Анна Гаан - владелица наиболее
влиятельного сообщества «Живого Журнала» под названием «Один мой день». По ее словам, миссия ОМД - показывать мир людям во всем его многообразии и содействовать развитию толерантности, доброжелательности, взаимопомощи в обществе. Как оказалось, все это не противоречит идеи монетизации сообщества. Собственно, социальный маркетинг - это то, чем Анна занимается профессионально.
Текст: Светлана Хаматова
- Вы ожидали, что сообщество будет посещать 4 миллиона человек в месяц?
- Я не планировала достигать каких-то конкретных цифр, но еще в 2011 году, когда я узнала о существовании рейтинга, мне захотелось сделать ОМД номером один, не ради монетизации, рекламы или чего-то другого, просто мне нравилось и хотелось быть первой. Я часто рассказываю эту историю: я рассталась со своим ирландским бойфрендом и у меня высвободилось много времени, которое до того я каждый день тратила на разговоры с ним по скайпу. Вместо слез и страданий я решила вплотную заняться сообществом, чтобы отвлечься. В ОМД тогда набиралась от силы тысяча участников. Это было в мае 2011-го. А к концу года мы уже стали номером один, опередив все остальные сообщества, на этой позиции мы и остаемся по сей день, вот уже три года.
Монетизировала сообщество я тогда же, в декабре 2011 года, просто ответив на входящий запрос от рекламодателя и разместив рекламу на сайте. ОМД показывает, какими повседневными брендами пользуются люди в разных частях света. Бренд-маркетологи из известнейших агентств изучают аудитории и их предпочтения по постам в ОМД и потом подсказывают компаниям, какую рекламу у нас размещать. Это может быть баннерная реклама, проведение конкурса от компании, какой-либо долгосрочный проект, который разрабатывается индивидуально. Конечно, мы с особой придирчивостью относимся к рекламодателям и не рекламируем ничего, что противоречит нашим ценностям, то есть разные средства для похудения, наркотики, азартные игры.
- По каким еще причинам в публикации может быть отказано?
- Сообщество является премодерируемым, но мы не вводим цензуру, каждый человек имеет право на свои «пятнадцать минут славы» в «Одном моем дне». Модерацию не проходят только посты, нарушающие правила сообщества. В таком случае мы отклоняем их для исправления нарушений и доработки. Чаще всего люди забывают поставить «кат» (скрыть все фотографии, кроме первой) или пост содержит оскорбления, нецензурные выражения, обнаженные тела. Молодые мамы любят добавлять фотографии голых малышей, мы же просим все это убрать, потому что сообщество могут читать и взрослые, и дети. У нас такого еще не было, но мы уверены, что не пропустим в сообщество посты от авторов, которые в рамках своего дня совершают противоправные действия или призывают к межнациональной и межрелигиозной розни.
- Вы чувствуете ответственность за психологическое состояние читателей и участников сообщества?
- Я часто говорю на конференциях, что большая аудитория - это большая ответственность. В сообществе пропагандируется толерантность, терпимость к разному образу жизни людей. Мы вообще за доброжелательность, любовь к людям и взаимопомощь между участниками! В силу моей профессиональной деятельности особое внимание мы уделяем публикациям от благотворительных фондов и волонтерских организаций, все они выходят в прайм-тайм.
Что касается наших авторов, то мы заботимся о том, чтобы людям, решившимся с огромной аудиторией поделиться своими рассказами, был обеспечен максимальный комфорт и они не пострадали от необоснованной критики и оскорблений (это же Рунет, тут и послать могут). Для того чтобы обеспечивать это, все комментарии к публикациям мониторятся.
- Какие истории вызывают наибольший отклик у сообщества? Есть ли какой-то наилучший рецепт?
- Каждая история должна быть прочитана, поэтому залог успеха в миксе качественных фотографий и последовательного, интересного повествования. Это почти искусство через призму одного своего дня рассказать обо всем: познакомить читателя со своим образом мыслей, ценностями, рассказать что-то интересное о своей работе, семье, любимых местах в своем городе.
- Если говорить про один день как спецпроект, то что лучше выбрать: один день гендиректора или сотрудника или же рекламу товаров внутри чьей-то истории?
- Все эти форматы интересны. Один день генерального директора позволяет увидеть весь бизнес «сверху», познакомиться со стратегией и тактикой управления компанией, день же специалиста позволяет сосредоточиться на конкретном сервисе, на котором рекламодателю хотелось бы сделать акцент. Продакт-плейсмент с ярким товаром можно очень интересно вписать в пост формата ОМД, акцентируя внимание на его лучших свойствах. Участники сообщества с интересом читают рекламные посты, когда они качественно написаны, как и все остальные посты. Но больше всего сообщество, конечно, любит рекламные конкурсы, в которых подписчики сообщества активно участвуют.
- Расскажите о своей работе, насколько близко она пересекается с жизнью сообщества?
- Последние несколько месяцев я возглавляю новый благотворительный фонд помощи детям-сиротам - «Арифметика добра». Как дочь предпринимателей и «краснодипломная» студентка Кемеровского государственного университета, факультета экономики и управления на предприятии, я всегда очень интересовалась бизнесом и как там все устроено. Я изучала его, работала ассистентом у собственников крупного бизнеса, помогала топ-менеджерам управлять розничными сетями и многому научилась, будучи приглашенным участником правления в ГК «Детский мир», позднее мой опыт работы в крупных корпорациях помог мне в 25 лет стать директором благотворительного фонда «Детский мир», а в 26 лет - перейти на работу в «Лабораторию Cloudwatcher» социальным директором.
Проведя сотни встреч с представителями бизнеса, я оценила десятки возможных вариантов развития проектов корпоративной социальной ответственности и корпоративного волонтерства. И я стала придумывать, как социальные проекты привязывать к основным рабочим задачам компании, чтобы «добрые дела» делать было не только приятно, но и полезно для бизнеса.
- Можете привести пример?
- Не буду далеко ходить: у сети магазинов «Детский мир» есть собственный благотворительный фонд с одноименным названием, который несколько раз в год собирал подарки и необходимые вещи для сирот в детдомах. Товарооборот торговой сети при этом увеличивался в год на тридцать с лишним миллионов рублей, лояльность покупателей росла, потому что сеть, которая помогает тебе участвовать в добром деле, становится для тебя больше, чем магазином, это твой проводник в мир благотворительности.
Программа «Участвуйте!» «Детского мира» до сих пор одна из самых любимых моих программ социального маркетинга. Разве что только теперь, несколько лет спустя, я понимаю, что детям-сиротам нужны родители, образование, наставничество и социальная адаптация, а не подарки. В декабре 2014 года нечто подобное реализовали интернет-магазин «Энтер» и фонд «Подари жизнь». Корпоративное волонтерство же является альтернативой тим-билдингам, на более долгий срок объединяет коллектив, дает возможность познакомиться коллегам из разных департаментов и отделов в неформальной обстановке (и никто потом не будет мучиться от похмелья). Корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры в таких компаниях, как «Трансаэро», МТС, «Кока-Кола», «Пепсико», «Евраз», «Связной», Mail.ru.
- Видно, что в своей работе вы себя нашли. Возвращаясь к сообществу, а есть день, который вам бы хотелось прожить?
- Мой духовный путь и жизненный опыт привели меня к тому, что я не хочу быть ни на чьем месте, кроме своего собственного. Ведь приходя в этот мир, каждый из нас выбирает свою семью, свое тело и те задачи, с которыми бы в этом воплощении хотелось «поработать». Но знакомство с днями авторов сообщества, а это огромное количество людей, живущих чем-то своим, безусловно, приводит к расширению собственных границ. Кто-то, вдохновившись чужими историями, переезжает в другую страну, кто-то находит друзей или вторую половинку, кто-то - пишет первый пост.
Для практичных
- По тегу «день профессионала» окунитесь в будни звукорежиссера, палеонтолога, промышленного альпиниста, инструктора по дайвингу, химика на ядерном реакторе, металлурга, семейного фотографа, израильского пожарного, директора ресторана, фехтовальщика, иллюстратора, нефтяника.... Полезно для тех, кто еще не выбрал специальность или же ищет рабочего вдохновения.
- При помощи географических тегов «Германия», «Таиланд», «Лондон», «Санкт-Петербург» составьте представление о жизни в других городах и странах. Это позволит опровергнуть или подтвердить стереотипы, найти контакты.
- Вы мечтаете завести блог «про жизнь» и монетизировать его? Или ваша компания планирует запустить имиджевый блог, а вас назначить ответственным за контент? Начните с одного поста, чтобы проверить свои силы и оценить эффект.
Оригинал статьи.