Евреи начали селиться в Испании, которую называли Сефарад, с незапамятных времен: если судить по преданиям Ветхого завета - задолго до Рождества Христова.
Рассказывает историк Шай Шемер, президент центра культуры сефардов в Мадриде:
Шай Шемер: Есть много письменных свидетельств в отношении первых еврейских поселенцев в Испании. Известно, что евреи здесь жили уже во времена царя Соломона.
К примеру, считается, что пророк Иона посетил тартесов, древний народ Испании.
Об Испании-Сефараде говорит и пророк Авдий.
Существует легенда, что ворота в храм Соломона были покрыты золотом, привезенным с Иберийского полуострова. Так что, евреи селились здесь за тысячу лет до нашей эры. Хотя массовое переселение состоялось лишь в период римского владычества.
Виктор Черецкий: Считается, что это произошло во втором веке нашей эры во времена римского императора Адриана. На протяжении нескольких столетий положение сефардов на полуострове можно было считать вполне удовлетворительным. Но, начиная с конца шестого века, во времена правления вестготских королей, это положение изменилось к худшему.
Так, в 616 году король Сисебут издал указ, по которому сефарды должны были креститься.
«Проблемы у евреев с арабами были всегда» В 711 году начался захват Испании арабами. Их эмиры не требовали поначалу от сефардов отказа от своей веры: они должны были лишь платить, как и христиане, двойные налоги. Вместе с тем, относительная терпимость со стороны мусульман довольно быстро сменилась репрессиями.
Рассказывает Шай Шемер: Шай Шемер: Проблемы у евреев с арабами были всегда. Но поначалу завоевателей привлекали знания в разных областях, которыми владели сефарды. И они их использовали в своем государстве. Правда, очень скоро начались преследования: евреи были вынуждены переселяться на север, в районы, отвоеванные у арабов испанцами в процессе реконкисты. Христианские короли были в то время более толерантными к сефардам.
Виктор Черецкий: Некоторые нынешние испанские политики и историки, явно в целях наведения «мостов дружбы» с арабскими соседями, постоянно восхваляют атмосферу, которая якобы существовала в Средние века на захваченной арабами испанской территории.
Говорится даже о гармонии трех культур - арабской, христианской и иудейской, которые будто бы процветали в стране при арабах.
Историк Сесар Видаль считает, что гармония культур - это лишь миф. Его книга повествует о незавидной жизни евреев под гнетом так называемого Кордовского халифата.
Сесар Видаль: Общество, созданное халифами в Испании, было крайне несправедливым. Иудеи, платившие непомерные налоги лишь для того, чтобы сохранить себе жизнь, не всегда могли достичь этой цели. Так, девятый век характеризовался постоянной резней в Кордове. На убийствах иудеев отводили душу соперничавшие между собой придворные арабские кланы. Так что, жизнь иноверцев всегда весела на волоске и зависела лишь от настроения того или иного халифа или иных правителей.
Виктор Черецкий: Между тем, ещё в ХI веке испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие права. Именно поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселилась в христианскую, то есть в уже отвоеванную у арабов, часть страны. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона еврейское население составляло в то время большинство.
Шай Шемер: Евреи переселялись туда, где к ним проявляли большую терпимость. Они занимались различными ремеслами, архитектурой, торговлей, финансами, науками - особенно медициной и философией - и искусством.
Среди сефардов были не только прекрасные ремесленники, к примеру, ювелиры, но и выдающиеся ученые. Надо сказать, что по части каких-либо знаний испанцы в те времена были слабоваты. Ведь они на протяжении нескольких столетий жили лишь войнами.
Поэтому знающие, образованные люди ими ценились.
Виктор Черецкий:
В ХIII веке положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании городе Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия - с оригинала, а не с греческого, Талмуд и Каббала.
Король Альфонсо издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.
Из сефардских общин Испании вышло большое число выдающихся личностей, получивших мировую известность.
Шай Шемер: Поэт и философ Соломон ибн Габироль, поэт-мыслитель Иегуда Галеви из Туделы, переводчик, философ, поэт и врач Иегуда ибн Тибон из Гранады и, наконец, Мойсей Маймонид из Кордовы, философские труды которого повлияли на ученых разных стран и народов последующих эпох.
Это самые громкие имена. Среди поэтов особо выделялся Давид Абарбанель - один из лучших в Испании того времени.
Виктор Черецкий: В Средние века практически во всех испанских городах были так называемые «худерии», кварталы, где жили евреи. Многие «худерии» сохранились до сих пор в неизменном виде, хотя евреи здесь давно не живут.
Шай Шемер: Толедо был важнейшим центром культуры сефардов. И разумеется Кордова. Крупные худерии стали появляться со временем и на севере Испании - в провинции Арагон, в Барселоне, в Кастилии, в Астурии. Но главным центром сефардов столетиями продолжал оставаться Толедо. Именно сюда переселялись с юга, из Кордовы, многие видные представители еврейской диаспоры. Ну а уже из Толедо многие двигались дальше на север.
Виктор Черецкий: В конце ХV столетия произошло знаменательное событие в истории Испании.
Реконкиста - отвоевание испанской территории у арабов, длившаяся более семисот лет, завершилась в 1492 году победой испанцев.
Католическая церковь настаивали теперь на том, что в едином королевстве должны жить представители лишь одной веры - католической. Правящий в то время страной король Фернандо и королева Исабель предоставили сефардам и мусульманам право выбора - либо креститься, либо покинуть страну.
В Испании в то время проживало приблизительно семь миллионов человек. Количество сефардов колебалось от шестисот до восьмисот тысяч. Примерно треть из них крестилась, а две трети покинули страну.
Шай Шемер: Считается, что сейчас, благодаря сефардам, принявшим христианство, еврейские корни имеются более чем у 40% населения Испании.
Виктор Черецкий: Во время изгнания из Испании евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. В зависимости от места проживания в Испании сефарды отправлялись в разные регионы мира. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы - в нынешнюю Грецию, страны бывшей Югославию и Болгарию; андалузские евреи - в Северную Африку и Турцию.
В столице Боснии Сараево стоит памятник евреям-сефардам, добровольцам, погибшим в Гражданской войне в Испании.
Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость. И хотя первая книга на испано-еврейском языке -ладино - была издана в Риме в начале XV века, римские власти выпуск подобной литературы контролировали. В Османской империи же, начиная с конца XV века, испано-еврейские книги издавались свободно. Но многие беженцы в другие страны терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем, а детей младше 13 лет оставить и крестить. Судьба сефардов после изгнания Шай Шемер: После изгнания сефардов из Испании было немало стран, где их хорошо приняли. Причина все та же - земли они не просили и одновременно владели многими ремеслами и науками, а также были специалистами в области торговли и финансов. В той же Османской империи для них начался длительный период довольно спокойного существования. Виктор Черецкий: Ну а как сложилась судьба сефардов, высланных из Португалии? Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно услышать легенды из Ветхого завета. Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония. Что касается сегодняшней еврейской диаспоры в Испании, то она вновь сформировалась к 1916 году. Ее основателем был Ицхак Баер. В начале прошлого столетия в Испанию переехали многие евреи из Центральной и Восточной Европы. Они обосновались на севере - в Стране басков. Занимались, в основном, коммерцией, торговлей тканями и бумагой. Гражданская война конца тридцатых годов затормозила процесс возвращения евреев в Испанию. И только в 1964 году жизнь диаспоры несколько оживилась. Еврейский активист Макс Масин встретился с диктатором Франко и тот позволил создать еврейские ассоциации в Мадриде, Барселоне, Сеуте и Мелильи. Затем появились ассоциации в Малаге и Севильи. Ну а в 1982 году была создана федерации еврейских обществ Испании. Шай Шемер: С точки зрения профессиональной представителей еврейской диаспоры трудно делать какие-то обобщения. Круг занятий весьма широк. Считается, что здесь примерно 100 тысяч евреев. Однако далеко не все из них открыто признают свою религию, посещают синагогу или светские еврейские организации. Зарегистрировано в стране всего порядка 15 тысяч евреев. Новейшие пополнения диаспоры Виктор Черецкий: В последнее время диаспора пополняется за счет выходцев из Аргентины и некоторых других стран Латинской Америки. Но это, в основном, не сефарды, а ашкенази, предки которых были выходцами в основном из царской России - бежали сюда от погромов начала 20 столетия. Чисто сефардские общины находятся в испанских городах-анклавах Сеута и Мелилья на северном побережье Африки. Здесь проживает до 3 тысяч евреев. В Мелильи действует 10 синагог. С 82-го года существует закон, позволяющий евреям получать испанское гражданство после двух лет проживания в Испании. По мнению наблюдателей, открыто признать свою религиозную принадлежность многие евреи опасаются из-за антисемитизма, бытующего в испанском обществе. Профессор и литературный критик Луис де-ла-Пенья, автор книги об антисемитизме в Испании: Луис де-ла-Пенья: В Испании антисемитизм - явление распространенное. Это объясняется рядом исторических обстоятельств, в частности, антисемитской пропагандой, которая ведется у нас на протяжении столетий. Антисемитизм базируется на низком культурном уровне народа, на обобщениях типа: все евреи плохие, а также на незнании истинного положения дел на Ближнем Востоке, где на Израиль сваливаются все беды, и на излюбленной в Испании «теории заговора», по которой все зло в мире творят заговорщики евреи. Виктор Черецкий: Антисемитизм в Испании присутствует и на уровне обывателя, и на уровне властей. Так, в ходе последнего ливано-израильского конфликта, спровоцированного проиранской террористической группировкой «Хезболлах», Испания не только целиком и полностью встала на сторону Ливана, но и обвинила Израиль в умышленном убийстве ливанских детей, что вызвало протесты и местной еврейской общественности, и посольства Израиля. Раиса Синицына. Со мной можно связаться:
http://www.espanamyhome.com Tel: +34 690 240097; rasmarket@gmail.com skype rasmarket; facebook Club Salon 3S - 20% discount Sevilla, Andalucia