который, как известно, славится месторождениями прекрасных минералов. Мне еще в придачу подарили кусок породы с красным корундом и амазонит.

42. После экскурсии покупаем двух горбуш, которые привозят местные рыбаки. Сами-то мы так ничего толкового и не поймали.

43. Горбуша чищенная, но не потрошенная. Одна с икрой, которую мы вечером засолим.

44. Уплываем. Нам предстоит еще долгий путь и поиски стоянки.

45. Крохаль провожает нас с камня

46. Идем по-прежнему под мотором. Дима потрошит рыбу.

47. Я читаю книгу, котору купила на острове. Там масса интересных сведений по истории края.

48. Между тем солнце уже садится. На самом деле белая ночь и совсем не темно, но для фотоаппарата света не хватает. До стоянки мы проплыли еще 20 км

49. Лёша первым делом запек рыбу в фольге. И засолил икру.

50. Получилось очень вкусно.

51. Это фото уже следующего утра, но надеюсь, модераторы пропустят. Надо же показать икру :-)

52. А в тот вечер был просто умопомрачительный закат. Легли мы часа в 3, не раньше. Во-первых, долго плыли. Во-вторых, белые ночи слегка сбивают с толку.

53. На берегу Канозера я нашла вот такой зеленый камень, который потом отдала отшлифовать знакомому камнерезу. Никакой особенной красоты он не дал, но я все равно его бережно храню на память о путешествии. Как и тонну других камней, подобранных уже на Белом море :-)

54. А рисунок на шкуре катамарана мне потом еще долго напоминал петроглифы :-)

Всем спасибо за внимание! Надеюсь, было интересно.