Здравствуйте, меня зовут Елена. Больше всего на свете я люблю путешествовать. Путешествуем мы вдвоем с моим спутником жизни (поэтому на фотографиях его будет много) уже давно, в последнее время к нашим приключениям периодически присоединяются наши друзья. Все наши путешествия я планирую и готовлю сама, и поэтому в наших поездках мы часто забираемся в малоизвестные места, не посещаемые организованными турами.
Сегодня я расскажу вам об одном нашем дне, проведенном в Китае в провинции Шаньси, на горе ХуаШань, священной для даосов.
В тот день мы обошли все пять основных пиков этой громады, и в частичном составе даже прошли по самой страшной тропе мира.
Раннее утро на горе ХуаШань, Ещё темно. Ночевали в небольшом отельчике на ВуЯн Пик (WyJan Peak) - 1850 метров.
Просыпаемся в 5 утра - как раз только нормально уснули. По непонятной причине ночью спали плохо. Во-первых, стало холодно, в комнате ночью было только 15 градусов. А чего другого ожидать - высота 1850 м. Во-вторых, периодически за окном проходили китайцы шумною гурьбою, поднимающиеся на Восточный пик к восходу. В-третьих, наверное, из-за высоты плохо спали. Но, делать нечего: забрался на гору Хуа с вечера, будь добр - отправляйся встречать рассвет.
1
Вышли около шести из "отеля", сразу рванули наверх. По пути обнаруживаем, что некоторые китайские туристы в целях экономии на отеле ночевали в прокатных палатках - тоже очень не дешево.
2
А некоторые, самые бережливые, вообще вот так. Или на лавочке у входа.
3
Где-то в 6.20 дошли до павильона Феникса - отсюда тоже открывается великолепный вид на восток, да и народа здесь поменьше, чем на Восточном пике. А до Восточного пика к началу рассвета мы вряд ли успеем... Через 10 минут небо начинает розоветь, и в дымке появляется алый диск.
4
Все китайцы (и мы с ними))) дружно хватаются за фотоаппараты и начинают снимать.А потом так же дружно убегают куда-то - рассвет запечатлен, "смотреть больше нечего".
5
Некоторые, впрочем, ещё снимают тематические фото с мечами, которые можно тут же взять напрокат. Эта женщина особенно красивые позы принимала.
6
Но потом исчезают и они. А мы остаемся одни на смотровой площадке ещё на какое-то время.
7
Без людей Павильон Феникса оказывается очаровательным местом.
8
Двигаем дальше. На ХуаШань раньше были только храмы и монастыри, и монахи вырубали-вытесывали в твердом граните узкие и крутые ступени. Потом на гору стали ходить паломники, а потом - уже и просто туристы. Поток людей увеличивался, и узкие тропы перестали справляться с наплывом, не говоря уже о том, что это было просто очень опасно. Тропы начали ограничивать цепями. А потом ХуаШань сделали национальным парком, построили подъемник под Северный пик (сейчас уже готов второй - под Восточный пик). Старые тропы постоянно расширяют и укрепляют, строят рядом с ними новые - менее крутые, менее опасные. Но старые тропы никуда не делись.
9
А вот и Восточный пик (2100м.) Людей здесь уже (и пока ещё) нет.
10
Валик лезет за ограждение, чтобы я его сфотографировала на камне, нависающем над пропастью. Когда (позже, когда пойдут толпы) людей здесь фотографирует специально обученный фотограф, то он пристегивает их специальным тросиком с ремнем (под майкой). Но ещё очень рано - людей нет, никакого специального фотографа тоже нет, только ненормальные туристы (не только мы), сами лезущие на камень.
11
Я фотографирую, стараясь на смотреть вниз. Я высоты боюсь даже отсюда - сама я стою за ограждением на пике.
12
А ему ещё нужно и вид вниз сфотографировать - заглянуть в бездну. Для наглядности...
15
Интересно наблюдать, кто в паре боится высоты, а кто - нет. Тот, кто боится высоты, обычно, остается за ограждением и снимает смельчака на камне. Скалы не просто отвесные, а некоторые и с отрицательным уклоном.
16
Доходим до отеля Восточного пика. Прямо за отелем (если пройти его насквозь и потом обойти влево) - обалденный вид на Шахматный Павильон. Это отдельная вершина,на которой построен крытый металлической черепицей павильон с отлитой из железа шахматной доской.
17
Легенда гласит,что это то самое место,где Чжао Куанинь,первый император династии Северная Сун (960-1127), проиграл три партии в шахматы Чэнь Туаню, и в результате мудрец стал властителем этих гор. Поэтому павильон назвали Павильоном шахматной игры.
Павильон буквально висит на скале над пропастью. Это и современная аттракция для смельчаков - чтобы туда попасть нужно спуститься по узкой расселине над пропастью с обвязкой и двумя "усами"-перестежками, а потом уже пройти по узкой тропинке к павильону. Валик констатирует, что "экшен" здесь только на отвесе до тропы (для меня - даже только при взгляде со стороны),а впереди его ждет Cliffside Path -самая страшная тропа мира.
18
Нужно отметить, что гора Хуа неспроста названа Гора-Лотос. Все её многочисленные пики - торчат почти вертикально вверх, как лепестки цветка лотоса. И переход от вершины к вершине - это сначала подъем, потом спуск, и снова подъем.
19
Снова подъем. Теперь мы уже идем на самый высокий - Южный пик. Восточный пик и Шахматный павильон остались позади.
19
Именно здесь, под Южным пиком, на середине подъема находится самая экстремальная тропа - Cliffside Path. Не прозевайте! Видите вон тот домик, прилепившийся на склоне слева. Нам сюда. Сначала там будут храм и гостиничка. А за ними она - самая страшная тропа в мире!
20
Раньше в списке
7 самых экстремальных троп мира Cliffside Path занимала второе место после знаменитой Королевской тропы в Испании. Но сейчас Королевскую тропу благоустроили, сделали там перила и бетонные дорожки и водят там группы туристов в касках...
Получается, что сейчас Cliffside Path Hua Shan - самая страшная тропа мира!
21
Вот здесь она и начинается. Сначала нужно пройти по узкой, выбитой в скале дорожке, до начала спуска. Всего за 30 юаней служитель парка ( в костюме, между прочим) снабдит вас обвязкой с двумя "усами" и карабинами для перестежки.
22
И вперед! Сначала вниз по отвесной трещине.
23
А потом - в невесомости по отвесной скале над пропастью.
24
Валик мечтал пройти именно по этой тропе. Меня же туда - ни за какие коврижки не затащишь. Поэтому он отправляется один.
25
А я остаюсь наблюдать на шквальном ветру на смотровой площадке.
26
А у них там над пропастью - довольно оживленно...
27
Народ ползет как в одну сторону, так и в другую, перестегиваясь друг через друга, оттопыривая ножки над пропастью, а потом и вовсе повисая над ней на страховке. При этом активно проводят фотосессии друг друга.
28
Я же пытаюсь, пока их видно, снимать сверху. А когда они скрываются за изгибом горы - обращаю свой взор и в другие стороны.
29
С другой стороны, за ограждением - огромный камень повис над пропастью, с узкой старой тропкой на нем. Одна пара только что вернулась с Cliffside Path. Барышня - вообще отчаянная. Она смело перелезает через ограждение и лезет на камень, позирует, да ещё и букетиком помахивает, а её кавалер - только фотографирует с безопасного места.
30
А на тропе меж тем - веселье достигло апогея.
31
Кто висит, кто лежит, кто фотографируется на фоне Валика ("лаовай", да ещё и блондин - в Китае аттракция не хуже самой страшной тропы, а уж если вместе...).
32
Самое интересное, что тропа - не сквозная, и не кольцевая, а туда и обратно. В самом конце - пещера, в которой находится старый даосский храм.
Самые бессовестные писаки сочиняют уж совсем полную фигню, типа, что это тропа к бесплатному ресторану - кто добрался, того бесплатно кормят... Что подняться на эту гору можно только по этой тропе. Ну, и прочую похожую хрень. (Пушкин долго смеялся...)
33
А теперь - назад. Все по той же тропе, перестегиваясь друг через друга со смельчаками, движущимися пока ещё "туда". Рассматривая фотографии, всякий раз тихо радуюсь, что туда не пошла. Меня уже из первой трещины выковыривать бы пришлось...
34
Уфф... Наконец-то, Валик вернулся! (И, все равно, мой муж до сих пор считает и утверждает, что самой страшной и опасной нашей авантюрой был поход
к мумиям Лагуны Кондоров)
35
Можно вздохнуть спокойно и продолжить путь вверх. Мы поднимаемся на Южный пик, а впереди уже маячит следующий - Западный пик.
36
ХуаШань необычна ещё и тем, что на небольшом, в общем-то, горном кряже - всего в 150 квадратных километров, находится целых 70 пиков.
Вот смотрите - узкий, как нож, хребет. Интересно, сколько пиков только на нем?
37
А вот мы и на самой высокой точке горы - 2154 метра. Отсюда, куда не пойди - все, хоть и с очередными спусками-подъемами, будет только вниз...
38
После самой высокой точки Хуашань - Южного пика, путь - только вниз. Но с периодическими подъемами на другие пики. На Восточной вершине мы уже побывали, сейчас находимся на Южной. Впереди - Западный, Центральный и Северный пики. Ведь чтобы достичь просветления, нужно обойти все 5 главных вершин Горы-Лотоса. Снова - спуск. А потом - подъем на Западный пик.
39
Сколько времени мы ходили по ХуаШань, столько поражались трудолюбию китайцев, которые все это создали, сейчас реконструируют и обслуживают. Пять гостиниц на горе высотой 2155 метров, ресторанчики при них, множество храмов и куча лавочек, торгующих сувенирами, питьем -закусками, замочками с ленточками, тут же строятся новые храмы, строятся новые тропы и расширяются старые. Много вещей нужно для всего этого. А как поднять все на гору?
40
Подъемник? Дорого... Да и всего один он - поэтому загружен под завязку. Очереди стоят как вниз, так и наверх. Зато рабочей силы в Китае - явный переизбыток. А время - не имеет значения в Поднебесной. Тысячелетия она существует, и тысячелетия собирается существовать дальше. К чему куда-то спешить...
41
Вот и идут вверх-вниз по горе носильщики с поклажей. Идут, тащат на своих плечах и спинах все, что может пригодиться на горе. Вверх несут напитки, еду, мебель, белье, матрасы, сувениры. Вниз - мусор, пустые бутылки, ящики, коробки.
42
Несут по таким тропам, где и самому-то тяжело и страшно подниматься.
43
Несут наверх железную арматуру, доски для опалубки, плиты ДСП (а вы пробовали их поднять? Хотя бы одну?), дерево...
44
А они идут, бегут вверх-вниз с тяжелым грузом - и ещё улыбаются. При этом, все курят, а некоторые при этом, ещё поют и играют на дудочках. Улыбнешься ему в ответ, скажешь приветственное "Нихао". А он тут же улыбнется тебе в ответ и сообщит на ломаном английском, как сильно ему " найс то мит ю", да ещё пожелает тебе хорошего дня...
45
На горе постоянно что-то строится. Новые храмы, новые тропы, новый подъемник. И все вручную.
46
Вручную, тут же на горе (внизу) изготавливается щебенка. На плечах тех же носильщиков она в мешках затаскивается наверх. Туда же тащатся мешки с цементом. А там наверху - вручную, молотком и зубилом, сначала вырубаются ступени, которые потом бетонируются. Вручную же выдалбливаются дырки для опор ограждения. А потом на ступеньках вручную ещё и насечки делают, чтобы не скользили в дождь и снег. Обалдеть!
47
Подъем к Западному пику - по узкому ребру.
48
Чтобы не было скользко на граните сделаны (конечно же - вручную) насечки. Я смотрю под ноги, стараясь не глядеть по сторонам.
49
"Скала, разрубленная топором". Существует легенда о том, что юноша по имени Чэнь Сян разрубил эту гору гигантским топором, чтобы спасти свою мать.
50
Вот мы и поднялись на Западный пик.
51
Здесь тоже есть камень, нависающий над пропастью, как на Восточном пике. Но сейчас уже довольно людно, да и специально-обученный фотограф с тросиком на месте. Залезть за ограждение самовольно не получится. Поэтому мы довольствуемся пейзажами с нужной стороны от ограждения. Так как-то гораздо спокойнее.
52
Нужно сказать, что все тропы на Хуашань довольно хорошо размечены, на развилках стоят указатели. И иногда даже есть кусочки карты - где вы сейчас находитесь. На китайском, конечно. Кроме того - на горе довольно много туалетов, урны, замаскированы под пеньки, а антенны - под деревья.
53
Вот мы уже и добрались до Голден Пасс.
54
Золотой перевал - срединная точка между Центральным и остальными пиками.
55
Отсюда расходятся все тропы на остальные пики - Центральный, Восточный, Южный и Западный.
56
Продолжаем спускаться - навстречу начинает идти поток людей. Благо, не очень густой, сегодня - понедельник.
57
Полдень. Проходим гостиницу, в которой ночевали. Полный круг с подъемом на все пики (кроме Северного - он в стороне и гораздо ниже, с него мы начинали наше знакомство с ХуаШань вчера, им и закончим обход горы сегодня), с заходами во все дырки и с фотографированием всего понравившегося, а также с прогулкой над пропастью по жердочкам - занял у нас 6 часов. Продолжаем спускаться , отсюда уже - только вниз.
58
Проходим знаменитый Хребет Бирюзового Дракона. В разных местах это название переводят по-разному: то синим, то зеленым, то темно-зеленым, то бирюзовым.
59
Узкое-узкое ребро, а с обеих сторон - пропасти!
И только по этой узкой тропинке, проходящей по гребню между двумя пропастями, можно попасть на противоположную сторону. Это ребро длиной больше ста метров, в ширину - всего 0.6 метра. Двоим здесь трудно разминуться.
60
Легенда гласит,что Хань Юй,знаменитый писатель эпохи династии Тан, следовал по этой тропе до тех пор,пока не взглянул вниз,в глубокую пропасть,которая простерлась у подножия гор. От страха и в ужасе от мысли,что он уже никогда не вернется обратно,Хань Юй разрыдался и,написав свои последние строчки,бросил записи в пропасть. С тех пор эта скала известна как место откуда Хань Юй бросил свое последнее послание.
61
А вот и Северный пик. Спускаться отсюда решаем пешком.
Теперь главное - найти ту тропу, которая ведет вниз не параллельно канатке, а древнюю тропу монахов, которая длинная и красивая.
62
Где-то между ресторанчиками под Северным пиком и отелем обнаруживаем искомый поворот налево и вниз - что-то типа круто повернуть за угол, за скалу.
63
Мой муж даже сначала и не поверил, что нам туда надо. Только, когда увидели чуть ниже своеобразные ворота и контролера - понял, что мы на верном пути.
64
У редких встречных туристов спрашиваем - сколько времени они поднимались. У всех один ответ - 5-6 часов. И все ступеньки, ступеньки, ступеньки...
65
Самый сложный участок - Небесная лестница, 999 ступеней.
Более ста метров по высоте с уклоном градусов 70-80. Вниз можно идти только задом - как по стремянке.
66
Ступени шириной не более 10 сантиметром, даже на носок нога ставится только в 1/3 своей длины, спускаться вперед лицом - просто опасно.
67
Идти вниз по узким и крутым ступенькам - гораздо тяжелее, чем наверх.
Поэтому, когда нам на пути попадается ресторанчик и лотки с фруктами-овощами, мы с радостью садимся передохнуть и освежиться длинными сочными огурцами.
Вот мы и спустились. Внизу в деревне, где начинается тропа на гору - большой даосский храм. Выходим оттуда, некоторое время торгуемся с таксистами (с помощью разговорника и переводчика). Наконец, вдоволь насмеявшись, один из них, соглашается отвезти нас на вокзал по цене автобуса (20 юаней за двоих).
68
На вокзале покупаем билет на ближайший поезд (он будет только через 2 часа, Понедельник - поезда идут реже, чем в выходные дни), а пока идем в харчевню, чтобы подкрепиться. Поезд опоздал больше, чем на час. А потом ещё и тащился в Сиань почти 2 часа. В результате, в Сиань вернулись только после 21. Хорошо, что спланировали визит на гору таким образом, что сегодня мы не связаны никакими переездами-перелетами.
69
От вокзала идем в наш хостель. По пути заходим в маленький супер - обнаружили, что вместо геля для бритья я взяла мужу второй дезодорант. Оказывается, бритвенные принадлежности в Китае - товар совсем не ходовой и попросту отсутствует, за ненадобностью. С трудом находим какой-то набор из станка и маленького баллончика с пеной.
Устали. Все таки, ещё и перемена часового пояса чувствуется. Только в районе 10 вечера доползаем до кроватей и сразу отрубаемся - ни на ужин, ни на записи сил нет. Завтра будем спать, пока ... не проснемся.
70
Спасибо, что провели этот день с нами.
Мои прошлые дни в сообществе:
День, когда мы ходили в гости к мумиям Лагуны Кондоров в Перу Один нестандартный и долгий-долгий день в Мачу Пикчу Альтиплано - выход в космос. Один день на Земле среди неземных пейзажей. Один день в колумбийском Внутриземье