Один день в монастыре, или Сломанная камера

Nov 24, 2014 01:39

Всем добрый день, меня зовут Оля или, сообразно нику, Ноля, это мой третий день в этом сообществе.
Я хотела рассказать вам о том, как 18 ноября мы снимали очередной выпуск программы "Заповедная область со Степаном Бекетовым", посвященный жизни монастырей и храмов Присвирья, но, в результате, всё оказалось не так просто...
Под катом вас ждет 61 фотография людей (в основном - ведущего, он лицо публичное, ему терять нечего)), храмов - целых и разрушенных, Введено-Оятского монастыря, маленького песика и большой "Газели".



1. Чудовищно ранний подъем. Для человека, который бОльшую часть времени встает не раньше 9, а то и 10 утра - просто ужасно. Более того, это фиксация не времени просыпания - разлепив глаза от звонка будильника, я и думать забыла, что собиралась что-то там фотографировать. Так что это время - когда я уже выползла из душа и увидела, что мне звонили из такси, сообщить, что машина пришла. Да, сегодня я уезжаю из дома на такси, потому что меня не будет целых три дня - на это время делюсь автомобилем с теми ближайшими родственниками, у которых на сей момент нет своего.
Уже сейчас, загрузив картинку, поняла, что неудачи с техникой, о которых вы прочтете ниже, не кончились прямо в тот день - часы на фотоаппарате стоят по старому времени! Так что всё время в записи будет сдвинуто на час - а я так радовалась, что не надо фотографировать часы отдельно, что всё есть в умной технике! Простите эту невольную, но очевидно не очень страшную ошибку.


2. Перед выходом снимаю себя.
Кадр ужасный, но он показывает мой рабочий прикид - тренировочные штаны поверх термоштанов, серьезные зимние сапоги и аж целая шубейка. Ну и сумку, которую мне предстоит взять с собой.


3. Подъехали к ГТРК. Мне сейчас предстоит подняться на самый верх, 5 этаж, чтобы взять костюмы ведущего, кассеты и всякие сопутствующие мелочи. Ситуация осложняется тем, что уже пару недель сломан лифт!


4. Вот, собственно, то, что мне предстоит теперь дотащить вниз. Но это легче.


5. Выезжаем с небольшим опозданием: планировалось в 8, по факту получилось в 8:15, наверное. Едем, традиционно останавливаемся на заправке неподалеку от выезда из города: посетить санитарные места, взбодриться кофием, прикупить хот-догов, каждому своё. Я пью чай и любуюсь на то, какой стала природа за минувшую ночь. И заодно радуюсь, что таки надела шубейку, а не ограничилась осенней курткой, хоть и с капюшоном.
Напоминаю, что времени на самом деле на час меньше.


6. Нам ехать практически в Лодейное поле (в какой-то момент - и сильно за него). Так что это всё мелочи, по сравнению с тем, что нас ждет там.


7. Прибыли на место первой съемки!
Два храма стоят рядом - деревянный и каменный. Деревянный, сохранившийся, увидим чуть позже.


8. А пока группа решает, что и как будем снимать.


9. Я же за это время еду забирать ключницу каменного развалившегося храма - там, ее силами, восстановлено небольшое помещение, откуда идет лестница на колокольню. Так что нам очень нужно открыть храм. Едем буквально несколько минут вдоль реки Оять.


10. А вот и деревянный храм.
На этом месте церкви существовали с 16 века, но регулярно сгорали, буквально сразу восстанавливаясь. Этот храм - старожил, он стоит тут аж с петровских времен (в отличие от каменного соседа - 19 век, а уже лишь руины)


11. Вдруг прибегает новый герой. Вертлявая мелкая сосиска, радостно бегают по всему доступному пространству кладбища и деревни, не лает, просто бешено радуется жизни. Потом также внезапно убегает дальше по своим делам.


12. Каменный храм с чуть другого ракурса. Видно, что между двумя церквями - кладбище. Еще видно, какой большой и внушительный был каменный храм когда-то. Там, например, была богатейшая библиотека в отдельном помещении.


13. Пока ребята снимают деревянную церковь, иду проверить, как там дела у нашей ключницы, не замерзла ли она, не хочет ли пойти погреться в машину.
Кстати, эта колокольня, естественно, служила ориентиром во времена всех военных действий, когда-либо тут проходивших за время ее существования.


14.


15. Вот так сейчас внутри. От величественного храма осталась маленькая часовенка, восстанавливаемая силами ключницы и ее сына буквально по копеечке.
Кстати, интересный момент. Ключница спрашивает, снимали ли мы в деревянном храме такие-то вещи. Выясняется, что их снимать по некоторым причинам нельзя. Сообщаю об этом режиссеру, он предсказуемо возмущается, что половина дня окажется потраченной впустую и говорит, что оставит сюжет. Иду обратно в каменный храм.


16. Пришла съемочная группа, идем на колокольню. Виды из окна после первой части подъема. Собственно, здесь и была библиотека.


17.


18. Вот такая лестница уводит дальше наверх. Ребята с камерой как-то туда протискиваются, а я решаю остаться здесь. Во-первых, рискую сыграть в Винни-Пуха, пришедшего в гости к Кролику (да-да, дело в шубе, вы же понимаете ;)).
А во-вторых, с недавних пор имею приобретенную не клаустрофобию, конечно, но активную боязнь узких и особенно темных пространств. Нет, я, пожалуй, пойду обратно. Тем более лестница вниз крутая и почти такая же узкая, так что как раз я буду три часа изящно спускаться, пока они там снимают.


19. Я лучше пока пофотографирую храм изнутри.


20. И снаружи - вот, что теперь на месте библиотеки. Там есть дверь с серьезным засовом - но чем она может помочь? Впрочем, тут никто не лазает, надо отдать сельчанам должное.


21.


22.


23. Группа спускается с колокольни, выставляются на съемку внутри храма - и тут камера говорит "упс!". Выясняется, что всё, что было снято до этого момента - не записалось, хотя ничего не предвещало. Оператор нервно убегает курить, ведущий уходит в машину, видеоинженер пытается разобраться, что к чему. Мы с ключницей переглядываемся. Кажется, я знаю причину происходящего - режиссеру она не понравится, но идея все же оставить первый сюжет, кажется, была не самой удачной. Мистическим образом проблема решилась радикальнее, чем могла бы - видов с колокольни очень, очень жаль.


24. Вот она, виновница переполоха. Думаем, не оставить ли ее в наказание прямо здесь.


25. Пытаемся что-то сделать.


26. При этом, нас уже два часа как ждут во Введено-Оятском монастыре, где и должна проходить половина наших съемок.
Заодно нас там обещали накормить обедом - и уже восемь раз его подогревали, так что ехать и вправду пора.
Приезжаем. Напоминаю: на самом деле, еще 15, а не 16 часов.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33. Решаем сначала пообедать, а уже потом идти снимать. Не столько снимать, сколько попробовать - камера слабо соглашается что-то записать, но через раз и с переменным успехом. Тем не менее, надо попытаться, потому что новая камера будет только завтра утром: после смены мы отправимся в гостиницу, а бедные водитель с видеоинженером поедут обратно в город, менять на студии камеру.
Кормят замечательно: грибной суп, макароны по-флотски, капустные и морковные салаты, а самое главное - целый горшок вкуснейшего творога собственного производства со сметаной и вареньем. И прекрасный хлеб с маслом, тоже всё своё.


34. Честно скажу: я здесь впервые, потому что давно и прочно интуитивно не люблю это место. С этим связана история почти двадцатилетней давности, когда сюда перевели моего знакомого иеромонаха, что вызвало недовольство и страдания и его, и паствы. И вот это ощущение жило все эти годы - так что, даже регулярно проезжая мимо в любимый Александро-Свирский, вообще не собиралась завернуть и посмотреть.
Надо сказать, что яростной любви у меня не появилось - но все эти чувства недовольства и проч. ушли, более того - пришло понимание, как все это было глупо и даже противно.


35. Интересная брусчатка - как я поняла, это прямо готовые блоки, состоящие из примерно 6-10 булыжников. Эти квадраты и укладывают, как плитку.


36. Собственно, учитывая свистопляски с камерой, идем мы сюда. Первоначальная идея убирать в кадре навоз или перебирать картошку сейчас не складывается. Ну ничего, ее мы выполним завтра и послезавтра (признаюсь честно - была мысль снять по новой и показать другой день, более удачный и даже интересный. Но я ее отвергла по двум причинам. Первая из них - банальная лень, ведь всё время помнить и фиксировать день на самом деле тяжеловато. Вторая - что я не смогу выбрать из множества интереснейших кадров всего 70 штук. Должна отметить, что я была права: из тех мест, которые мы снимали в два последующих дня, выбрать я бы не смогла. Так что пришлось держаться изначального плана).
А в этом крыле размещена выставка, посвященная архитектору Андрею Аплаксину, его работам и его удивительному письму, которое он, подобно Владимиру Мономаху, написал в поучение сыну.


37.


38. Автор программы, ведущий и настоятельница монастыря матушка Иоанна.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46. Матушка дарит мне книгу, а я оставляю в их Журнале отзывов благодарственную запись - это почетная обязанность в группе давно негласно возложена на меня. Стараюсь нигде не пропускать Книги отзывов, потому что в 99% случаев нас принимают более чем радушно, хочется обязательно сказать в ответ что-то доброе.


47. Пока ребята снимают, иду сфотографировать еще несколько видов монастыря, пока не наступила совсем уж ночь.
Да, мы вернемся сюда через день в светлое время суток и даже залезем на колокольню, но ведь я уже не смогу показать эти виды здесь, в сообществе, они относятся к дргому дню!


48.


49. Вид на реку. Раньше монастырь нередко называли Введено-Островским, потому что порой Оять разливалась, и обитель оказывалась на острове.
Есть и легенда, что в далекие времена окрестные язычники устремились к монастырю, чтобы сжечь его, но Оять вышла из берегов и затопила всё вокруг, кроме, собственно, монастыря.


50.


51. Крест с помянником.


52. Вот такая огромная мраморная книга - с поминанием настоятелем монастыря. Ведь до революции эта обитель была мужская. Потом, в годы советской власти, монастырь был закрыт, а в 90-х годах минувшего века был передан как хозяйственные угодья Свято-Троицкому Измайловскому собору Петербурга, после чего, постепенно, снова стал монастырем, только на сей раз уже женским.


53. Пытаюсь типа концептуально выпендриться.


54.


55. Отправляем микроавтобус в Петербург. Сами отправляемся в гостиницу иным способом)


56. О, знакомый номер! В феврале мы снимали программу "Присвирье" (просто Присвирье, о районе в целом, без узкой направленность в одну тему), жили здесь же, и конкретно я - в этом же номере.


57. Разложилась, переоделась, выдохнула - пойду на ресепшн пропечатывать командировочные.


58. Коридор гостиницы. Мой номер примерно посередине - так что в другую сторону такая же история, только заканчивается она стеклянными дверями курилки.


59. А прямо напротив моего номера - кухня.
Нет, здесь вполне приличный ресторан, мы там завтракаем - но если среди ночи возникает желание вскипятить чайник, или принести разогреть в микроволновке что-то готовое - пожалуйста, вот она, "чайная"!


60. Собственно, мой рабочий стол на ближайшие полтора суток.


61. А это прикроватный столик. Да, я уже заваливаюсь спать - несмотря на то, что еще (мы помним про час назад!) без двадцать одиннадцать. Даже телевизор не включала, хотя обычно я именно в командировках только его и смотрю.
Правда, честно признаюсь, что еще час отвечала на комменты в одном скандале, который как раз тогда полыхал у меня в жж. А потом позвонила мама, и я истерически спрашивала, как там поживают мои котики - младшая впервые осталась без меня на ночь.
Но, так или иначе, в 00:30 по нормальному времени я уже уверенно спала!


Спасибо, что провели со мной этот не самый простой день.
Надо будет повторить - в зеленый сезон, чтобы была красота вокруг!
:)

женщина, 25-35, Ленинградская область, ТВ-проект

Previous post Next post
Up