Пятница, 18 ноября. Середина дня. Звонит донецкий волонтёр Андрей Лысенко К нему за помощью обратились люди, рассказавшие жуткую историю: в поселке Щегловка, между Донецком и Макеевкой, в полностью разбитом доме живёт одинокая пенсионерка: она голодает и замерзает. Встречаемся и едем туда.
С трудом отыскали нужную улицу. Она находится неподалёку от Щегловского кладбища. Во время интенсивных обстрелов Донецка и Макеевки на кладбище неоднократно «прилетало». Пострадали и окрестные дома. В том числе, дом бабушки Любы, к которой мы приехали.
Заходим в калитку. Сразу бросается в глаза идеально чистый и ухоженный огород, тщательно выметенная дорожка. Вообще, ухоженные и чистые дворы - это визитная карточка жителей Донбасса. Эти люди привыкли трудиться не только на производстве, но и у себя дома.
От дома остались только стены. Внутри всё разрушено и сожжено.
Но где же сама бабушка? Мы открываем двери всех сарайчиков во дворе. Внезапно со скрипом открывается дверь маленького чуланчика, вплотную прилегающего к дому, и выходит бабушка Люба. Худенькая как тростиночка, с подслеповатыми глазами, в красной шапочке, халате и нескольких кофтах под ним. Она еле-еле стоит на ногах - болят кости, ходит, опираясь на костыль. «Детки, вы ко мне?» - спрашивает, прищуриваясь, стараясь получше нас разглядеть. У нас с Андреем ком в горле.
Мы заходим в жилище старушки. От увиденного волосы становятся дыбом. Крохотный чуланчик, чудом уцелевший при попадании снаряда в дом, размером три на три метра. В нём всё имущество, которое бабушка успела спасти, когда горел дом. Немного вещей, старые сапожки, одеяла, кастрюльки, кухонная утварь, вёдра и тазы. Кто-то из соседей принёс бабушке Любе старый обогреватель, который она называет «печечка». Когда становится невыносимо холодно, бабушка его включает. Обогреватель выжигает кислород, тогда дышать становится совершенно нечем, приходится открывать дверь на улицу и снова запускать свежий воздух в чуланчик. А на улице мороз, даже сейчас, днём, при ярком солнце на термометре минус один. Чудом уцелел холодильник и один из шкафов, соседи помогли всё это втащить в чуланчик. В углу за шкафом, прижавшись друг к другу, сидят три кошки. Ещё две бегают во дворе. Эти животные - единственные друзья и «собеседники» старушки.
Любови Александровне 84 года. Родилась и выросла в Донецке. Во время оккупации Донбасса немцами помогала нашим войскам, ходила в разведку. Немцы и подумать не могли, что маленькая девчонка с двумя задорными косичками, может быть разведчицей. С отличием закончила школу, институт. Всю жизнь проработала на одном из донецких заводов. Вышла замуж, вырастила двоих сыновей. Когда рванул Чернобыльский реактор, старший сын бабушки Любы одним из первых поехал ликвидировать последствия аварии. Получил огромную дозу облучения, и вскоре после возвращения из Чернобыля, умер. Младший сын стал инвалидом, работая в шахте. Муж бабушки Любы умер ещё до войны.
С началом войны в Донбассе жизнь старушки превратилась в ад. Она рассказывает и сразу же начинает плакать. Невыносимо смотреть, как по сморщенному лицу текут слёзы ручьём…
Когда Украина перестала платить пенсии, Любовь Александровна голодала. Продуктами помогали соседи - те, кто не уехал. Но тогда её дом был ещё цел. Выручал огород и гуманитарка. Обстрелы пережидала в подвале дома. А в 2015-м не стало и его. В ту страшную ночь в её двор прилетело сразу два снаряда - один разорвался в доме, а второй во дворе. Старушка чудом осталась жива. А вот дома не стало. Полностью выгорела крыша, вывалились все окна, обрушились потолки и, частично, стены. Сгорела мебель, кровати, телевизор. Сгорело всё, что наживалось за всю долгую, и когда-то счастливую, жизнь.
Снаряд, разорвавшийся во дворе, оставил полутораметровую воронку после себя. Бабушка плачет и вспоминает, как руками её закапывала. Лопаты и грабли, стоявшие в коридоре дома, тоже сгорели…
Чудом уцелел чуланчик, который раньше использовался то как летняя кухня, то как сарай. Хотя крыши не было и там. Знакомые помогли накрыть его старым битым шифером, когда идёт дождь - крыша протекает, бабушка подставляет ведра и тазы. Выбитые окна чулана забиты деревянными досками. Дневной свет бабушка Люба видит только выходя на улицу. Прошлую зиму пережила с трудом. Сильно подорвала здоровье. Было очень холодно, постоянно болела. От сырости начали ныть кости, теперь старушка ходит, опираясь на костыль. Но, несмотря ни на что, возится в огороде. Это помогает ей отвлечься от страшных мыслей о своей жизни.
А то вот какая ещё беда приключилась. От взрыва разболталась система водоснабжения, что-то в ней повредилось. Поначалу колонка на улице ещё хоть как-то работала, вода текла, потом перестала. Бабушка вызвала ремонтников. Те всё починили. При этом взяли со старушки две тысячи рублей - всю её пенсию. Бабушка заплатила, но потом весь месяц голодала…
Кажется, бабушка Люба готова говорить до бесконечности. Рассказывать и радоваться тому, что хоть кто-то её слушает, хоть кому-то она нужна. Кому-то из людей, а не котам, которые в последнее время стали её единственными «собеседниками». Бабушка обнимает нас и просит посидеть с ней ещё хоть немного. Плачет. Мы больше не сдерживаемся и плачем вместе с ней вголос.
Что-то надо делать. Мы совершенно отчётливо это понимаем. Ещё одну зиму в своём чуланчике старушка просто не переживёт. Знакомые Андрея предлагают оформить её в дом престарелых, но старушка категорически от этого отказывается. Андрей не настаивает. Тогда появляется мысль хотя бы на время положить бабушку в больницу, потому что кости у неё больные, она еле-еле ходит, и худоба на грани истощения, а за это время придумать, как ей помочь дальше. Как сделать жизнь этой несчастной старушки хоть сколько-нибудь лучше. Она прошла две войны. Она всю жизнь проработала на благо своей страны. Она вырастила сына-героя, который первым ринулся спасать других, узнав об аварии в Чернобыле. Мы не можем позволить, чтобы эта бабушка замёрзла в своём чулане и умерла от истощения в окружении своих котов.
Дорогие наши читатели! Если у вас есть хотя бы минимальная возможность помочь бабушке Любе, обращайтесь к Андрею Лысенко. Его страничка «ВКонтакте», в «Фэйсбук», телефон +38 (050) 474-85-33.
А я хочу обратиться ко всем украинцам. Пожалуйста, прочитайте эту статью. Очень внимательно вглядитесь в фотографии бабушки Любы. И, осознайте, наконец, КОГО обстреливает ваша армия. Приказы на уничтожение КОГО отдаёт ваше правительство. ЧЬИ дома вы разрушаете и ЧЬЮ жизнь делаете невыносимой. Вы и дальше готовы продолжать?