Огонь Сумедры в горах Трансильвании

Nov 28, 2014 03:18


День добрый. Мы - Роман и Юли(я), чайники и путешественники. Живём сейчас в Румынии, работаем на себя: занимаемся организацией самостоятельных путешествий по Китаю и китайским чаем. В будущем собираемся поднять подобный проект о Румынии, так как она неимоверно хороша.

Пост писали в четыре руки, привычка у нас такая. Правил муж, поэтому иногда он будет немножечко в мужском роде 8). Итак, суббота, 25.10.2014

Есть в горных деревнях Трансильвании один, как утверждают, языческий праздник, "Огонь Сумедры". По-румынски звучит как "Фокулуй Сумедру", чем-то напоминает русский праздник Ивана Купалы.  Традиционно жгут огромный костёр, пляшут и всячески радуются жизни в округе "девяти деревень" по периметру Брана. Бран - это там где жил и работал ужасный вампир Дракула. Так утверждают информационные стенды, не вызывающие сомнений в своей правдивости.



Утро началось с горячо любимого всеми участниками сообщества зеркала в туалете. Поэтому я вам его не покажу.  Лучше покажу вид с нашего балкона в Брашове с привязкой к местности.
Сегодня мы поедем с ночёвкой в горную деревню Ширнеа, у подножия вооооон той горы справа.Гора по центру - это Тымпа, местный хайлайт, на нее можно подняться и на фуникулере, и пешком и даже бегом. Мы однажды стали свидетелями какого-то горного забега, так участники передвигались по всем плоскостям горы в весьма бодром тымпе. Тьфу, темпе!

Завтракаем, собираемся и выходим. Внизу нас встречает кот-обормот. Кот является классическим представителем своей породы: Ой, привет-привет, как делааауу, гладь меня, гладь, ннна тебе!




Хозяева дома, в котором мы снимаем весь верхний этаж люди, в общем-то, неплохие, но отношение к животным у них специфическое, видимо, так раньше заведено было: кот живет на улице(что он ест - не имею понятия). Для спанья ему выделили корытце в подвале, мы думали, что он там околеет, но в подвале печка и тепло, и на том спасибо. Собака Зибо в кадр не попала, и хорошо что так - держат здоровую овчарку в маленьком вольере, даже не гуляют. Пришлось самим подписаться на это дело - хоть будет у пса несколько светлых моментов в жизни.

Ладно, не будем о грустном. Кота мы слегка пнули, Зибо погладили и дали вкусного, и вперед, в деревню!

Но сначала пешком минут 20 через железной дорогу  на автостанцию "Аутогара". После Китая, где в районе города в целом и вокзала в частности все ж/д пути обнесены заборами километровой высоты, переход по рельсам вызывает волнительную дрожь в коленках. Можно и по переходу в ста метрах левее, но это сладкое чувство безнаказанности!...

В продаже в ларьках: свежий хлеб, халва, пиво, чай, кофе, сыр, газеты, валенки, дождевики, уйфоны и чеснок - все, что может потребоваться в путешествии в обители Зла.




До Брана ехать около часа, за нами в маршрутке очень удачно расположилась пара влюбленных. То, что они влюблены друг в друга до безумия, мы поняли по активному чавканью и чмоканью во время поцелуев. В какой-то момент они устали целоваться и решили поесть. Фух, подумали мы, отдохнем... Но нет! Звуковой фон ничуть не изменился.




Все это еще происходило при полностью закрытых окнах, что нам, любителям сквозняка в транспорте, невероятно добавляло оптимизма. У румынов есть три основных поверья: 1) если посидишь в проветриваемом помещении, то обязательно простудишься и умрешь в страшных мученьях, 2) курение с легкостью заменяет любой вид активности и 3) в сладкое всегда надо добавлять ромовую эссенцию, так вкуснее. Как вы понимаете, поедание десерта в румынском баре превращается в увлекательный аттракцион.

Но, делать нечего, мы ж не мама этих молодых людей, чтоб на чавканье реагировать, да и куда им, после китайцев. Пришлось погрузиться в пучины беллетристики.





По пути мы проехали мимо немецкого городка Кристиан. В этих местах в больших количествах намешаны англосаксы, венгры, румыны и цыгане. Первые, потому что шестьсот лет назад их позвали сюда местные короли, чтобы упорядочить традиционный румынский бардак. Англосаксы -люди деловые, подняли экономику региона и сами разбогатели, да так, что когда в Бране установились неудобные для них порядки, они этот Бран купили, целиком. А чо мелочиться, в самом деле?
Венгры, потому что этот регион принадлежал Австро-Венгерской империи в восемнадцатом веке, хоть венгры и жили тут испокон веков, но во время империи наконец-то начали капать дивиденды. Неоценимым вкладом венгерской культуры мы считаем кюртош калач и лангошь. Первое - это труба из сладкого теста по локоть в длину, эдакое чешское трдло-переросток, а второе - понч(большой пончик как назвать?) с сыром и вообще чем угодно сверху.
Цыгане прикочевали в эти места из Индии черт знает когда, по рассказам, прошли через Ближний Восток и Грецию, где научились работать с металлами. В Трансильвании была острая нехватка кадров, поэтому цыган быстренько поработили и заставили ковать подковы. С тех пор цыгане пытаются вернуть свое, часто получается вместе с лошадьми. Ну не расковывать же их безлунной ночью, честное слов.
А румыны получили Трансильванию во время первой мировой. Ждем дальнейшего развития геополитических событий.

В горах выпал снег. Точнее, это был не снег, но не будем раскрывать интриги. Но и не кокаин, не надейтесь.





Перевалочный пункт: замок Бран ака "Замок Дракулы". Погодка вполне соответствовала. Если хотите как следует испугаться - приезжайте в замок Дракулы вечером. Как раз до темноты вы его осмотрите, автобусы уже ходить не будут и вам придется возвращаться на такси. Так вот, когда вам скажут, сколько это будет стоить - вас охватит священный ужас.




Кровавые сувениры Тёплые тапочки, вязаные жилетки и магнитики с графом Цепешем ждут вас у входа. Непонятно, как в таких колоритных местах умудряются делать такие дрянные сувениры. Я именно магнитикообразную продукцию имею в виду, не тапочки с жилетками, те сделаны неплохо. Но ведь на эти корявые изображения дракул без страха смотреть нельзя. Хотя, определенная логика в этом есть...





Мы в замке уже были, поэтому сейчас решили чиста по стаканчику глинтвейна за доллар, и на встречу с нашими японцами, которые наполовину филиппинцы, а с ними украинцы и румыны.




Встретились, прыгнули в такси и поехали в  Ширнею (ударение на И). По дороге чуть не потеряли наших японопинцев, потому что водитель, видимо, был новичком в этих местах, поэтому гнал от проклятого замка во всю мочь. Пришлось его притормаживать и уверять, что у него в машине два еврея, а нечисть  нехристью брезгует.

А вот и поворот на Ширнею. Оказывается, случай на олимпиаде в Сочи - это не инновация и не досадная техническая ошибка, а всего лишь банальное копирование сногсшибательного успеха ширнейской олимпиады. Видите - у них тоже четыре кольца?



Приехав в Ширнею, мы пошли заселяться в наш постоялый дворик, тот, который справа.



На первом этаже буйствовали румынские туристы, выставив на подоконник батарею из бутылок с алкоголем.  Хоть нас слегка и испугало количество потенциальных возлияний, мы были спокойны, и вот почему: во-первых, комнаты нам дали с отдельным входом, а во-вторых, пьяные румыны - существа, в массе своей, безобидные.

Давайте же поговорим о местной культуре пития, понимаю, животрепещущий вопрос. Итак, что тут пьют?

Пиво. Везде, всегда и всех возрастов. Само пиво волшебством не отличается, обычный лагер, но когда он в магазине стоит доллар, а в ресторане - полтора  - не вижу повода не выпить. Однажды мы в ресторане наблюдали, как дедушка с бабушкой налили по полному стакану пива внучатам. Слегка офигев, потом догадались, что это было безалкогольное, оно тут тоже в ассортименте.

Вино.  Много разного и вкусного. Хошь - местное, хошь - французское или испанское. В ресторанах кувшинчик заказать - милое дело. А потом еще один и айлалалаааа!

Цуйка! Это такая недоводка, типа сакэ, только сакэ из риса, а цуйка перед мясом. Настаивается на чем угодно, пьется холодной летом и теплой зимой. Горячо рекомендую.

Палинка. Это уже крепко, крепость зависит от фантазии и упорства изготовителя, благо гонят тут все, кому позволяет площадь и ресурсы. Перегонные аппараты не нужно собирать в темноте и страхе перед законом в подвалах - они продаются в обычных строительных магазинах рядом с газонокосилками. И вообще, если ты сам не гонишь - это подозрительно. Чех, што ли?

Заселились в хоромы под названием "пансиунэ", это значит, что утром будут кормить завтраком. Вообще, надо сказать, что тут какая-то беда со съемным жильем на природе. Если для себя румыны худо-бедно коттеджик сварганят, то на съем делают какой-то невероятный отстой. Три раза ночевали в таких местах, и все три - как будто второй поросенок из сказки все это строил. Например, розетка, которую вы видите на фотографии - единственная. Удобно заряжать телефон, правда?



Хорошо, что его можно было положить сверху на дверь, шнур туда дотягивался. НО! Дверь эта - волшебная! Потому что, открыв ее, вы упираетесь в фанеру, за которой тадааам! Соседний номер. Стоит ли говорить, что пришедших с гулянки нижнеэтажных румынов было... слыхать, хоть они и старались не шуметь. Проснулись мы в страшном запахе перегара, причем, это не от нас так пахло, запах просочился сквозь дверь и стены.
В общем, в свете того, что мы собираемся популяризировать Румынию в глазах общественности, поиск вменяемого жилья для нас является персональным вызовом. Будем работать.

Предыдущей ночью было резкое похолодание с туманом и всё замёрзло, покрывшись тонкой корочкой льда, как, например, этот стоячий гамак Эшера.




Пора было удовлетворять художественную жажду, первый пункт программы: этнографический музей Фрунтеша.




А вот и он сам. Раду Фрунтеш, сын основателя музея. Колоритнейший персонажище и замечательный человечище.




Весь род Фрунтешей живет на этом месте уже лет 150-200, вон, между товарищами в синем и голубом видна фотография с какой-то войны тыща ццот какого-то года с одним из усатых прафрунтешей.




Летом Раду ходит в розовых шортах и трековых ботинках, а когда настает зима - одевает на себя овцу.
Здесь он рассказывает про отца и музей, и про то, как деревня Ширнеа была одно время центром туризма. Румыны, после свержения Чаушеску слегка воспряли духом и начали исследовать родные края, Ширнеа одной из первых, если не первой, получила статус туристического места со всеми плюшками. Потом появился интернет, айфоны... Короче, мало кому интересно сейчас смотреть на красоту без пальца на кнопке.

Наша интернациональная компания: румыны, японцы, филиппинцы, испанцы, украинцы и русские израильтяне. Мы не слишком участвовали в беседе по причине своей румынской безграмотности. Но мы учим!



Сам музей маленький и скромный, живет на пожертвования. К сожалению, это дело тоже мало кому интересно и Раду может оказаться последним энтузиастом своего дела.

Экспонаты статичные: орудия труда, наряды и граммофон.




Тем временем в главной комнате нам приготовили представление: веселые румынские дети пели румынские пестни. Вру. Невеселые песни это были. Непонятно, почему у наших соседей под домом летом до глубокой ночи пляски под балканщину с хохотом, а как для людей попеть - так слезы на глаза наворачиваются и хочется сразу хлебушка дать бедняжкам.

Это -дирижер и худрук. Чабан и семь гномов.




Закончили экскурсию, поддержали матерьяльно. Ничто так не окрыляет, как перспектива наконец-то пообедать.

Заказали у хозяйкы пансиуне румынский суп "чорба". Как полагается, принесли со свежим белым хлебом и острым перчиком. Румынской еде можно петь отдельные песни, и здесь точно не хватит места чтобы выразить восторг и преданность румынской кухне. Хоть мы и предпочитаем средиземноморскую.





Следующим пунктом программы, непосредственно перед костром, была служба в местной православной церкви.  Праздник, хоть и был изначально языческим, но быстренько допилился местными умельцами до православного формата и сейчас церковная служба часа на два-три - неотъемлемая часть праздника.




Фотография внутри кривая и косая, потому что мы не очень умеем фотографировать в религиозных помещениях. Выдержки не хватает.




Служба продолжалась так долго, что мы уже начали понимать смысл происходящего, поэтому решили выйти и прогуляться по округе, пока не стемнело, посмотреть на ледяную красоту. За церковью, как обычно, кладбище.




На праздник Хэллоуин местные жители заботливо спрыскивают могилки чесноком, на всякий случай. Шутка. Хэллоуин тут вообще не празднуется, и никакого отношения к Румынии не имеет, это праздник, привезенный ирландскими иммигрантами в США и там адаптированный под местный колорит, хоть и имеет общие корни с Днем всех святых, который празднуется В Румынии первого ноября. Там еще есть день усопших, но мы не углублялись. В этот день все идут на кладбище и зажигают свечи у могил своих предков. Мы в этом году не попали, но, говорят, завораживающее зрелище.

А дальше холмы, и горы. Сама деревня находится уже на высоте километр с лишним, а рядом гора Пьятра Крайулуй - "Королевский камень", высотой два километра с гаком.

Этот невероятно отфотошопленый на вид холм на самом деле никакой обработке не подвергался, он и в реальности точно так удивительно выглядел, как сейчас на фото. Как я уже писал выше - ночью был сильный туман с ветром и минус. В результате вся округа покрылась сантиметровой толщины инеем.




На холмах кипит жизнь, вот в таких жизнерадостных домиках. Кстати, эти несколько фотографий - самые красивые в посте, так что, если вы ждете еще нереальной красоты - это уже не здесь.

Вся трава в полях в округе покрыта замерзшими капельками, получился своеобразный ледяной бисер, мечи - не хочу.






Забежали попить чаю и согреться, а там все занимаются абсолютно тем же. Японцы угостили нас кит-катом со вкусом зеленого чая. Зеленый чай в Азии используется много где: его добавляют в шоколад, мороженое, пирожное, мясо, мыло и даже в чай иногда добавляют!




Сами румыны пьют ужасный чай по нашим меркам - фруктовый и противный черный. Это слегка удручает наши вкусовые рецепторы, привыкшие к хорошему китайскому чаю, поэтому приходится везде таскать его с собой.





Ночью опять обещали мороз будь здоров, поэтому мы как следует утеплились несколькими слоями штанов и пошли смотреть на огонь Сумедры. Полагалось кричать "Хай ла фокулуй сумеееееедрууу!!!!" - это типа "елочка, зажгись!", призывает духов чистого кислорода и правильной вентиляции.




Ветер дул вбок под углом 45 градусов и "съедал" дрова с одного боку, вследствие чего приходилось постоянно перекладывать дрова на горевшую сторону. Это работа не для каждого, но у нас на празднике был настоящий румынский пожарник, который этим костром и занимался. Я не понимаю, почему ответственным за розжиг поставили человека, которого учили тушить, но, видимо, связь есть.



Фокулюй Сумедру - не слишком глобальный праздник и отмечается только в нескольких деревнях. Что это за праздник такой, я вам даже не рассказал! Этот день символизирует собой окончание сезона сбора урожая и общей активности на природе: заканчивают с заготовкой картошки и сена на зиму, а чабаны возвращаются с гор и раздают скот обратно по дворам. Дада, чабан наемный работник и пасет чужое стадо. Зато он может делать из полученного молока вкуснейше сыры, которые теперь можно будет купить только у посредников, а не из первых рук. Мы в свой визит к чабанам в августе купили сыр в коре, немного, килограмма три. Недавно только доели.

Благодаря энтузиазму Раду местный Фокуль считается самым главным, поэтому даже телевидение приехало. Видите, как маняще сверкает овцешуба Раду в лучах софитов

Пожарник Лючану, ответственный за костёр, пилит лук. Только с ручкой от вил, сами вилы не выдержали напора и сгинули в костре в качестве жертвоприношения.




На периферии расположилась богема, рисующая это фаер-шоу.



После официального костра Раду позвал на свой неофициальный, в теплой дружественной обстановке. В теплой, если сидеть с правильной стороны костра. Вторая часть марлезонского балета: мини-фокуль, стихи, музыка и скромный ужин. И потом снова музыка - неформатный вариант.

Сначала Раду читал стихи под музыку с видеорядом из всяких растений. Стихи были на румынском, поэтому мы поняли только слово "слово" - кувынт, или ласково - кувынтуль. И еще одну фразу выхватили из контекста:"Грибы - собирай и ешь". Это была такая мини-ода местной флоре, с перерывами на слайды с иконами и православной символикой, религиозность в этих местах - обычное дело.




Пришло время фуршета, которого так долго ждали большевики. Кажется, был хлеб, нарезка из горячего солёного мяса, брынза (как без брынзы) , сладкий чай(цветочный!), вино и горячая цуйка.




Основная масса гостей разошлась, остались самые весёлые. В какой-то момент даже подтянулись желающие поиграть на гитарах и подудеть на традиционных флейтах.

Приехал из Бухареста очень веселый молдаван, издатель Вали, друг Юли с Каталином и стал петь и рассказывать анекдоты попеременно на английском, румынском и русском, чтобы всем было понятно и не скучно. На фотографии он справа, вынул из кармана штук пять дудок.




Анекдот от Вали: Как чабан находит зимой овцу? Интересной.




В какой-то момент Вали решил спеть на русском и зарядил "Костер" "Машины времени", все-таки у костра пели, антураж подходящий. Мы на теплом цуйковом гребне волны подпевали, как могли.

В конце концов мы пропахли дымом до трусов и пошли спать.


Наутро мы устроили мини-реанимацию главному костру с вызовом демонов и прогулки по холмам с потрясающими видами, но это уже совсем другой день другая история.

Предыдущие дни в этом сообществе:
один день из жизни маленького монгольского городка, потревоженного тысячей бегущих туристов
день чайных дел

2014, Румыния, путешествия

Previous post Next post
Up