28 июля 2016 года в двух новых субъектах РФ - Севастополе и Крыму произошли серьезные организационные перемены. В этот день Президент России Владимир Путин подписал ряд указов, которые, без сомнения, являются знаковыми не только для Крымского полуострова, но и для всей страны. «В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти» Крымский федеральный округ (КФО) был включен в состав Южного федерального округа (ЮФО).
Полномочным представителем Президента РФ в Южном федеральном округе назначен Владимир Устинов. Бывший полпред Президента в КФО, Олег Белавенцев, переведен на должность в Северо-Кавказский федеральный округ, а губернатор Севастополя, Сергей Меняйло, отправился полпредом в Сибирский федеральный округ.
Эта новость мгновенно растиражировали средства массовой информации не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. С особенным интересом ее восприняли жители Севастополя. Если упразднение КФО и отправка полпреда Белавенцева на новое место работы были восприняты довольно спокойно, то сообщение об отставке губернатора без сомнения произвело среди горожан настоящий фурор.
Наверное, ни одно смещение градоначальника с занимаемой должности не вызывало у севастопольцев такой бури позитивных эмоций. В какой-то мере происходившее в этот жаркий июльский день можно сравнить с событиями марта 2014 года, когда состоялся исторический референдум и следом затем был подписан договор о принятии Севастополя и Крыма в РФ. Люди искренне радовались, поздравляли друг друга; в магазинах ящиками скупали шампанское. Вечером тишину городских улиц время от времени нарушали взрывы петард. Местные новостные порталы, форумы, социальные сети заполнились сотнями восторженных комментариев.
Видя такое ликование, сторонний наблюдатель, не знакомый с ситуацией в городе, наверняка б удивился. Смещение губернаторов, градоначальников и глав администраций - явление не такое уж редкое. Но редко когда известие об отставке высокопоставленного чиновника встречает такое воодушевление. После включения двух новых субъектов в РФ их жители искренне верили, что теперь жизнь станет лучше, многие проблемы будут решены и впереди их ждет стабильное и поступательное развитие. К сожалению, именно в Севастополе разрыв между ожиданиями и реальностью проявился особенно явно.
Уже во второй половине 2014-го в общественно-политической жизни города стали проявляться выраженные отрицательные тенденции. Несмотря на щедро выделяемые федеральным центром бюджетные средства инфраструктура города медленно разрушалась. Севастопольские дороги, которые и прежде не радовали водителей и пешеходов, пришли в совершенный упадок. Там, где ремонтные работы все-таки шли, их окончание затягивалось на многие месяцы и даже годы.
Своего рода символом правления «адмирал-губернатора» в Севастополе стала история многострадальной Хрусталевской развязки на 5-м километре, ремонт которой велся больше трех лет (и не завершен до настоящего времени) и подобно черной дыре поглощал миллионы рублей.
Разумеется, перечень претензий к местной исполнительной власти вышеизложенным не исчерпывается. Высокий уровень безработицы, растущие цены и низкие зарплаты; непомерно раздутый (даже в сравнении с украинским периодом) чиновничий аппарат; незнание и даже нежелание считаться с местной спецификой - все это создавало благодатную почву для роста социальной напряженности.
Наряду с этим город потряс ряд коррупционных скандалов. Их фигурантами становились высокопоставленные правительственные чиновники, в том числе заместители губернатора, руководители департаментов. По сути, период 2014-2016 годов для Севастополя стал продолжением украинского безвременья. Лишь некоторые обещания чиновников были выполнены в срок. Многое осталось лишь на бумаге. Весьма красноречивые статистические данные содержатся на сайте
«Нам обещали», который был создан севастопольскими общественниками для контроля за работой местной исполнительной власти. Согласно представленной информации вовремя были выполнены лишь три обещания.
Естественно, все вышеперечисленное мгновенно становилось известно за Перекопом и с радостью использовалось послемайданной киевской властью в ее пропаганде.
И без того напряженную ситуацию в городе осложнял перманентный конфликт Правительства Севастополя с местным законодательным собранием, в котором преобладали сторонники лидера Русской весны в Севастополе, «народного мэра» Алексея Чалого.
К сожалению, формат публикации не позволяет отразить все этапы противостояния двух ветвей власти. Достаточно сказать о двух резонансных событиях, которые вынудили севастопольских депутатов инициировать парламентское расследование. Это создание приглашенными с материка мастерами пиар-технологий и распространение в образовательных учреждениях города 20-миного фильма «4-я оборона Севастополя», в котором, по сути, излагалась позиция нынешней киевской власти относительно крымского референдума.
Создатели фильма начисто отрицали свободное волеизъявление граждан и их активное участие в защите полуострова от украинских национал-радикалов, изображая события февраля-марта 2014 года исключительно как военную операцию. С. Меняйло создатели фильма называли едва ли не главным «архитектором» Русской весны в Севастополе.
Другим резонансным событием стали ремонтные работы на площадке возле памятника адмиралу Дмитрию Сенявину, в ходе которых без явной необходимости была проведена полная замена парапета на его аналог, выполненный из недолговечных и низкокачественных стройматериалов (материалы обоих расследований находятся в открытом доступе на сайте Законодательного собрания).
Вопрос об отставке губернатора и правительства и введении прямых выборов городского главы А.Чалый и его сторонники поднимали неоднократно. В последний раз это было накануне ухода депутатского корпуса на каникулы, в июле 2016 года. Недовольство губернатором и действующим составом Правительства среди севастопольцев было всеобщим.
Имея все шансы стать после воссоединения «витриной Русского мира», Севастополь вновь превратился в протестный регион. За несколько дней до отставки «адмирал-губернатора» представители местной общественности начали сбор подписей под обращением к В.Путину об отставке Меняйло и инициирования проведения референдума по вопросу выборов главы города. Быть может, отчасти это и подвигло руководство страны к принятию столь важного кадрового решения.
Не случайно, оценивая период правления С.Меняйло, А.Чалый назвал одним из самых негативных его последствий утрату доверия к власти у горожан.
Поэтому решение Кремля является мудрым и своевременным шагом. Тем самым разрублен узел противоречий: сбита волна напряженности и осуществлен «перезапуск» во взаимоотношениях власти и общества, а также внутри самой власти. В отличие от своего предшественника назначенный временно исполняющим обязанности губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников является гражданским человеком, экономистом по образованию и обладает значительным опытом руководящей работы как на государственной службе (до 28 июля 2016 года был заместителем министра промышленности и торговли РФ), так и в крупных компаниях.
Едва приступив к своим обязанностям на новом месте работы, врио губернатора Севастополя сразу продемонстрировал готовность к диалогу и совместной работе с законодательной властью и севастопольским бизнес-сообществом. Новый городской глава правильно ответил на все острейшие вызовы времени и определил ближайшие приоритеты развития.
Несколько раз на всех уровнях он повторил, что все ключевые назначения в Правительстве Севастополя будут согласованы с Законодательным собранием, а также не выразил несогласия с инициативой о введении в городе прямых выборов губернатора. Кроме того, Д.Овсянников анонсировал ряд изменений в организационной структуре Правительства, сокращении его численности. И - самое главное: определил приоритетной задачей именно экономическое развитие города, приведение в надлежащий порядок его инфраструктуры.
Сегодня трудно сказать, как сложатся дальнейшие взаимоотношения нового городского главы с общественностью, предпринимателями и с законодательной властью, какие обещания будут им выполнены, но хочется верить, что спустя два года после референдума в жизни Севастополя наконец произойдут столь долгожданные позитивные перемены.