Mammoth Cave National Park. Америка.
Здравствуйте. Нас зовут Полля (38 лет) и Колля (16 лет).
Двенадцать лет назад мы перебрались из одного Зажопинска в другой (-читай из города Йошкар-Олы, Россия в город Индианаполис, Америка). Проживите с нами один интересный день. Второго апреля 2013 года мы поехали в Зажо... извините сорвалось, в город Louisville, штат Kentucky.
С 1-го по 3-тье апреля мы с Коллей ездили на хайкинг в Кентуки, где чудесно провели время. Во вторник, второго апреля, мы проснулись в 8:43 утра.
1.
- Мальчик, вставай! Вставай да. Ну? Ну плиз. У нас - экскурсия в 10:15.
- Ы... - мычание было мне ответом.
- Мальчик, ты хочешь завтракать? В ресторанчике есть еда. Ты хочешь бекон?
Из-под оделяла показалась подростковая голова с большими ушами:
- Бекон? Сейчас встану, раз такое дело.
Пока трудящийся подросток принимал душ и собирался, я вышла на улицу. Там было красиво: птички, белочки, деревья, ослепительно-голубое небо.
2.
Сочетание природы и двухэтажного кирпичного здания гостиницы вдруг разбудило давно-уснувшие воспоминания о пионерских лагерях. Не хватало только звуков горна, разносящихся над свежим утренним лесом.
3.
Мы пошли в гостиничный ресторанчик. В ресторанном меню значились самые обыкновенные завтраки: яичница и котлетки, яичница и бекон, вафли и апельсиновый сок. К нам подошла официантка:
- Чем я могу вас порадовать?
Мальчик спросил официантку: готовят ли здесь яйца по-бенедектински?
- А что это такое? - спросила любопытная официантка, - Расскажите нам, как это готовят, и мы попробуем вам угодить.
Подросток смутился:
- Честно сказать, я не знаю, как это готовят. Видел данные яйца по телевизору и с тех пор охвачен бурным любопытством.
4.
Примерно через десять минут нам принесли завтрак. Кофиёк. Котлетки. Жареный хлеб с вареньем. Ух.
5.
Позавтракав, мы отправились в Visitor Center, где нам выдали заранее зарезервированные билеты на пятичасовую экскурсию по пещерам. Следует отметить, что в Кентукийском Национальном парке работают фанаты природы и этого самого Национального Парка. Сотрудники взахлёб рассказывают о пещерах и истории их исследования. Поймают доверчивого человека и рассказывают, пока тот не убежит. Просто так не отобъёшься.
6.
Нам сказали: подойти к шелтеру Б. И мы подошли. Стояли и ждали. Солнце. Птички. В кадр попала тётя Полля (мну) тридцати восьми лет от роду.
7.
10:20 утра. Солнце окончательно выползло из-за горизонта, но в воздухе ещё царила утренняя зябкость. Нас посадили в зелёные автобусы и повезли ко входу в пещеры. Устатый park ranger Чарли достал связку ключей. Погремел ими для порядка. И, наконец-то, открыл тяжёлые кованные двери, за которыми скрывался один из входов в пещеры.
8.
- Спускаемся аккуратно. Бережём себя и меня! - громко предупредил Чарли, - Вас ожидают 256 мокрых ступеней, ведущих вниз. Держитесь за перила и идите медленно. Вашим глазам понадобится некоторое время для того, чтобы привыкнуть к темноте. В пещерах - очень темно и прохладно. Температура воздуха никогда не меняется, оставаясь в пределах 54 градусов по Фаренгейту.
9.
В пещерах действительно было очень темно. Хоть глаз выколи. Хоть оба. Хоть себе. Хоть тому парню. Ни фонарники, ни светильники, установленные вокруг туристической тропы каждые двадцать метров, ни вспышки камер, ничего не производило достаточного количества света, чтобы в полной мере осветить мрачное подземное царство.
10.
- Пожалуйста, не воруйте наши камни, - просил Чарли, - Если каждый турист унесёт по булыжнику, то в пещерах ничего не останется.
Внимательный осмотр многотонных глыб привёл к выводу, что они не годятся на сувениры. Было бы очень странно, если бы какой-нибудь турист схватил гигантский камень и бросился бы к выходу зизгазом. Заметая следы.
11.
- И не падайте. Пожалуйста не падайте, - продолжал Чарли, - Один раз, один турист подскользнулся на скользкой извилистой тропе и сломал ногу. Парамедикам понадобилось порядка 11 часов, для того, чтобы вытащить бедоську на поверхность. Парамедики тоже люди. Они попадают в пещеры тем же самым путём, по которому сейчас идёте вы сами. А ещё, во время одной экскурсии, один пожилой джентльмен скончался от инфаркта. У меня - много таких историй. Я проработал в парке добрых 30 лет.
12.
Люди с фонариками шли следом за Чарли, который рассказывал байки из жизни Кентукийских пещер:
- Один исследователь - биолог занимался изучением жизни летучих мышей. Один раз этот учёный крабкался вверх по стене и вдруг его рука упёрлась в нечто непохожее на камень. Учёный посмотрел вниз и увидел голову. Мёртвую голову и мёртвую руку, выпроставшуюся из-под многотонной каменной глыбы. Обследование мертвеца показало, что перед нами коренной индеец, который пролежал в пещере 2300 лет. Любопытный Джо пробирался через каменные теснины и его накрыло каменным одеялом. Никогда не меняющийся микро-климат пещеры способствует мумификации природных объектов. Джо пролежал здесь более двух тысяч лет. Сохранность тела была столь превосходной, что учёным удалось проанализировать содержимое желудка любопытного Джо, последним завтраком которого оказались семечки подсолнуха. Мумия индейца Джо была помещена в стеклянный саркофаг и выставлена на всеобщее обозрение. Об этом прослышли индейцы-активисты. Индейцы выразили свой протест Национальному парку и добились захоронения своего давнего предка. Пройдёт ещё две тысячи лет и мумию Джо снова найдёт какой-нибудь учёный, изучающий половую жизнь и творческую жизнь летучих мышей. Мумию рассмотрят через увеличительное стекло и история повторится снова и снова. Ленин жил. Ленин жив. Ленин будет жить.
13.
Некстати, о еде. В пещерах обнаружился подземный кафетерий, где продавали нехитрые закуски.
14.
Кофе. Конфеты. Вегетарианский супик и какие-то сендвичи. Мы взяли по супчику и уели его.
15.
На стенах подземного кафетерия обнаружились множественные надписи, вроде «здесь был Вася». Некоторые надписи датированы позапрошлым веком, то есть в порядке вещей увидеть росписи множественных Вась, побывавших в подземных лабиринтах в районе 1838 года и ранее. Древнее граффити было исполненно в старинной технике «привяжи свечу к длинной палке».
16.
После перекуса путешествующие орки снова исчезли в узких подземных переходах. В некоторых местах своды пещеры были настолько узки и тесны, что бедным оркам приходилось протискиваться сквозь каменные тиски по одному, пригнувшись и ссутулившись.
17.
Пещеры - коварны, как люди. Узкая тропинка в любой момент может оборваться и превратиться в край бездонной пропасти. Подземные Сцилла и Хорибда разожмут свои каменные объятия и выпустят посетителей в огромный подземный зал, где с потолка струится тёмный водопад. Справа от туристической тропинки открылся вид на мрачное озеро. Материализовавшиеся дурные сны рыцаря Като состояли из тёмной воды, которая медленно-медленно точит тёмный камень.
18.
Я начала фотографировать подземный водопад, вытянув руки и держа планшетку над пропастью.
- Дорогое мамо, мне кажется, что у меня будет инфаркт от наблюдений за вашими судорожными попытками сбора фото-материала, - сообщил подшефный подросток.
- Не волнуйся, дитя моё. Планшетка моя. Захочу - утоплю.
Планшетка, упавшая в пропасть, рискует пролежать без движения следующие несколько тысяч лет. Последующие поколения нашли бы мумифицировавшуюся планшетку много столетий спустя и изучали бы её, как интересный артифакт, принадлежавший пещерным людям 21 века. К тому времени смысл иероглифов «Samsung Galaxy» утратит всякий смысл. «Samsung Galaxy» - таинственное заклинание. «Samsung Galaxy» - оберег от дурного глаза.
19.
- Однажды мы нашли старинные туфли, потерянные древними индейцами. Туфли завалились между камней и отлично сохранились до наших дней, - сообщил экскурсовод Чарли.
Наша группа перемещалась из одного подземного зала в другой.
20.
Чарли продолжил свой многочасовой рассказ:
- В начале 30-х годов 20 века подростки - дети фермеров нанимались на работу в эти пещеры. Подросткам платили 1 доллар в день. Государство обеспечивало подростков едой и давало им крышу над головой. Большинство подростков отправляло все заработанные ими деньги своим семьям, которые страшно нуждались в период Великой Депрессии. Однажды к нам на экскурсию попал один очень старенький дедушка. Я поинтересовался его возрастом. Дедушка сказал, что ему 96 лет и он не боится за своё сердце во время экскурсии, потому что он был одним из тех подростков, которые расчищали туристические тропы и строили лесницы. «Эти пещеры - мой дом. Здесь прошла моя юность».
21.
Ближе к концу подземного забега мы попали в огромный зал, где повсюду громоздились сталактиты и сталагмиты. Я всё время забываю «ху из ху». Кто у них - сверху, а кто - снизу.
22.
Направляясь к выходу из подземного мира, мы прошли мимо ещё одной бездонной пропасти. Если бросить вниз что-нибудь обладающее весом, например, планшетку, которой снимались все эти фотки, то можно было бы посчитать количество секунд, которые заняло бы падение и сказать «ой!».
23.
Свет в конце тоннеля:
24.
Контраст между вечной темнотой и невечным светом - поразителен. На улице, возле самого входа в пещеру, растут трогательные весенние цветы. Два мира: подземный и наш так не похожи друг на друга.
25.
Мы вернулись в хотел, чтобы передохнуть и сфотографировать гостиничные часы, которые показывали сколько-сколько времени? 2:44 по полудни.
26.
Пришло запоздалое время обеда. Мы озадачились поисками еды на незнакомой местности. Где бы нам перекусить? Навигационная система в помощь. В числе прочих местечковых едален значилось мексиканское заведение с уже забытым мной названием, что-то вроде «La Мазлтов». Сели в машину и поехали.
По дороге остановились в магазинчике, возле которого продавались разноцветные сувенирные камни. Когда камни лежат кучами - они очень красивы. Каждый отдельный камень вызывает внутренний вопрос «ну и что с ним делать?». Ничего не купили.
27.
Вход в магазинчик чудесным образом символизирует Wild Wild West.
28.
Внутри магазинчика были обнаружены мега-трусы, воплощающие американскую мечту «разожрись до центнера весом». Может быть это были вовсе не трусы, а паруса для занятия парусным спортом в Кентукийском стиле.
29.
Проезжая через безымянный перекрёсток мы попали в пробку, связанную с ремонтом безымянной дороги. В зеркальце заднего вида отразился оранжевый динозавр - ловушка для туристов.
30.
Добрались до мексиканского ресторанчика. Парковка была девственно пуста. Открыт ли данный ресторан или закрыт? Науке это неизвестно.
31.
Внутри было почти совсем пусто, но очень и очень мило. Играла весёленькая музычка. Когда-то давно мы с сослуживцами ходили ужинать к другой мексиканский ресторан. Одна дамочка говорила по-испански.
- О чём поётся в этой песне? - за кадром звучало бесконечное весёленькое «о бэссамэ. Бессамэ мучо», - И бывают ли у латино-американского народа грустные песни?
- Вот эта песня - очень грустная, - пояснила дамочка, говорившая по-испански, - Хосе умер. Хосе похоронили. Вся деревня вышла на похороны, которые быстро перешли в обычные танцы.
32.
Мы заказали еду. Мне принесли фаршированный ананас. Как говорил легендарный Вовочка «папа деньги пропил, а на нас?».
33.
Когда моя вилка прикоснулась к нежной поверхности диковинной еды, к моему нежному жепо отчётливо прикоснулась чья-то постороняя рука. Вилка вздрогнула в такт внезапной конвульсии тела испуганной нимфы. При внимательном осмотре диванчика была обнаружен некий зазор между сидением и спинкой. Из темноты и пустоты высовывалась крошечная детская ручка, сунувшаяся в неизвестное в поисках лучшего и впервые в жизни обнаружившая, что нередко в жизни случается Жопа. Факт протянутой руки и вздрогнувшей жопы остался незадокументрован.
34.
После обеда мы поехали покататься на лошадках. Возле конной фермы обнаружился подъёмник, ведущий к деревенскому аналогу бобслея. Взору открывались бесконечные холмы альпийского вида и идиллические панорамы.
35.
Мальчик ушёл кататься на зип-лайн. Я плохо говорить по-русски и не помнить, как это сказать вслух. Я села в сиденье подъёмника и поехала. И поехала. Первые пять секунд, проведённые наедине с высотой, показались вечностью. А потом я заскучала. Заросшие зелёным мохом камни перемежались сухими корягами. Зёлёные луга - перелесками. Скромные красоты средней полосы Америки близки моему поволжскому сердцу.
36.
На парковке стояла машина идейных фашистов. Внимательно смотрим на номерной знак, на котором значится слово AARYAN. Мы походили вокруг в поисках свастики и мощей Гитлера, но не нашли ни того, ни другого. И «хайль Гитер» с ним.
37.
После катаний с горки, мы пошли посмотреть на лошадок в надежде прокатиться на них. Лошадки сказали, что рабочий день уже кончился и теперь они хотят сена и на ручки. И, чтобы мы пришли завтра.
38.
Вечерело. Мы поехали обратно в гостиницу. На пустынной дороге к нам на встречу вышло животное. Красивое и гордое дорогу перешло, а где-то там на холоде черёмухо цвело.
39.
Солнце садилось. Над лесным массивом кружились орлы. Пока я ходила за плантшеткой гордые птицы улетели.
40.
В гостинице не было никакого намёка на вай-фай и мы с сыном сели играть в шахматы. Шахматная доска приехала с нами. Вспомнилось суровое детство без интернета. Вы помните старые добрые времена? Чёрно-белый телевизор. Два канала. Книжки. Скакалки. Пластилин. Настольные игры. Всё то, от чего в своё время вымерли динозавры. Динозавры вымерли потому что у них не было доступа в интернет.
41.
Мы играли. Играли. Играли. В одной из партий доигрались до интересного финала. Жил-был один Король и с ним его Королева. К ним в гости пришёл другой Король и другая Королева. Между ними случился мат-перемат.
42.
А потом мы стали смотреть гостиничный телевизор. Помехи. Семь каналов. Закон и порядок - наше всё.
43.
Я незаметно уснула, не озадачившись темой фотографирования вечерних часов. Ночью мне снились мрачные подземные лабиринты, где каждый изгиб камня, изъеденного сыростью, имеет некий скрытый смысл.
44.
Всё. На этом наша педервча прощается с вами.