Jan 11, 2018 14:57
Искусство Модэрна и искусство Постмодэрна - это два мира, которые не пересекаются. Постмодэрн - это, скорее, крайне изкажённое Зазеркалье Модэрна. Постмодэрн не возпринял из Модэрна никаких идей, кроме некоторых техник. Модэрн преодолел художественный примитивизм тёмных мракобесных веков Средневековья и вернулся к изумительному, совершенному искусству доиудео-христианской («языческой») цивилизации, к его школам, его традициям. Так возникло классическое искусство Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения (классицизм, барокко, рококо, маньеризм, сентиментализм, романтизм), которое определило все интэнции, все идеи, всю перспективу позднего Модэрна. Модэрн, его классика были приверженцами строгих принципов искусства - гармонии, золотого сечения, чувства меры, соблюдения пропорций, ритма, законов света и тени, колорита, композиционного мастерства. При всех идеологических различиях и формалистических направлениях эти эстэтические принципы оставались неизменными, незыблемыми. Никто не смел на них покушаться. Даже крайнее модэрнистское направление - абстракционизм следовал законам живописи (колорита) и гармонии цветовых пятен, геометрических линий, образов и форм. Но и нарочитое нарушение пропорций в духе «первобытного» или «наивного» искусства в картинах модэрнистов не могло существенным образом повлиять на общее чувство меры или изпортить тонкий вкус художника и публики. Поэтому арт-Модэрн вносил в душу человека гармонию, развивал в нём утонченное эстэтическое возприятие, был залогом его психологического равновесия и здоровья, заставлял его следовать эталонам красоты и возпитывал в нём любовь к прекрасному. Постмодэрнизм - совершенно иное явление. Он радикально разстался с эстэтикой классического Модэрна и полностью обратил своё внимание на Пограничье Бытия и Культуры, на их патологию. Искусство Постмодэрна - это с одной, светлой, стороны, - игровое, а с другой, тёмной, - патологическое искусство, которое совершенно отрицает все эстэтические эталоны прошлого, оно презирает их абсолютизацию и подвергает тотальному сомнению их господство. Фактически постмодэрнизм уравнивает ПРЕКРАСНОЕ и БЕЗОБРАЗНОЕ, ГАРМОНИЮ и УРОДСТВО, ЗНАНИЕ и НЕВЕЖЕСТВО, ДОБРО и ЗЛО, высокое и низменное. Он их сознательно не различает. Мало того, всё, что в Эпоху Модэрна считалось маргинальным, безстыдным, неприличным, непристойным, безвкусным, безобразным, грубым, макабрическим, вульгарным, шизофреническим, пошлым, болезненным, эклектичным и т.д, постмодэрнизм намеренно возводит на пьедестал почёта и эстэтического любования. Постмодэрн, начиная ещё со своих первых ростков - сюрреализма и дадаизма, принципиально эстэтизирует патологию. Но если для сюрреализма, дадаизма, имажинизма и футуризма обращение к патологии, алогичности, абсурду и нонсенсу являлось революционным актом, актом бунта и мятежа против буржуйской пошлости да скуки, лицемерной, ханжеской иудео-христианской морали Старого Мира, то для постмодэрна интерес ко всякой патологии стал самодовлеющим, когда патология производится ради патологии. Похоже, современный западный мир уже не интересует ничего, кроме Патологии и Девианта. Появление так называемых арт-хаоса, шизо-арта и дегенеративизма с их деструктивными энэргиями - это одни из последних модных писков и криков постмодэрнистского искусства - лишний раз иллюстрирует сказанное выше. Я не утверждаю, что на Западе совершенно угасла тяга к Высокому, Прекрасному, к Вечной Гармонии и т.п. Я только констатирую, что Патология там стала основной тэндэнцией, главным трэндом, мэйнстримом. Да. Бывает полезно заглянуть в тёмные, мрачные пропасти Бытия. Для этого надо иметь мужество, смелость, стойкость, известное хладнокровие да гибкий, острый ум изследователя, ум, способный к Различению и Сравнению, Анализу и Синтэзу. Но, как говорил Ницше, если слишком долго всматриваться в Бездну, то Бездна всмотрится в тебя. А там - поминай, как звали... В любом случае, искусство Постмодэрна абсолютно противоположно Модэрну по эффекту и аффектам воздействия на зрителя. Пристрастие этого арт-метода к Патологии в безконечной степени вносит в душу человека не гармонию, а разлад, не равновесие, а глубокое, болезненное безпокойство, не свет мысли, а умопомрачение. Оно способно погружать людей в стойкую депрессию, увеличивать силу депрессивных состояний. И, что интересно с оккультной точки зрения, оно может наводить порчу, насылать неизлечимые болезни... Тотальное потреблядство Запада, его потребительская пресыщенность приводит к Скуке, Тошноте и Тоске, что превозходно описано в романах европейских экзистэнциалистов Альбера Камю и Поля Сартра. Скука, Тоска и Отвращение порождают цепочку садомазохистских Желаний одномерного, полого, шопингового западного бюргера. В результате, он постоянно ищет сильных ощущений, экстрасенсорных состояний, шоковых событий, чтобы хоть как-то оживить свою полумёртвую, филистерскую душонку, гальванизировать свой ходячий големический труп. И массовая культура Постмодэрна оперативно поставляет ему для этого новый товар - арт-патологию: в кино, театре, живописи, ваянии, архитектуре, фотографии, моде, литературе.., даже в детских игрушках и мультиках, в которых из кадра в кадр, из ролика в ролик, из фильма в фильм кочуют безчисленные уроды, мутанты да монстры, ненормальные существа с их шизофреническими приключениями. Этот патологический товар, в отличие от высокохудожественных произведений искусства, которые создаются в единичных экземплярах и стоят огромного труда, мастерства и денег, сериен и дёшев. Монстров, мутантов да уродов может позволить себе даже нищий бомж. Но суть в том, что сия шоковая терапия Скуки, Тоски и Отвращения уже теряет свою былую соблазнительность и эффективность. Серийная Патология стала потихоньку приедаться и надоедать. Шокинг превратился в обычную чесотку. Ведь современный потребитель масскультуры каждый день на улицах и по телезомберу видит столько ужасного, страшного, напрягающего, из ряда вон выходящего и невыносимого, что он уже к этому мало-помалу привык, как алкаш к спиртному, когда даже самые большие дозы алкоголя его перестают пьянить, и он не чувствует никакого удовлетворения и облегчения. Ужас виртуального и ужас реального слились в один неразличимый занудный вой, в дискотечный однообразный бум-бум-бум. К обывателю снова возвращаются его старухи - Скука, Тоска и Отвращение - повторение буржуазного пройденного. Тупик.
импрессионизм,
ЭСТЕТИЗМ,
АБСУРДИЗМ,
БАРОН ФОН МЮНХХАУЗЕН,
НОНСЕНС,
авангардизм,
ИМАЖИНИЗМ,
ОДЕКАЛ,
ПРОЗА,
ДАДА,
ДАДАИЗМ,
футуризм,
АБСУРД,
АЛОГИЗМ,
АНОМАЛИЯ,
постмодернизм,
СЮРРЕАЛИЗМ,
ИМАГОФУТУРИЗМ,
КНИЖКИ&СБОРНИКИ