Один день в Тибете

May 12, 2013 05:29

Меня зовут Алиса, и в отличие от героя Бреда Пита, я не скиталась по Стране Снегов 7 лет, а всего лишь путешествовала. Дешево, налегке и в одиночку. Этот день произошел со мной 29 апреля 2012 года, но только сейчас дошли руки показать его миру.

Сегодня мой план на день - доехать до города Литанг, в Восточно-Тибетской провинции Кхам (или в Западно-Китайской провинции Сычуань, если смотреть на политическую карту).


Инсайде 44 фотографии и увлекательный рассказ.

Просыпаюсь я в другом городе. Это Даочен, где я останавливалась на ночлег, по пути из китайского туристического аттракциона на тибетскую тему под названием Шангри-Ла.



Утро бодрое. Во-первых, собачий холод в неотапливаемой комнате. Китайцы экономят электричество, и нагревают только саму постель электропростынями. Ноги в тепле, а изо рта идет пар. Затаскиваю под одеяло одежду, грею пять минут, только потом надеваю. Номер у меня сегодня был королевский, не смотря на то, что стоил всего 8$.


Фоткаю сонную себя в зеркале и быстро умываюсь. Лицо щедро намазываю кремом от солнца. Солнце в горах обугливает кожу при любой температуре, а мне сегодня подниматься еще выше.


Укладываю в сумку вещи, разложенные на просушку. Три дня до этого я путешествовала по дождливым деревням, где отсырело все, от часов до трусов. По сути путешествия я, наверное, бэкпекер, но сумка у меня при этом на колесиках. Не понимаю, зачем взгромождать на плечи рюкзак, если не карабкаешься в горы ногами, по тропам, где не проедет колесо. Под куртку запихиваю бутылку с горячей водой, чтобы не замерзнуть по дороге. Сверху лежит кружка-чайник, кофе и сладости, чтобы позавтракать при первой возможности.


5:30 Не получилось сфоткать Даочен, т.к. темень кромешная. Хочу купить билет, но кассирша в тряпочном наморднике машет руками и говорит, что билетов нет (а может быть, говорит, что Дженифер Энистон красивее Анджелины Джоли, я все равно не понимаю ни слова. Но машет головой и разводит руками, что я понимаю как "билетов нет"). Поэтому я иду в автобус, и, повторив десять раз слово "Литан" с разными интонациями, считаю, что меня поняли и отвезут. Места не нашла, но через пару остановок вышло несколько человек и удалось сесть. Немедленно засыпаю, и просыпаюсь оттого, что вдруг стало не просто холодно, а ДИКО холодно! Вот и он, перевал. Кругом снег, окна запотели, а курящие пассажиры распахивают их то и дело. Бррр.

Хочется наслаждаться рассветом и величием гор, но закладывает уши и начинает подташнивать от серпантина. Литанг расположен на высоте около 4000 м, там будет попроще.

9:00. Не прошло и трех часов, как вот он, Литанг. На автобусной станции много военных, в самом же городе только полицейские, в количестве, не превышающем незаметного. Быстро убегаю с автовокзала, т.к. еще пару дней назад дорога была закрыта для туристов. Опасаюсь, что ситуация здесь могла так и не поменяться, или новости об открытии дороги не успели дойти.


В то время, как повальная колонизация Лхасы почти лишила ее тибетского духа, в городках Западного Цинхая и Сычуани все так же, как было много веков назад. Ну разве что автобусы ходят, и мусор, к сожалению, в основном из китайского пластика, который от постоянных ветров разлетается на многие километры, отчего вокруг ужасно грязно.
Селюсь в гостиницу Потала ИНН. Одноместный номер стоит 6$, душ и туалет общие, качество услуг после Дечена устрашает, но пара визитов в соседние гостиницы убедили в том, что это еще неплохой вариант.
Гостиница оправдывает свое название: Далай-Лама в своих воспоминаниях пишет, что дворец Потала в Лхасе, где он жил в детстве, был холодным и мрачным внутри, и в его крошечной комнатке по занавескам бегали мыши. Надеюсь, что моя святость не настолько велика, чтобы Вселенная воссоздала мне полностью условия Далай-Ламы.



9:30 Зато здесь есть интернет. Завариваю себе кофе (наконец-то!), достаю печенье и сладости.


Хочу засесть в интернет, но слышу русскую речь, впервые за 20 дней в Китае! Сначала хотела познакомиться, но парень по скайпу так откровенно беседовал с подругой, что постеснялась.


Видимо, он тоже был уверен, что здесь его точно никто не поймет. Так что я допила кофе, и, не обнаружив своей национальности, убежала гулять.

По улицам бродят дети и яки. Судя по всему, какая-то помесь с коровой, потому что бывают еще яки с совсем длинной шерстью.


Монахи что-то интересное увидели в окне. Мальчишки остаются мальчишками, даже облачившись в монашеские одеяния.


Вот так выглядит улица. По ней я иду к главному монастырю, ради которого приехала в Литанг.


По пути встречаю тусовку бабулек в традиционных одеждах. Вообще, кроме подростков, почти все население города ходит в традиционных тибетских шмотках: теплый халат, в который можно завернуться полностью, а можно скинуть с плеча один рукав. В руках у бабулек - вертушка с мантрами. Ее нужно крутить, она звенит и разносит по ветру молитву.


У небольшой часовни останавливаюсь, чтобы покрутить молитвенные барабаны:


Функция та же: крутишь барабан с мантрой, и мантра разносится по ветру. В этом смысле у тибетцев куча способов автоматизации молитв. Разноцветные флажки, которые будут позже - аналог барабана для тех мест, где нет рук, но есть ветер.


На подступах к монастырю стоит ступа. Это такое монолитное сооружение, без входа внутрь. Бывает разных размеров, от крошечных до огромных, высотой с несколько этажей. У ступ складывают камни с выдолбленной в них молитвой. И тут есть одна интересная деталь: тибетцы почему-то очень любят играть в бильярд, и сломанные столы не пропадают у них понапрасну: на них тоже рисуют мантру и складывают к ступе.


Прежде чем войти в монастырь, решаю совершить вокруг него "кору": обойти по часовой стрелке. Что оказывается непросто: монастырь огромный, а дорога идет круто вверх. То, что легко дается в низине, на высоте 4000 метров кажется настоящим подвигом. Уже через 50 метров кислорода начинает не хватать, я еле ползу, а меня обгоняют бабушки и дедушки, гораздо дряхлее меня на вид.

Зато сверху открывается шикарный вид на город и на монастырь. А это и есть стена, которую я обходила. Длиннющая!


Так выглядит город сверху: на плоских крышах с бортиками традиционно сушат сено, ветки и коровьи лепешки. Сено на корм якам, ветки для строительства, на горящих лепешках готовят еду.


По пути встречаю бабкульку, которая не отпускает меня, и о чем-то очень-очень просит. Я приняла ее сначала за попрошайку, чему потом устыдилась: она утащила меня за рукав к своему дому и показала, что у нее захлопнулась дверь. Мне нужно было перелезть через забор и открыть ворота изнутри. Открыла, чем осчастливила бабку и внука, которому сейчас на радостях нальют чаю с ячьим маслом.


Наконец, обошла стену и пришла к воротам. Внутри кипит жизнь: монастырь реставрируют, прощадку перед ним подметают, монахи живут своей жизнью:


Внутри темно и горят лампады. В некоторых комнатах гремят барабаны и монахи поют мантры. Захватывает дух и начинает бешенно колотиться сердце.


Вот двор изнутри. Постройки здесь выглядят наряднее, чем в городе.


В таких печах ничего не готовят: они нужны, чтобы производить дым. В них жгут ароматную траву с очень специфическим тибетским запахом. Этой же травой пахнут тибетские ароматические палочки, совсем не такие, как индийские.


12:00 и я иду на рынок, прикупить еды к ужину. Очень соскучилась по свежим овощам, а здесь совсем не дают салатов. 20 дней без салатов я пережила, но сегодня в моем распоряжении будет кухня, и нужно этим пользоваться.

Вот такие красавцы гуляют по рынку:


А пока иду обедать. Заведение приличное, народу в нем нет, т.к. завтрак уже прошел, а ужин еще не наступил.


Изучаю меню, выбираю момо с картошкой.


Жду вареников на пару, но получаю жареные пирожки! Причем, 10 штук. В традиционной для Китая бесплатной горячей воде завариваю зеленый чай, который всегда таскаю с собой. Чай в кафе не подают, только в отдельных чайных. А тибетский чай с маслом больше похож на суп, им не напьешься.


13:06 Поела, остатки пирожков завернула с собой, иду в отель валяться.


Вот и отель :)


2:15 Немного отдыхаю, меняю теплые угги на удобные кеды: днем припекает солнце и уже совсем не холодно, а от активной ходьбы даже жарко. Всего у меня в сумке три пары обуви: кеды, угги и вьетнамки. Пилю лучишко в зеркале отеля.


Теперь иду на гору, где совершаются тибетские похороны. Сегодня похорон нет, иду просто погулять. Дорога идет через страшную помойку, на горе встречаю коровий череп и вдруг становится страшно.


В небе кружатся грифы-могильщики. Сегодня у них голодный день, а так вообще они питаются трупами умерших тибетцев. В этом, собственно, и заключаются похороны.


Поднимается ветер, собираются тучи, флаги раздуваются как паруса:




Боюсь, что дорогу размоет дождем, ну и вообще боюсь, и убегаю в город.

Пока спускаюсь, уже 15:30


Захожу по пути в еще один храм.


Неожиданно встречаю портрет Далай-Ламы. Говорят, он в Тибете запрещен.


Тибетская женщина просится со мной сфотографироваться. За это я тоже прошу сфотографироваться с ней, чему она еще больше счастлива.


Возвращаюсь домой в час-пик.


В 16:47 прихожу в номер, по пути зацепив на рынке половину утки-гриль к своему салату и оставшимся пирожкам.
Поужинав, выхожу смотреть закат.


Встречаю странную инсталляцию из ячьих черепов.


Солнце садится, и мне тоже пора спать. Встала я сегодня раньше, чем оно.


20:21 Усаживаюсь в интернет-кафе в отеле, проверяю почту.


Совершаю вечерний туалет. Все средства гигиены у меня разлиты по маленьким тюбикам, чтобы не занимало много места. Подсчитываю, сколько потратила денег. В обычной жизни я транжира и не умею их считать. В путешествии с ограниченным бюджетом приходится записывать каждую копейку, иначе могу нерассчитать.


С делами покончено, можно пить чай и читать книжку, пока не усну. Простыни с подогревом здесь не оказалось, поэтому пришлось лечь спать в теплом белье и все с той же обогревательной бутылкой с кипятком.

2012, женщина, 25-35, путешествие, Китай

Previous post Next post
Up