Привет сообщникам! Меня зовут Наталья, и я приглашаю вас в один мой предрождественский день, а именно - 24 декабря понемногу уходящего 2013 года. В этот день мы будем гулять по Праге, рассматривать "именные" дома, а вечером отправимся на главную площадь города слушать чешскую рождественскую мессу.
Утро начинается как обычно - с гигиенических процедур,
хотя это утро совсем не раннее.
Выглядываю в окно - погода назло синоптикам прекрасная. Те всех чуть ли не месяц стращали дождливым и слякотным Рождеством.
Первым делом иду на кухню и достаю из морозилки карпьи головы. В Сочельник в Чехии принято иметь на столе карпа, и не важно в каком виде - живом или приготовленном, а перед началом вечерней трапезы нужно положить под тарелку рыбью чешую, чтобы в доме водились деньги.
Однако я с рыбой возиться не люблю, поэтому у нас вместо традиционного жаренного карпа будет рыбный суп.
Вообще-то в Сочельник до первой звезды есть не принято, но мы пост не соблюдаем.
Достаю из холодильника овощи, а раз фотоаппарат под рукой, можно и побаловаться. Рыбьи головы из раковины неодобрительно и пристально наблюдают.
Пока они там себе размораживаются, я успеваю позавтракать, сходить в магазин за недостающими ингредиентами, вернуться и пропылесосить. Потом ставлю вариться суп,
а сама сажусь за компьютер - проверить почту, почитать ленту и перекинуть кое-что в планшет.
Время летит быстро, пора и пообедать.
Как раз и супчик готов.
После обеда, наконец, выезжаем. Народу в метро практически нет - многие в этот день почти до вечера стоят у плиты, готовят праздничный ужин и пекут рождественские печенки.
Однако чем ближе к центру, тем больше вокруг народа.
Высаживаемся на набережной, у фонтана Краннера, сооружённого в 1850 году архитектором Йозефом Краннером и скульптором Йозефом Максом. Если будете в Праге, рекомендую осмотреть фонтан вблизи. Всего на нём размещено 25 скульптур, не считая императора. Восемь поменьше, что наверху, представляют науку, искусство, мир, изобилие, земледелие, горное дело, промышленность и торговлю, а ещё семнадцать - старые чешские регионы во главе с Прагой.
От фонтана направляемся к Карлову мосту. Толкаться там не очень хочется, но первый дом, на который я хотела посмотреть поближе, находится именно у моста, на Малостранской стороне.
На Кампе, как и на всех площадях, тоже стоит своя маленькая наряженная ёлочка и, конечно же, рождественский вертеп. Кусочек дома, который меня интересовал, виден с левой стороны.
Чем же этот дом так интересен? У него ведь даже и имени нет, хотя многие дома в исторической части Праги имеют свои имена, так как до указа императрицы Марии Терезии, изданного в 1770 году, у пражских домов не было нумерации, и жителям приходилось обходиться названиями.
Вместо имени у этого дома есть маленький балкончик с лампадкой, икона Девы Марии с младенцем, полочки для цветочных горшков и.. присмотритесь к тому, что находится по бокам от иконы - это скалки. Те самые, которые когда-то вместе с рубелем использовались для глажки белья. Помните поговорку "не мытьём, так катаньем"? Это как раз о такой глажке. А висят скалки там в память о том, что когда-то в этом доме находилась прачечная.
Доходим до конца моста, и поднимаемся по улице вверх. Когда доходим до малостранской площади и костёла Св. Микулаша, на улицах зажигаются фонари и окончательно темнеет.
Что же до именных домов, то на Нерудовой улице, что за костёлом, они, как и в остальных частях старой Праги, тоже есть. Многие не раз перестраивались, но имена, как правило, оставались. По ним можно было найти ремесленные или прочие нужные лавочки, или, например, узнать, кто там живёт. Хотя порой попадаются и необъяснимые названия, если не знать истории соседних кварталов или легенд, с ними связанных.
Воплощены имена домов обычно в виде знака, своего рода герба, который находится на фронтоне или над входом. Например вот как "У трёх скрипочек". Знак появился на доме в 1700 году, как память о трёх поколениях скрипичных мастеров, в нём живших.
Неподалёку находится дом "У золотой чаши", знак на котором был размещён в 1660 году по заказу мастера-ювелира Яна Шумана, владевшего домом. Знак этот повторяет знамя пражского ювелирного цеха - золотая чаша на синем фоне.
Поднимаемся ещё выше по улице.
Здесь, на улице Увоз, находится дом "У узла" с самым младшим домовым знаком, сделанным в 1977 году, и являющемся символом дружбы.
Сворачиваем на Лоретанскую площадь. В отличие от переполненных улиц внизу, здешние улочки совсем пустынны.
Понемногу спускаемся обратно к реке.
Впереди снова показывается улица, по которой мы поднимались, Нерудова.
Мы спускаемся обратно к реке и идём на Кампу, к мосту Легии, где находится один очень неплохой ресторан узбекской кухни.
Поужинав выдвигаемся в сторону главной площади. Проходим ещё несколько интересных домов, о некоторых знаках на которых ничего не знает даже вездесущий интернет. Так, например, я не смогла ничего найти вот про этот милый ботинок с колёсами.
Зато рядом находится дом, который я не сфотографировала, но с которым связана забавная история. Называется дом "У трёх дикарей". Получил он это прозвище потому, что в 1791 году здесь показывали публике "совершенно аутентичных" и "самых настоящих" людоедов. Говорили они на непонятном воплеподобном наречии, а в начале каждого представления приносили в жертву чёрного петуха, после чего начинали бесноваться, скакать и поедать живьём кур. Шоу эти имели успех, пока один из зрителей не узнал в "настоящих людоедах" батраков из соседнего имения. После разоблачения "дикарям" удалось удрать от разъярённой публики, однако к дому с тех пор прицепилось это насмешливое прозвище.
Последним из "именных" в этот день был дом "У двух золотых медведей", находящийся на соседней со Старомнестской площадью Мелантриховой улице, который известен своим входным порталом. Вся эта кажущаяся симметрия, игра чисел, скрытых в декоративных элементах, и расположение их относительно звёздного неба, выполнены в лучших эзотерических традициях рудольфинской эпохи, а положение медведей на портале отвечает расположению созвездий Малой и Большой медведиц.
Однако стрелки на часах подбирались к девяти, и пора было пробираться к сцене на главной площади, на которой солисты и музыканты Народного театра и Государственной оперы собирались исполнять Чешскую рождественскую мессу, написанную композитором Яном Якубом Рыбой в 1796 году.
Месса составлена из тех же частей, что и обычная, однако не воспринимается как типичное церковное произведение, а скорей как нечто полное непосредственности и национального колорита. Текст - чешский, и написан самим композитором. Он считал, что публика должна понимать текст, иначе месса потеряет своё религиозное значение. В видео ниже можно послушать небольшие отрывки.
Click to view
Когда всё заканчивается, я обнаруживаю, что музыка привлекла к сцене довольно большую толпу туристов - когда мы подходили к сцене, народу практически не было.
Часы на башне ратуши показывают без пяти минут десять.
Пробираемся на другую сторону площади мимо главной ёлки. Под ней - тоже главный рождественский вертеп.
Ёлки, кстати, на всех площадях самые что ни на есть живые, хотя их и жалко.
Вот так в этом году выглядит Старомнестская площадь. Хотя большинство ярмарочных палаток к десяти вечера закрываются, народ всё равно не уходит.
Декорации рядом с Орлоем
Однако мы уже порядочно устали и замёрзли, несмотря на плюсовую температуру. Пора бы двигать в сторону дома.
Идём пешком до Главного вокзала, на метро. По дороге встречается синагога. Я её при вечернем освещении в первый раз вижу. Красиво.
Вот и вокзал, он же метро.
У входа в метро стоит один из инструментов проекта "Пианино", придуманного и воплощённого неким владельцем нескольких пражских кафе. Смысл проекта прост - донести до людей красоту момента и музыки. Он призывает народ остановиться и сыграть чего душа пожелает. И люди охотно играют. А те, кто не умеют играть, охотно слушают.
Всего на настоящий момент по городу расставлено для общественного пользования пять или шесть инструментов.
В метро так пусто и тихо. Только сверху доносятся звуки пианино.
Домой приезжаем уже к полуночи, и почти сразу же ложимся спать.
Спасибо всем, кто составил нам в этот день компанию.