Оригинал взят у
el_murid в
КонтратакаБоевики ИГИЛ (настоящего ИГИЛ, а не того, с которым все якобы воюют) ответили на успехи сирийской армии в районе равнины Сафиры юго-восточнее Алеппо
атакой на небольшой городок Расм-аль-Нафал (это
шоссе Хомс-Ракка вблизи Саламии) и перерезали снабжение сирийской армии в этом районе. Вряд ли этот успех надолго - за последние пять месяцев боевиков дважды выбивали из этого городка, восстанавливая снабжение, но вполне очевидно, что ИГИЛ вполне боеспособна и может проводить грамотные и неожиданные операции.
Вообще, специфика театра военных действий в Сирии такова, что лишь на западе страны имеет смысл смотреть на раскрашенные карты, где смелыми мазками в разные цвета закрашены целые области. На остальной территории все боевые действия ведутся исключительно вдоль дорог и русла рек в силу характера местности - пустыня. Такая война в чем-то похожа на морскую - владеть обширными пространствами никому не нужно, борьба ведется за точки связности оперативных линий. В этом смысле говорить о "котлах", в которые кто-то попадает, совершенно бесперспективно, так как ни капельки не отражает реальности. К примеру, на днях на той же равнине Сафиры по картам можно было сказать, что западнее авиабазы Квейрес сирийцы окружили крупную группировку боевиков. На самом же деле боевики, оценив ситуацию, беспрепятственно покинули этот "котел", причем не факт, что они считали себя окруженными.
В итоге вся конфигурация сирийского наступления в этом районе "висит" на тоненьких" ножках, и наступление приводит к тому, что для контроля дорог требуется отвлекать все больше и больше сил - а отвлекать их можно только из наступающих порядков, других сил попросту нет. Возникает сложный оперативный баланс, когда командование должно решать задачу дефицита ресурсов, вынужденно оголяя тылы и отказываясь от охраны даже критически важных узловых точек - чем немедленно пользуются боевики.
В реальности "захват" Расм-аль-Нафала как таковой заключался в том, что несколько десятков его защитников (а гарнизоны подавляющего большинства освобожденных населенных пунктов насчитывают не более 15-30 солдат, причем зачастую ополченцев) были попросту выбиты внезапной атакой из пустыни. Судя по всему, нападающих боевиков ИГИЛ было от силы сотня - так что сомневаться в том, что их снова выбьют из этой важной точки, не приходится - но весь смысл такой войны как раз в том, чтобы сирийцы были вынуждены отвлекать все больше и больше сил на контроль коммуникаций - а значит, ослаблять свои наступательные возможности.
За пять месяцев наступления в этом районе сирийцы продвинулись на отдельных направлениях на расстояние до 20 км от линии первоначального соприкосновения. До Ракки, к примеру, от сегодняшней линии фронта - порядка 120-140 км от ближайшего к ней участка. Нетрудно подсчитать, сколько времени потребуется, для того, чтобы такими темпами дойти до нее "по земле". Это если не учитывать, что только для контроля этих самых 120 км дороги потребуется порядка 5-10 тысяч солдат при том, что всего в наступлении задействованы около 25 тысяч.
В общем, взахлеб читая сводки об успехах той или иной стороны, нужно учитывать специфику этой войны и относиться к закидательским рапортам с определенным скепсисом. Наступления одной и другой (равно как третьей и четвертой) сторон идут традиционными "качелями", когда успех переходит от одной стороны к другой, а затем возвращается обратно. Вся проблема сирийцев в том, что боевиков поддерживают 80 стран, и они могут позволить себе не слишком бережно относиться к своим ресурсам - в том числе и людским. Для сирийцев такая роскошь уже недоступна. С людьми у них очень плохо - особенно в районе Алеппо, где наступление ведется процентов на 80 с помощью иностранных наемников. А это тоже налагает определенные ограничения: наемники - своеобразный контингент со своими особенностями.
ПС.Кстати, на днях даже по нашему телевизору был показан репортаж о сирийском ополчении. С некоторым пафосом были показаны молодые девчушки, седые старики - дескать, все они как один и грудью на врага. Это не подлежит сомнению - они, действительно, как один. Вот только в репортаже не было ни одного молодого мужчины. Сирия вынуждена подгребать то, что еще есть у нее - дефицит людей колоссальный. Основная масса ополчения выполняет вспомогательные функции - как раз охрана занятых территорий, патрулирование, военно-полицейская работа. Естественно, что качество таких войск очень низкое, и при встрече не с бандами гопников, а серьезными боевиками никаких шансов у таких подразделений нет.