По мнению ученных, елка - это майское дерево и вокруг него водили хороводы, встречая весну. Празднование Нового Года в те времена совершалось весной. Однако при переводе праздника в зимнее время люди задумались о том, чем же можно его заменить. Благо хвои было предостаточно, а чтобы дерево еще больше походило на майское его стали украшать орехами и фруктами. А в последствии украшения были заменены на более бутафорские в виде шаров и гирлянд.
Опять же по мнению ученых, в старину верили, что дважды в год, на Рождество и на Пасху, небо спускается на землю. В это время могут сбываться различные желания, ведь тот кто сможет их выполнить становится очень близко, принимая образ елки. Именно поэтому старались нарядить елку как можно краше, а так же украсить дом и накрыть богатый стол.
Существует версия, что наряжать елку на Новый Год придумали эльзасцы, как символ величия возрождения и силы. По той же версии впервые это было произведено в 1604 году, а по восточному календарю это был год дракона. Так что по этой версии елка - это радостный, сияющий разноцветный китайский дух, защищающий от злых сил.
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда.