#энциклопедия_забытых_одесситов Этот человек был одним из сподвижников Суворова, де Рибаса, де Волана, Ришелье, и Ланжерона, хотя имя его не так популярно.
Егор Христианович (Иоганн-Георг) фон Ферстер, дворянин из Брауншвейга, масон, служил капитаном в прусской армии, и в 30-летнем возрасте (1786), перешел в российскую, получив незначительный офицерский чин подпрапорщика, однако в элитарном лейб-гвардии Преображенском полку. В чине капитана морского батальона сражался со шведами. С весны 1791 года Ферстер - в инженерном корпусе.
Как не причислить к основателям Одессы планировщика и строителя крепостей в Хаджибее и Овидиополе? Он был также начальником региональной инженерной команды, комендантом Овидиопольской крепости(1796). 31 августа 1800 года он сменил небезызвестного полковника Харламова в Комиссии отстройки гавани в Одессе, как начальник инженерной команды руководил строительством города и порта. Здесь еще в сентябре 1794 года, будучи капитаном, Ферстер одним из первых получил земельные участки под застройку непосредственно из рук де Рибаса и де Волана. Возглавив инженерную команду, он руководил не только производством казенных работ по устройству порта, карантина, госпиталя, казарм. и проч., но и отводом земли под частные дома, магазины, промышленные и садоводческие заведения - с санкции муниципалитета, затем контролировал качество построек. В 1802 году Ферстер составил перспективный план застройки города, на который вынес реально существовавшие на тот момент здания и сооружения. Этот поразительный документ наглядно рисует Одессу в ее младенчестве: мы видим первозданные причалы формирующегося порта, недостроенный морской госпиталь в районе нынешнего бульвара Жванецкого, первые портовые пакгаузы, казенные и частные хлебные магазины в Карантинной балке, большую и малую крепости, солдатские казармы, офицерские флигеля, заложенные храмы, едва застроенные городские кварталы. В следующем году этот план был высочайше утвержден императором Александром Павловичем.
Тогда же, в 1803-м, герцог Ришелье с высочайшего соизволения сформировал Одесский строительный комитет, фактическим руководителем которого стал полковник Ферстер. Он занимался
градостроительством, то есть всесторонним обустройством Одессы, вплоть до финансирования певческой капеллы, городского часовщика и снабжения арестантов.
Но тут началась очередная турецкая кампания, и штатный инженер, многоопытный фортификатор должен был снова стать боевым офицером. В 1806 году с отрядом казаков Ферстер занял Аккерман, временно исполнял там обязанности коменданта, в декабре захватил Килию, в начале весны 1807-го производил инженерное обеспечение осады Измаила - строил редуты, батареи, наводил мосты. В 1809-м укреплял ряд черноморских крепостей, а 15 июня, командуя четырьмя батальонами, захватил Анапу, за каковой подвиг пожалован генерал-майором.
Огромное значение в эволюции Одессы сыграл план города, составленный Ферстером в 1811 году, в принципе - план военного назначения. Грянул 1812-й год, и Ферстер получил назначение начальником инженеров в армию Багратиона. Был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени, шведским орденом Меча и французским командорским крестом Почетного Легиона. Вернувшись в Россию и занимая высокие военно-инженерные должности, инспектировал и укреплял фортификационные сооружения в Бессарабии, где и скончался в 1826 году в чине генерал-лейтенанта. Его супруга Луиза обитала в Одессе около 30 лет, оставив о себе хорошие отзывы - доброта, любезность, благочиние, непритязательность в быту. За ней числилась и вся одесская недвижимость генерала, в частности, чудом сохранившийся до наших дней дом с колоннами на Торговой улице, близ Садовой, где ныне частично помещается медицинское училище.
В Одессе Ферстера оплакали запоздало - через 16 месяцев после кончины, в газетном некрологе по Луизе. А он, один из основателей порта и посада, создатель первого генерального плана города, храбрец, бессребреник, окончил свои скитальческие дни где-то на задворках...
из книги
Олег Губарь (Oleg Gubar)