ПОДВОДИМ ИТОГИ УШЕДШЕГО 2021 ГОДА И ТЕМ САМЫМ ПРОШЕДШЕГО ТРИДЦАТИЛЕТИЯ ОДЕКАЛА

Dec 27, 2021 22:24

Слава славянским богам, пока все участники арт-банды ОДЕКАЛ живы-здоровы. Безвременно погиб только неформальный одекалон, талантливый прозаик А. Мелентьев (мир его праху!). В мире Яви наша группа или арт-коммуна, как любит её именовать один из отцов-основателей ОДЕКАЛа Сергей Дадаграфович Сигерсон, фактически развалилась и почти полностью ушла в виртуальное пространство. ОДЕКАЛ-СС в физическом и сетевом плане - это семейный проект да рекламная панэль книжного магазина "Пиотровский". ОДЕКАЛ-БМ барона МюнхХаосена - сугубо тырнет-движуха энтузиаста-одиночки да орфея-анахорета. Поэт Евгений Гвинеев создал уже сепаратный внеодекаловский творческий ансамбляж ОБА ПУЗЫРИ + одноимённое книжное издательство, навыпускав (за свой счёт!) интересную книжную серию поэтов и прозаиков пермского авангарда, которую он однажды представил в Центре Городской Культуры (ПЦГК). Его отход от одекальской тусовки вслед за поэтами бароном Вильгельмом де Омангельды, Дмитрием Ходорченко и Ваней Чемодановым наметился уже с момента возникновения столь же сепаратного филиала под названием СУЧЬИ ЛАПКИ. За последние 20 лет сделано было не мало. Поэт и художник Семён Соснин нарисовал целый ряд великолепных леттристских да прочих имажинистских книжек. Он-же является почётным архивариусом ОДЕКАЛа - создателем большого, разноообразного художественного, музыкального, фото-, видео- и документального Архива арт-группы, вообще пермского рока, авангарда и андэграунда. Сергей Тетерин, отставив в сторону лирику, обратился к видео-арту как синтэзу синема и айти-технологий - новейшему виду современного искусства. На сём поприще он сотворил немало художественных раритетов. Наиболее успешным писательским проектом ОДЕКАЛа последних десятилетий, на мой взгляд, стала уникальная НАРОДНАЯ МЮНХХАУЗИАДА, которая составила бы многотомное книжное издание с удивительной фольклорной иконографией знаменитого барона да мирового мифологического героя. Организованы несколько художественных выставок в основном на пермских галерейных площадках. Самые значительные из них - "Ура, Урал" (Е-бург), "Пермь Третья" и "Живая Пустота" (Музей Современного Искусства), "Авангард, которого не было" (ХудГалерея и библиотека им. Пушкина), "Кисельные берега или Кибер" (http://odekal.tilda.ws/ ) и в Доме Грузчика. Частично осуществилась широкая публикация произведений авторов ОДЕКАЛа в пермском краевом литературном журнале "ВЕЩЬ" под кураторством нашего почитателя, журналиста и редактора журнала Юрия Куроптева. К сожалению, серия далеко не закончена (причины мне не известны). Некоторые заметные фигуранты арт-группы не попали в печать. Устных публичных выступлений (чтения стихов) на поэтических фестах и клубных вечерах было крайне мало. На этом фронте засветились лишь Кассиус Нокдаун, Семён Соснин, Эд Кощеев (ХудГалерея 25/17 Марины Фельдблюм, краевая библиотека им. Горького, клубный фест "ЧТИВЫЕ ВТОРНИКИ у Евгения Гусева" в баре 13/69, где Кассиус устроил также выставку одекальского самиздата). Следует отметить, что на гусевских поэтических вечерах очень ярко выступал весьма близкий ОДЕКАЛу замечательный лирик-авангардист Агриппа Пертурбация - пермский Артюр Рембо. В Музее Современного Искусства ПЕРММ превозходно читали лекции по литературоведению Сергей Сигерсон, а по видео-арту Сергей Тетерин. Мало того, Сигерсон регулярно проводит дадаистские перформансы в духе акционизма, тщательно их документируя в ироническом ключе. В музыкальной сфере довольно удачным и популярным был арт-проект "Кемь Майя", в котором главную вокальную партию вела певица, флейтистка да гусляр Аравита Нарнианка. Её песни - сплошная заумь. Группа занималась в основном музыкальными импровизациями в стиле этно-фолк-фьюжн-чилаут-нью-эйдж, а также с успехом практиковала горловое пение. Что интересно и знаменательно, барабанщиком-перкуссионистом в "Кемь Майя" несколько лет работал бывший ударник одекаловской рок-группы "The Вершина Всего" Антон Ендерев (теперь он - перкуссионист группы "Танцы на траве"). Через него арт-проект "Кемь Майя" оказался связанным с "Вершиной" (Золотой Эпохи пермского рока и Общества Детей Капитана Лебядкина в частности), окончательно разпавшейся в самом начале 2000-х гг. Таким образом, можно с удовлетворением подтвердить, что творческий потэнциал ветеранов арт-группы и молодых одекалонов далеко не изсяк. Вселенская манифестация ОДЕКАЛа продолжается уже помимо его организованной воли, в том числе его нынешними последователями и подражателями. Все участники по мере сил вносили свою лепту в творческую копилку нашего артистического Ордена. Ими написано множество текстов, нарисовано множество самиздатовских рукописных книг, лубков и картинок, создано множество фотоиллюстраций и видео-роликов. В ушедшем 2021 году нашей банде изполнилось ровно 30 лет, хотя та культовая и культурная традиция, к которой она принадлежит, тянется по меньшей мере к вагантам (Франсуа Вийон), Франсуа Рабле, барону Сирано де Бержераку, к средневековой плутовской литературе и уходит глубоко в бездну народно-мифологической, карнавальной, трикстерской толщи да неуничтожимого Нонсенса.               

ФЛЮКСУС, франсуа рабле, ТРИКСТЕРСТВО, франсуа вийон, ЭСТЕТИЗМ, БАРОН ФОН МЮНХХАУЗЕН, ЕВГЕНИЙ ГВИНЕЕВ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГРАФОМАНИЯ, НОНСЕНС, арт-группа кемь майя, АНДЭГРАУНД, выставка красные и разные, библиотека им. пушкина, музей современного искусства пермм, БАРОН фон МюнхХАОСЕН, книжный магазин пиотровского, СЕРГЕЙ ТЕТЕРИН, ебург, красные дьяволята, актуальное искусство, РОК-ГРУППА the ВЕРШИНА ВСЕГО, БАРОН ВИЛЬГЕЛЬМ ДЕ ОМАНГЕЛЬДЫ, авангард которого не было, СЕРГЕЙ СИГЕРСОН, мифология, авангардизм, журнал вещь, НИЧЕВСЁЧЕСТВО, юрий куроптев, ДАДА, ваганты, АГРИППА ПЕРТУРБАЦИЯ, ДАДАИЗМ, эксцентризм, ЛЕТТРИЗМ, ПУБЛИКАЦИИ, АРАВИТА НАРНИАНКА, САМИЗДАТ, галерея 25/17, ПЕРМЬ, КАССИУС НОКДАУН, ОБА ПУЗЫРИ, АБСУРДИЗМ, АКЦИИ, сирано де бержерак, ИМАЖИНИЗМ, НИЧЕВОЧЕСТВО, ПРОЗА, СУЧЬИ ЛАПКИ, ДМИТРИЙ ХОДОРЧЕНКО, живая пермь, СЕМЁН СОСНИН, выставка пермь третья, пермское объединение музыкантов, ВАНЯ ЧЕМОДАНОВ, ЭД КОЩЕЕВ, пермская краевая библиотека им.горького, центр городской культуры, КАПИТАН ЛЕБЯДКИН, ОДЕКАЛ, ЗАУМЬ, УНИКАЛИЗМ, ХУДОЖЕСТВА, БАРОНИАДА, АРХИВ ОДЕКАЛА, евгений гусев, ОДЕКАЛОНЫ, МУЗЫКА, артюр рембо

Previous post Next post
Up