Крик души. Есть город, который я вижу во сне, о, если б вы знали, как дорог • Таймер

Mar 09, 2018 21:29


Вместо поздравления с Восьмым марта.

Одесса наша - безусловно, женщина. Скорее всего, женщина без возраста. Потому что может быть почти одновременно и юной девчонкой, и зрелой красавицей в открытом летнем сарафане (желательно крепдешиновом, как у мамы в 59-м на фотографии, сделанной в Горсаду), и старушкой старенькой. Это смотря как она повернётся, каким боком и в каком настроении.

Вот сегодня, в отвратительный холодный и грязный мартовский день я проехалась по городу и увидела очень усталую пожилую женщину. Небогатую, плохо одетую, отягощённую кучей болячек. Нерадостную, даже испуганную. Протягивающую руку. Просящую помощи. ( Мы-то знаем, какие у наших бабушек пенсии.)

Хотя иногда сквозь усталость нет-нет, да и проглядывали отдельные детали, яркие воспоминания, солнечные дни. То фасад промелькнёт замечательно ярко-зелёный, подзабытый уже - давно не была я здесь, то небо - кусок ярко-синего просвета на фоне сплошной серости. И тонкие ветви деревьев, ещё голые, но отчего-то вдруг запахло весной, которая никуда, по большому счёту, не денется и всё равно наступит. То вдруг на девушке в чёрной дутой зимней куртке, переходящей улицу, ты увидишь до невозможности яркий розовый шарфик , сигнализирующий - весна идёт!!! И в тебе, придавленной не только зимней, но какой-то всеобщей депрессией, в которую погружено всё вокруг: город, дома, прохожие, подруги, - вдруг неожиданно на ровном месте, из ничего, проснётся такая неистовая надежда… Ну не может такой прекрасный, хоть и измученный наш город, с такими замечательными людьми, влачить такое безрадостное существование! Неправильно это. Негармонично. И должно быть исправлено. Потому что такой город, как наш - несомненно, явление на планете. И затеряться он не может - до сих пор же не затерялся...

Да. Я о любви к городу хочу рассказать в который раз. Ну, нет другого такого. И вы все это знаете. В идеале, чтобы понять это нужно, конечно, родиться в настоящем одесском дворе. Или если твоя бабушка родилась, а ты уже на Черёмушках, в седьмом роддоме. Но бабушка тебя обязательно всё твое детство водила по своим местам. Гулять по дворам, даже не гулять, «гулянье» подразумевает нечто праздное, пассивное, нет, по дворам надо ходить дотошно, расспрашивать, подружиться со старожилами (мало их осталось), задавать им вопросы. То есть должна быть чёткая цель - исследовать, изучать, записывать, фотографировать всё, что осталось. Старинные колодцы считанные, лестницы открытые железные литые, перила с узорами, веранды (наверно, открытых почти не осталось - парочку дворов таких ещё знаю, в одном снималась «Ликвидация»), краны в одесских дворах, сараи в закутках дворов, подъезды с железными или мраморными лестницами и расписными потолками…Одесские мальчишки и девчонки, родившиеся в старых дворах, гуляли по городу, как по лесу, с наслаждением. Как Олег Губарь продолжает гулять, собирая всякую очень важную всячину… Как должны бы гулять преподаватели истории или любого другого предмета, классные руководители - со своими классами. Аууу, есть ещё такие? И упаси Боже не экскурсоводы: «Посмотрите направо, посмотрите налево». С кучей тут же забывающихся дат… Неет. По дворам должны водить родные, близкие по духу люди. Объясняя, что не будь дворов - не родился бы одесский характер. Ну и характер тут же начинать исследовать. И сочинения об этом писать. С восторгом и упоением. Если бы я была сейчас учителем, я бы делала это постоянно. Чтоб любить - надо знать.

Ну не получатся одесситы из селящихся в бетонных элитных многоэтажках! Например, выросших на Балковской, перечеркнувших её и всю Слободку с Молдаванкой. На месте двориков, сбегавших когда-то как ручейки вниз, к Балковской.

Потому что когда я увидела в конце своего родного Ломаного переулка (кто не знает, где он находится, тому должно стать очень стыдно) серую девятиэтажку , я заплакала. И не было уже ни одиннадцатого, ни тринадцатого номера - они исчезли, провалились в тартарары вместе с бабушками, дедушками, вредными тётками, шумящими примусами, запахом жареных бычков, компотами, вареньями: абрикосовым, черешневым, малиновым, вишнёвым… Тёток, которые по вечерам лузгали семечки и внимательно разглядывали каждого, входившего во двор: кто ты, зачем, почему?

И я поняла в ту минуту, когда рыдала над своим переулком, что если бы у меня оказалась в руках волшебная палочка, я первым бы делом наказала всех-всех-всех городских архитекторов, допустивших эту и тысячи других многоэтажек в центре города . Я бы отправила их в 18 век - в момент закладки и строительства Одессы. Чернорабочими на стройки. Чтоб на своей шкуре прочувствовали, как давался каждый дом, каждый этаж, каждый фасад, каждая лестница.

Потому что нужно осознавать, что дворы, как и многое другое, как Оперный, и море, и вид на залив от Дюка, и бронзовый Александр Сергеевич, и Екатерина, и Воронцов и много чего ещё - составляют душу города. Которая пока ещё трепещет, но всё слабее и слабее. Что город наш - уходящая натура. Уходящая в никуда. Оттуда не возвращаются.

Ну а тем, кто не родился, а приехал, надо постараться изо всех сил полюбить Одессу, прикипеть к ней душой и сердцем, защитить её. Но для этого нужно её узнать, изучить, ходить не только по Пушкинской или на море. А по дворам, верандам, лестничкам. Облазить всё, как одесские дети в детстве. И разговаривать, разговаривать с людьми. Напитываться знаниями, любовью и пониманием того, что такое Одесса. И будет тогда всем нам счастье.

Автор: Наталья Симисинова

http://timer-odessa.net/minds/krik_dushi_est_gorod_kotoriy_ya_viju_vo_sne_o_esli_b_vi_znali_kak_dorog_930.html?_utl_t=lj Крик души. Есть город, который я вижу во сне, о, если б вы знали, как дорог • Таймер

Одесса, История Города

Previous post Next post
Up