ИЗ ДОСУЖИХ МЫСЛЕЙ БАРОНА ФОН МЮНХХАУЗЕНА

Feb 02, 2018 20:36

Я, барон Мюнххаузен, скажу, что из пяти видов литературы - поэзии, драматургии, эпоса, художественной прозы и прозы интеллектуальной ("философии") - всегда выберу первый. Поэзия - подлинно живое искусство. Стихотворь талантливого певца проглатываешь сразу, целиком, без всякого дробления, яко виноградину с райского древа жизни. А по более достоверным мифам, именно виноградная лоза является древом жизни, не яблоня. И тут же ощущаешь, как резво, как горячо твоя кровь бежит по остывшим жилам, как члены набухают, встают, наполняясь силой. Напротив, художественная проза требует усиленного внимания, как бы легко, на первый взгляд, ни читалось. Картина после чтения остаётся весьма разрозненной, мозаичной. Приходится употреблять ещо некоторые усилия, чтобы составить вполне внятное впечатление, утрясти смыслы в смысл. Таким образом, художественная проза, в отличие от поэзии, не столько придаёт читателю энэргии, сколько её отнимает. А когда и стиль оставляет желать лучшего, то трудности возприятия только утраиваются. "Философия" - это вообще жвачная резина или смола. Это плод "древа познания" в его самом дурном значении, плод железного дерева, которое можно разпилить только болгаркой или зубами бабы-яги. У многих философов каша в головах. Хорошо если с маслом, а то ведь часто даже без масла предлагают. Кирза, как выражаются солдаты россиянской армии. Древние авторы интеллектуальной прозы писали в сто крат лучше нынешних философов. Сравните Гермеса Трисмегиста, Ямвлиха, Плотина и, например, козу Дерриду, которая сеном наукообразности забивает пустоты своей утробы. Даосская философия и дзэн вообще неотличимы от поэзии. Имея в виду этот дальневосточный пример, я чту лишь такую философию, которая тождественна поэзии. Западэнская философия, за некоторыми изключениями, вроде Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Экхарта, Новалиса, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра, Ницше, Штирнера да Шассара, - это не мой конёк. Это, скорее, мой полуконёк, на котором мне, как известно моим почитателям, иногда, сообразуясь с военными обстоятельствами, приходится езживать. В целом западэнцы и их россиянские подражатели просто чокнулись на единобожии: будь то абстрактная материя (Маркс), абсолютная идея (Гегель), абсолютное сознание (Фихте), трансцендентальный дух (Шеллинг), абсолютный бог (теологи), персона (персоналисты), индивидуум (индивидуалисты), жизнь (виталисты), существование (экзистэнциалисты), абсолютный разум (рационалисты), абсолютный феномен, феноменальный мир (феноменология), эмпирическая реальность (позитивисты), вечное становление или движение (Ницше), язык (Витгенштейн), бытие (Хайдеггер), человек (философская антропология), мировой текст (структуралисты, постструктуралисты, постмодэрнисты) и т.д. и т.п. Все эти философские фантасты изпользуют один и тот же грубый и примитивный литературный приём: берут какую-либо сторону или часть действительности и её абсолютизируют, обожествляют, возводят на онтологический и даже метафизический уровень, наделяют её свойствами-атрибутами одного-единого-целого-неделимого. Вот где корень появления всяческих измов, господа. Я беру Андрюху Мальцева - философа и абсолютизирую его. Появляется новый абсолютный бог и его учение - мальцызм. Вокруг Андрюхи сразу образуется церковный круг поклонников - мальцы. Начинается тотальный пропагандон. Выходит соответствующая литература. Учреждается школа. Разпространяется пресса. В учебниках философских факультетов печатается новый раздел. Пишутся диссертации. Мальцы-магистры да доктора скачут галопом по европам на учоные конференции. Наконец, мальцызм становится мировой религией и государственной идеологией европейского союза, заменив либерал-демократию. Появляется карательный институт - мальцовская инквизиция, которая разправляется с неугодными инакомыслящими - немальцами, антимальцами. А я стою в сторонке да посмеиваюсь над дебилами-фанатиками одного-единого-абсолютно-верного учения.

ПРОЗА, МАЛЬЦЫ, АНДРЕЙ МАЛЬЦЕВ, ОДЕКАЛОНЫ, БАРОН ФОН МЮНХХАУЗЕН, ОДЕКАЛ, КНИЖКИ&СБОРНИКИ

Previous post Next post
Up