http://vk.com/battleofinterpretations?w=wall-76228333_11%2Fall Кассиус НокдаунКураторы
http://vk.com/permm_museum попросили меня прокомментировать выставку «Авокадо, или Конструктор идентичности», что я охотно изполняю из моего огромного уважения к Музэю. Итак, выставка АВОКАДО (непонятно только, причём здесь эта аллигаторова груша - южное растение из семейства лавровых? возможно, авторов названия заинтересовало соединение несоединимого в имени этого растения) очевидно не представляет собой единой концэпции. Все объекты объединяет лишь их подчёркнутая ЗНАКОВОСТЬ. И даже в их разстановке невозможно увидеть какую-то последовательность. Поэтому есть необходимость каждую инсталляцию комментировать отдельно. В общих чертах скажу, что, если креаторы выставки призывают зрителей конструировать свою идентичность, изходя из этого хаотического набора символов-знаков, которые лишь в очень малой толике описывают РЕАЛЬНОСТЬ (у которой даже не указаны смысловые границы), то их призыв остаётся безсодержательным, чисто формальным, на что и посетители ответят только формальностью. Эта формальность и с той, и с другой стороны есть просто ИГРА вроде детского конструктора. Она вовсе не обязывает к серьёзным размышлениям и глубоким теоретическим выводам. При этом авторы АВОКАДО нас глубокомысленно извещают, что, якобы, никакой идентичностью человек изначально не обладает, что он вынужден её произвольно конструировать из того хаоса знаков, который предлагает Мировой Текст. Как известно, Мировой Текст или просто Текст - это основное понятие онтологии, эпистэмологии и герменэвтики структурализма, постструктурализма и постмодэрнизма. Постструктурализм и постмодэрнизм принципиально разрывают связь между ЗНАКОМ и ОЗНАЧАЕМЫМ, сводя всю РЕАЛЬНОСТЬ к ТЕКСТУ, как в своё время Людвиг Витгенштейн сводил её к ЯЗЫКУ. С этой точки зрения, ИСКУССТВО уже имеет дело не с РЕАЛЬНОСТЬЮ как таковой, а с реальностью ТЕКСТа. Художник превращается в ОПЕРАТОРА. Он не создаёт ничего нового, а лишь оперирует элементами ТЕКСТА, создавая с помощью коллажа или конструирования ЗНАКОВЫЕ концэпты.Так возникло постмодернистское направление в искусстве - концэптуализм. Изходя из данного воззрения на вещи, авторы АВОКАДО предлагают нам всем стать немножечко концэптуалистами и строить из представленных знаков концэпт своей идентичности. Однако, креаторы как будто забывают, что зрители - это не пустые сосуды, в которые можно наливать что угодно, а субъекты, изначально, с самого своего рождения обладающие иерархией идентичностей: расовой, этно-национальной, цивилизационной, культурно-исторической, религиозной, политической, сословной, классовой, идеологической, языковой, мультикультурной (групповой), половой, возрастной, фамильной и т.д. Креаторы АВОКАДО полагают, что перед ними все - Иваны-не-помнящие-Родства, МАНКУРТЫ, люди-перекати-поле, без роду-без племени, люди-скитальцы, которые живут вне каких-либо культур и традиций. Если бы это было воистину так, то из такого человеческого пластилина можно было бы лепить любые фигуры, формы, любых чудовищ. Однако, зрители выставки имеют отнюдь не фиктивные идентичности, не формально-знаковые, не паспортные, а реальные, с которыми считается всякий непредубеждённый и здравомыслящий человек. Постмодэрнизм разрушает все и всяческие границы только на словах, только в безчисленных арт-галерах, но он совершенно безсилен разрушить реальную идентичность, реальные границы - китайские, израильско-палестинские, берлинские и прочие стены. С другой стороны, авторы АВОКАДО, предлагая зрителям свободу выбора, на самом-то деле её хитроумно отбирают. Все их знаковые инсталляции есть концэптуалистский редукционизм - сведение сложного к самому простому, даже примитивному. Это им позволяет отвлечь зрителя от своей подлинной идентичности, подвергнуть его подлинную идентичность сомнению, запутать зрителя в хаосе суггестивных знаковых посылов, опустошить его, чтобы затем внедрить в его душу вирусы своих постмодэрнистских идентификаторских концептов под видом их индивидуальных интэрпретаций.