Привет! С вами снова Филипп, который в качестве хобби популяризует космонавтику. Начав отпуск с уфимского Фестиваля Науки, я решил его закончить небольшим путешествием в Самару, где расположены целых два космических музея. До недавнего времени я, регулярно рассказывая о космосе, не касался руками ничего по-настоящему космического. Предлагаю вам прожить со мной день 8 октября, когда я исправил это упущение. Под катом 51 фотография.
Доброе утро! Время 4:15 Москвы, местное время 5:15, поезд подъезжает к Самаре, за окном смутно виднеется, но никак не фотографируется первый снег.
Привет, Самара! Шесть утра местного времени, за пределы вокзала вылезать пока нет смысла. В интернете пишут, что в эту ночь были видны полярные сияния, но с такой погодой на них не было никаких шансов...
На вокзале, кстати, неплохо. Есть несколько познавательных стендов с историей Куйбышевской железной дороги. Старая карта:
Значки, удостоверения и прочие железнодорожные артефакты:
Симпатичные марки разных стран:
Несколько стендов с фотографиями времен войны:
Пора двигаться в город, транспорт уже начал ходить. Но смотришь на такую погоду, и приходится себя пересиливать:
Около вокзала внезапно обнаружился достойный доверия фаст-фуд, который не успели отметить в 2ГИС. Везет! Время на телефоне еще московское, локальное время девятый час:
Первая цель - музей авиации и космонавтики Самарского Государственного Аэрокосмического Университета им. С.П. Королева по адресу Московское Шоссе, 34. 2ГИС ошибается зданием, но язык до Киева доведет. На входе благожелательная вахта пропускает в музей даже без проверки паспортов. Заходим в музей - на входе никого нет. Вот эта вот фотография чуть позже станет вещественным доказательством:
Музей небольшой, всего одна комната. Смотритель музея занят просмотром детективов по ТВ и на нас поначалу не реагирует. Я успеваю сделать несколько фотографий. Очевидно, заметив нашу активность, смотритель музея заявляет, что фотографировать тут нельзя. Договориться никак не получается - дядечка утверждает, что у них тут интеллектуальная собственность и секретная (???) информация. В процессе споров уже с другим посетителем смотритель музея достал из ящика стола табличку "фотографировать запрещено" (помните фотографию-вещдок?) и использовал ее как последний аргумент. Хорошо хоть не потребовал удалить фотографии. К счастью, немного заснять я все-таки успел.
Общий вид музея:
Просматривая фотографии я понял, что за секретная информация имелась в виду. Вот это - шляпа самого Сергея Павловича Королева. Очевидно, ее используют в каких-то таинственных ритуалах, для отбора абитуриентов (космический Хогвартс?) или повышения таланта выпускников.
Музей посвящен истории авиации и космонавтики и содержит немало интересных материалов. Много моделей самолетов и ракет, есть двигатель ВК-1, который стоял на легендарном МиГ-15:
Кроме этого там есть часть кабины реактивного истребителя Су-9, инструменты для работы в космосе, первые советские ракетные двигатели ОРМ и даже спускаемая капсула с фотопленкой советского разведывательного спутника серии "Янтарь".
В коридоре около музея спускаемый аппарат спутника серии "Фотон"/"Бион". Размеры "шарика" аналогичны тому, в котором летел Гагарин, только здесь вместо человека летало научное оборудование.
Выставка детского рисунка. Наглость - второе счастье :) :
Следующая цель - музей "Самара космическая" (проспект Ленина, 21). Привет с родины - автобус Нефтекамского автобусного завода, по Самаре их бегает немало.
Музей виден издалека. В прошлый раз я в Самаре был в 2002 году, и не мог поверить, что ракета настоящая, думал, она надувная. Нет, самая настоящая ракета-носитель "Союз".
Все ближе. По системе аварийного спасения опознается ракета-носитель "Союз" под корабль "Союз-Т". Такие летали в 70-80-х годах.
Внезапные заснеженные пришельцы:
И выглядящий очень одиноким космонавт.
Пара фото непосредственно под ракетой:
Один из боковых блоков первой ступени крупным планом:
В самом музее три зала. В первом зале космическая техника. Три двигателя, которые стали вехами советской космонавтики. Камера сгорания двигателя РД-107/108, на таких запустили первый спутник, на них же летал Гагарин, в модифицированном виде они используются и сейчас на ракетах "Союз". Материал камеры - бронза, и без охлаждения двигатель бы сразу расплавился. Поэтому его охлаждают, пропуская между двумя корпусами горючее (керосин). К сожалению, в разрезе гофрированная проставка замазана краской, и расстояние между двумя корпусами вблизи не видно.
Двигатель НК-33. Выросший из советской лунной программы, он долго лежал на складах, но недавно пережил "второе рождение". Его поставили на легкий вариант "Союза" - "Союз-2.1в", и до недавней аварии он использовался на американской ракете-носителе Antares.
Внутренняя поверхность сопла крупным планом:
Камера сгорания двигателя РД-180. Этот двигатель является наследником РД-170, который стоял на "Энергии", и сейчас его закупают американцы для ракеты-носителя Atlas. Двигатель РД-191, который стоит на "Ангаре", является его потомком. Обратите внимание на количество шпилек по периметру камеры сгорания - они сдерживают огромное давление в 263 атмосферы!
Камера сгорания на просвет:
Кроме двигателей, в этом зале установлены спускаемые аппараты научных спутников "Ресурс" - тот же самый "шарик", только с другой начинкой.
Теплозащита крупным планом. Она используется для того, чтобы выдержать торможение об атмосферу со скорости в почти 8 км/с. Идея работы простая - многослойная теплозащита медленно обгорает, и улетающие частички уносят тепловую энергию с собой.
Спускаемый аппарат фоторазведчика "Янтарь". На "Янтарях" было две маленьких спускаемых капсулы и одна большая с фототехникой. Маленькую смотрите в музее СГАУ, а тут установлена большая. Кстати, совсем недавно приземлилась последняя капсула с фотопленкой последнего нашего пленочного разведывательного фотоспутника. Кончилась эпоха - теперь все снимают на цифровые камеры.
Очень важная мысль, про которую никак нельзя забывать.
Второй шаг из колыбели - полет Гагарина. В наушниках было очень приятно услышать аудиодорожку замечательного фильма "Первая орбита".
В зале много интерактивных стендов с аудиосопровождением:
Переходим во второй зал. В коридоре артефакты - значки, открытки, эмблемы миссий
Второй зал называется "Ожидание космоса". В нем представлены фильмы, в которых мечтали о космосе - фильмы Клушанцева, западные "Женщина на Луне", "Луна" 1950 года и другие. Панорама зала. Кино крутят и в люках корабля, и в стенах, и даже на потолке!
Замечательный стенд - как мечтали о скафандрах, и как выглядит настоящий скафандр:
Переход в третий зал - контраст привычного растения и ракеты сразу за окном.
Двигатель РД-108, стоит на центральном блоке (второй ступени) ракет семейства "Р-7"
В третьем зале была выставка дневников рабочего Филиппа Разумцева, эвакуированного с заводом из Москвы в 1941 году. Поучительное чтение.
В центра зала пулемет ДШК и, почему-то, китайские артефакты - деньги, марки и т.п.
Покидаем музей. Не сфотографировать ракету еще раз невозможно.
Небольшая прогулка по городу. Какие-то орки. Местное время второй час.
Аллея в первом снегу
Заселяемся в хостел. Сохраним для будущего правила проживания. Читая такие документы я теперь не могу не вспоминать "Москву 2042", нехороший Войнович...
Обед, отдых и часик сна, и пора на лекцию. Долг популяризатора - просвещать при каждой возможности :) В антикафе самый активный самарский астроном-любитель Сергей Аверьянов зачем-то притащил телескоп.
Наверное, людей распугала на редкость неприятная погода, на лекцию пришло, увы, только четыре человека.
Еще пара фото с лекции
После лекции пара фотографий ночного города
И спать - в плане на 9 октября некосмические музеи и отъезд обратно в Уфу.