Один рабочий день ультратомиста

Jun 19, 2014 01:33

Доброго времени суток! Меня зовут Ирина, мне 26 лет, я живу в Москве и работаю ультратомистом в Лаборатории электронной микроскопии (далее ЛЭМ) биофака МГУ. Я хочу показать вам один свой рабочий день с отягощением в виде вечернего отъезда из столицы в Подмосковье. Итак, 11.06.14, среда и 70 фотографий под катом. Котики, дети и ноги присутствуют.



1. Доброе утречко! Не очень раннее, как видите. Вот во столько меня будит Лиза, которая вот уже почти два года регламентирует мой режим. Хорошо, что на работу мне только к часу дня. Я фотографирую телефон, потому что он у меня недавно и я пока не научилась делать скриншоты.


2. Давайте посмотрим, кто тут живет. Эта гора из одеяла - мой муж. Он еще спит. У него вообще-то тоже рабочий день, но график его весьма свободный. Муж, конечно, проснется, соберется и уедет, но в кадр больше не попадет.


3. Это Коха, которую вообще-то зовут Уши. У кошек вообще много имен. Доброе утро, Коха!


4. Это Лиза. Ей скоро два года. Она уже переоделась из пижамы в домашнее платье и пришла на кухню с инспекцией.


5. Ставлю вариться овсяную кашу для Лизы. Мой завтрак будет не таким полезным.


6. Это коврижка. Я пекла ее накануне ночью. Частично она исчезнет за завтраком, частично - уедет со мной на работу. Угощу коллег.


7.  Пока варится каша, иду в комнату проверить цветочек. Это декабрист, единственное растение в доме. Я не люблю растения в горшках, потому что забываю про них, не ухаживаю как следует. Но декабрист был подарен мне на день рождения несколько лет назад, и каждый год поздней осенью он радует меня шапкой ярких цветов. Сейчас он не очень хорошо себя чувствует - пострадал в жару.


8. Вид из окна через москитную сетку. Облака - это хорошо. Не люблю жаркое лето.


9. Пришла моя мама. Два раза в неделю она отпускает меня на работу. Сегодня она приехала чуть позже, чем обычно, и это плохо, потому что у меня каждая минута на счету.


10. Теперь, когда Лизу занимает бабушка, я могу спокойно привести себя в порядок. Люблю лето за то, что можно не сушить голову.


11. У меня на завтрак вчерашние пельмени. Кошмар, правда?


12. Лиза ест свою кашу.


13. Навожу красоту. Я обычно не пользуюсь декоративной косметикой, только уход.


14. А времени-то уже вон сколько. Пора выходить. Опаздываю. Очень люблю эти часы. Я вообще люблю часы. У этих  - стеклянный корпус. Они были квадратными, но пострадали во время ремонта.


15. Я ждала, когда станет прохладно, чтобы надеть это платье. Оно, вообще-то, "беременное", но в беременность я его надевала всего однажды - на концерт. Второй раз - полгода назад, на свою защиту. Мне жалко, что оно лежит просто так, такое красивое. Вот, выгуляю сегодня на работу.


16. По дороге надо зайти на почту, отправить посылку в Питер.


17. Дорога к метро пролегает мимо пожарной части. Эта пожарная каланча самая красивая из тех, что я видела.


18. Поездка на метро остается за кадром. Я вылезаю на станции "Университет". В сторону работы я обычно еду на транспорте. Сегодня я еще и опаздываю. Если пойду пешком - буду торопиться, нервничать, натру ноги. Поеду лучше на автобусе. Получится не сильно быстрее, зато ноги и нервная система не пострадают.


19. Выхожу из автобуса у главного здания в 13.00. Мне уже бы надо быть на рабочем месте.


20. У ГЗ снимают что-то.


21. А я иду по улице Хохлова вниз, в сторону Мичуринского проспекта. Прохожу мимо Ботсада. В Ботсаду чубушник цветет - тот самый, который пахнет, как чай с жасмином.


22. Вот и оранжерейный корпус. Здесь располагаются ЛЭМ и другие лаборатории биофака. На первом этаже - оранжерея. Архитектура здания такова, что входишь сразу на второй этаж. На втором этаже кабинет завлаб, кухня и собственно электронные микроскопы. Ультратомная - моя комната - на третьем.


23. Опоздала на десять минут. К счастью, без меня ничего страшного не произошло. Всего ультратомистов трое, у каждого свои рабочие дни. Обычно я работаю по вторникам и пятницам, но в этот раз из-за выходных пропадает половина рабочей недели, и я выхожу в среду - работа-то никуда не пропадает. Пока я одна в комнате.


24. Включаю радио на любимой волне.


25. Завариваю кофе. Чашка чая или кофе в спокойной обстановке - необходимый для меня ритуал для перехода из одного пространства в другое. Моя работа требует твердых рук и душевного равновесия, так как включает в себя манипуляции с очень мелкими объектами.


26. Включаю кондиционер. Хорошо, что он есть. Без него в особо солнечные дни помещение нагревается до +30 градусов.


27. Это первая часть моего рабочего места - стол с ультратомом. Электронная микроскопия позволяет изучать биологические объекты на клеточном уровне. В ЛЭМ приходят со своими объектами исследователи, в основном студенты, аспиранты и сотрудники биофака; ЛЭМ - это приборная база. Кроме того, мы осуществляем некоторые этапы подготовки образца к изучению его в электронных микроскопах. Пользователи ЛЭМ приносят в ультратомную биологические объекты - пыльцу, фрагменты насекомых, кусочки сердца лабораторной крысы и т.д., - залитые в эпоновую смолу. А мы с помощью ультратома и других интересных инструментов изготавливаем тончайшие срезы с объектов: толщина среза всего 50 нм, площадь не больше 1 кв. мм.


28. Это второй мой рабочий стол. На нем располагаются компьютер, бинокуляр и фронт работ под стеклянным колпаком.


29. Расчехляю прибор. Это пульт управления.


30. Это сам ультратом. Правда, красавчик? Люблю его.


31. Вот так выглядит подготовленный к резке объект. В металлическом держателе зажат т.н. блок эпоновой смолы с заполимеризованным объектом. В данном случае это личинка какого-то беспозвоночного, очень маленькая даже по нашим меркам. Ее не видно на фото. На лейкопластыре мы пишем имя или номер образца.


32. А это, пожалуй, главный инструмент - алмазный нож в своем держателе. Именно с его помощью получаются тонкие и качественные срезы. Сам нож - это маленький прозрачный кусочек искусственного алмаза, заточенный особым образом. Он вклеен в синюю металлическую ванночку, в которую наливается дистиллированная вода. На поверхность воды улавливаются срезы.


33. Я работаю в халате. И руки перед работой мою. И после тоже.


34. Вот что я вижу в окуляры ультратома. Видно режущую кромку ножа и отражение света в воде, которая наполняет ванночку. Напротив режущей кромки - блок смолы, прозрачный и желтый. Когда прибор включен, блок ходит относительно ножа, нож закреплен неподвижно - таким образом производятся срезы.


35. Эти круглые штучки - медные сеточки, на которые нанесена полимерная пленка, т.н. подложка. На эти сеточки я выловлю готовые срезы. Шприц для масштаба. То, что валяется на дне чашки Петри - негодные сеточки. Полимерная подложка выполняет функцию предметного стекла. Дело в том, что стекло непрозрачно для электронного луча, поэтому его нельзя использовать в электронной микроскопии.


36. Вылавливать срезы я буду с помощью пинцета...


37. ...и реснички. Моей реснички, приклеенной к зубочистке лаком для ногтей.


38. На этом фото видно так называемую ленточку срезов. Срезы один за другим сходят с режущей кромки ножа на поверхность воды и склеиваются в ленточку. Срезы серебристого цвета, значит, они правильной толщины - 50-60 нм.


39. Готовые сеточки в чашке Петри пользователя. Если приглядеться, видно ленточки срезов на поверхности сеточек. Всего за этотрабочий день я порезала четыре блока.


40. Сквозь облака пробивается солнце. Это очень плохо, потому что солнце в моих окнах как раз в рабочее время. Оно светит прямо в окуляры прибора, на нож и на образец. В таких условиях невозможно работать. Относительно недавно нам наконец-то поставили жалюзи.


41. Я как раз заканчивала работу, когда пришла Лена xafanana. Лена - моя коллега, однокурсница и просто очень хороший человек. Обычно она, конечно, приходит вовремя. Сегодня по случаю моего присутствия она решала на факультете вопросы, связанные с защитой. Мы с Леной сейчас очень редко пересекаемся, потому что у нас не совпадает расписание. Я очень рада ее видеть.


42. Мы садимся пить чай и болтать. Бесценные минуты.


43. Вид из одного из окон. Если приглядеться, видно, что на часах 17:20. Я выхожу с работы.


44. Прохожу мимо родного факультета. В этом здании находятся биофак и факультет почвоведения. Мой родной - почва (с ударением на второй слог).


45. Я думаю, что такая фотография есть у каждого биолога или почвоведа.


46. Захожу в метро. 17:52.


47. Выхожу из метро. Любимая каланча с другой стороны. Правда, красавица?


48. Один из желтых домов мой.


49. Дома. Поздновато, особенно если учесть, что нам еще собираться и двигать в Долгопрудный к моей бабушке.


50. У Лизы какая-то интересная игра.


51. Кухня встречает меня горой посуды. Хоть в моем доме и беспорядок, я не люблю оставлять грязь на несколько дней. Посуду мог бы помыть и муж, он пока остается в Москве, но я ради внутреннего комфорта вымою ее сама.


52. Обед. Мясо с овощами. Включаю компьютер, чтобы написать адресату об отправке посылки.


53. Ну вот, так лучше.


54. Порвался мусорный пакет, и что-то протекло прямо в ведро. Ну что ж, появился повод ведро сполоснуть. Вот такое у нас гигантское ведро. Я называю его R2D2.


55. Вечером солнце приходит в квартиру. Занавешиваю окна.


56. Сажаю Лизу с бабушкой смотреть мультики. Начинаю собираться.


57. Сборы - дело небыстрое. Вот что получилось в результате.


58. Выходим из дома. Видите, я научилась делать скрины.


59. К метро идем через магазин. Есть возможность показать вам местную архитектурную доминанту. Эту штуку видно даже с Воробьевых гор. Жилой комплекс буквально затмил собой солнце. Теперь на перекрестке у метро всегда тень. Справа гостиница Холидей Инн, раньше доминировала она. Я помню, как ее строили. Из окна очень хорошо были видны подъемные краны. Я в детстве фанатела от подъемных кранов. Строили ее очень долго; она много лет имела кодовое название "югославская гостиница". Потом строительство заморозили. Говорили про нарушение технологий и трещину в фундаменте. Здание очень долго стояло просто так, а потом быстренько превратилось в Холидей Инн.


60. За кадром очередная поездка на метро. Приехали на Савеловский вокзал. Смотрите, какие тут теперь есть электрички. Я и не знала. Но это не наша, мы ехали на ЭР2Т.


61. Так как фотоаппарат был упакован, я снимала на телефон. А телефон очень плохо снимает при плохом освещении. Поэтому прошу поверить на слово: мы сели в электричку, Лиза заснула у меня на руках, приехали в Долгопрудный, где нас встретили мой брат и бабушка. Потом мама и брат пошли в одну сторону, а мы с Лизой и бабушкой в другую Шли-шли и пришли к ней домой.


62. Бабушка живет в старой сталинке. Вот такие потолки и настоящий коридор.


63. В эту комнату заселяемся мы с Лизой.


64. У бабушки фиалки растут.


65. Лиза никак не отпустит прабабушку, хотя уже очень поздно даже для нее. Очень рада ей, заставляет ее читать, играть. Перебирает свои тутошние игрушки.


66. У бабушки собрана отличная библиотека. Настоящая, с каталогом на перфокартах. Каждый раз, приезжая к ней, я беру какую-нибудь книжку на почитать, пока я здесь.


67. Лиза наконец-то уснула. Я вкусно ужинаю (кролик, тушенный в сметане, с овощным рагу), немножко читаю под чашку компота. Время после лизиного отбоя - время наедине с собой.


68. Баранья нога размораживается.


69. А мне пора в душ и баиньки.


70. Спокойной ночи!

2014, женщина, Москва, 25-35, инженер

Previous post Next post
Up