К ведению настоящего, рукописного бумажного diary, в котором я анализирую события со мной происходящие и оставляю записи очень личного характера, я вернулась только полтора года назад после перерыва длиной более чем в десятилетие.
Очень жаль, иначе, наверное, я бы смогла точно вспомнить, когда именно я узнала о випассане и почему у меня появилось такое сильное желание пройти этот курс. По-моему это решение относится к периоду осени 2012 года, когда я призналась самой себе, что в моей жизни происходит кавардак (более официальный диагноз - довольно глубокая затяжная депрессия, сопровождавшаяся нежеланием принимать решения и планировать что бы то ни было, и перманентным загулом).
Итак, я решила, что випассана поможет мне разобраться со всем и сразу. Почему же? Непосвященные - те, кто не знакомы с техникой випассаны - чаще всего понимают под этим термином десятидневный ретрит в уединенном ашраме, навевающий ужас и благоговение, главной составляющей которого является практика noble silence - то есть обет молчания. Випассана - в переводе с древнего палийского языка “умение видеть вещи такими, какие они есть”. Это древняя нерелигиозная (и несектантская) техника медитации, благодаря которой избавляешься от загрязнений ума, освобождаешься от страданий (в моем случае, чрезмерной, эмоцииональной реакции на события, явления, людей) и приходишь к гармонии с собой.
Я начиталась отзывов в интернете: от десятидневного ретирита сформировалось ожидание мощного очищения, переворота сознания. Сам он казался чем-то невероятно сложным как в моральном, так и в физическом плане: десять дней в режиме “подъем в четыре утра”, двенадцатичасовых медитаций и практически полного молчания.
Я не верила, честно, что смогу продержаться до конца, но обязательно хотела получить этот опыт до начала 2014 года, чтобы в новом году выйти на новый жизненный этап. Поэтому записалась на ретрит на последние десять дней 2013 года.
Инструкции, которые проходят будущие ученики до випасаны, предписывают аскезу: например, запрещают носить одежду, обнажающую тело (несмотря на то, что с противоположным полом взаимодействие в течение курса сведено практически к нулю), общаться между собой, пользоваться средствами связи, контактировать с творческим контентом (книгами, фото и проч.), а также делать записи. Но я нарушила это предписание и вела дневник, конспектируя впечатления от каждого дня практики в нескольких фразах на копии паспорта (всего у меня было два листа бумаги с собой. Ими делюсь ниже). По этим записям восстанавливаю впечатления и делюсь происходившим.
День 0.
Мы с И. приехали в Колхапур, штат Махараштра из Гоа на такси: доехали за пять часов и космическую для Индии сумму: около ста долларов вроде бы.
В Индии все работает по-другому: транспорт, расписание. Мы думали, что опоздали - ан нет, организационные вопросы типа очереди на регистрацию, потом на сдачу вещей в сейф и за шерстяными одеялами, занимают около двух-трех часов. Темнеет, холодает. Времени полвосьмого вечера, при свете фонариков нас провожают в “номера”, а точнее корпуса, похожие на пионерский лагерь. Я делю крошечную келью (у нас есть туалет, душевая с ведром) с девочкой-индианкой. Ей 22 и она уже школьная учительница, но это я узнаю это позже, пока первое, что она говорит мне, как только мы знакомимся (пока можно разговаривать): “You are so beautiful, you have blue eyes. You look so young and innocent. Do you have a husband?” - “No, I don't”, - отвечаю я, - i don't even have a boyfriend”. “Why? , - удивляется она и повторяет, - you are so beautiful, nobody wants to marry you? And your parents can't find you a husband?”
Мы болтаем еще (точнее, она задает мне вопросы про Россию, Москву и мою семью), потом идем на вводную лекцию о практике. Мы впервые слышим скрипучий голос Учителя - нам ставят в записи лекции Гоенки, перемежающиеся песнопением.
После этой лекции начинает действовать правило "noble silence": мы имеем право разговаривать только с преподавателем и его помощниками. В полдесятого сегодня отбой.
День 1.
Сегодня во сне разговаривала с Бабулей (ее нет с нами уже семнадцать лет), давно ее не видела. “Подойди ко мне, - она сказала, посиди рядом. Вижу, у тебя все хорошо”.
До pure & peaceful mind далеко: я осознаю, что мой мозг - это помойка, барахолка, незамолкающее радио, по которому идет трансляция в стиле популярного шоу.
“Что ты достигла за этот год? А что будет с этим проектом? Почему все твои отношения терпят крах?”. На удивление, я физически в состоянии высидеть все медитации, и по сравнению со вчерашним вечером есть прогресс.
В этот день нас учат технике “анапана”: мы просто наблюдаем за дыханием и концентрируем свое внимание на небольшом участке кожи под переносицей. А мысли - пусть проплывают мимо.
Мы правда медитируем целый день, и даже в свершившемся формате, это кажется абсолютно невозможным.
Вечером в восемь нас опять ждет часовая лекция о правильном пути Дхаммы, который избавит нас от страданий. На лекцию русских - и мужчин, и женщин, в исключительном порядке, собирают в отдельный зал. Диктор повторяет текст по нескольку раз, ровным, безразличным, чуть скрипучим голосом. И со стороны все это похоже на секту.
День 2.
Если кто-то переживает насчет условий прохождения ретрита и расписания, ребята, у меня не получилось дома подготовиться и привыкнуть к строгому распорядку, как многие рекомендуют, но с этим нет никаких проблем. Вообще.
На удивление, подъем в четыре утра кажется не подвигом, а чем-то само собой разумеющимся. Более свежей, выспавшейся, отдохнувшей я не выглядела давно. Ты не тратишь энергию на общение с окружающим миром, а просто являешься частью его. Спокойно гуляешь в перерыве, наслаждаешься солнцем, и учишься ни о чем не думать.
Мысли - черви, мысли - демоны. Все еще одолевают меня, но уже меньше. Какая мне разница до того, что осталось в офисе (пытаюсь я убедить себя). Вдох - выдох, я - мое дыхание. Здесь и сейчас.
Кроме идиллической, но несбыточной картины семейной жизни с несуществующим партнером (из серии, может быть я была не права), которую рисовал мой подвергающийся этой “хирургической процедуре” разум, мне кажется, что я вписываюсь в медитационный процесс.
Мы опять медитируем целый день. Утренние два часа - с половины пятого до половины седьмого, в темноте- кажутся бесконечными. Мы занимаемся girls only, так сказать, большая часть студенток в группе (3/4) индианки. И вот они чуть ли не храпят по утрам. Сначала это очень мешает сосредоточиться.
С семи до восьми перерыв, я в это время досыпаю, спальный мешок, кстати, был чудесной идеей - по утрам помогает согреться. На медитацию я надеваю шерстяные носочки.
Есть перерыв после обеда, в 11, и полчаса часов в пять, кажется, как-то так. На медитационный процесс приходится около 14 часов.
День 3.
В основном, из мыслей, мешающих течению медитации, беспокоит работа.
Мы привыкли к тому, что от нас ждут многозадачности, что все время нужно думать наперед - и мозг даже когда нужно - не может остановиться.
Возможно, в этом и заключается “хирургическая методика”, как говорят учителя, что ты не отгоняешь лишнее - а учишься смотреть сквозь него, на единственно важный настоящий момент. В “сейчас” важно только мое дыхание и треугольник пространства вокруг переносицы, за которым я наблюдаю. Остальное - прошлое и будущее - в “сейчас” не присутствует.
Наблюдая за ощущениями и не реагируя на них, вытаскиваешь из подсознания “санскары” - то, что оставило след, взволновало тебя. Мы избавляемся от старых привязанностей, старых шрамов, с уровня физического переходим на уровень ментальный.
Если не уходить в конкретику, мне кажется, випассана - это отличная after break-up therapy, например. Ну и во многих других сложных ситуациях может помочь.
День 4.
Начало пути прекрасно тем, что оно пугает неизвестностью многих путешественников, но не странников. Даже имея цель или точку предназначения, никогда не знаешь наверняка, куда попадешь и что найдешь. Я отношу себя к странникам.
Удивительно, но шум в голове подутих, и я могу наблюдать за мыслями издалека. Я могу наблюдать за ощущениями в теле, различая их тончайшие нюансы.
День 5.
Моя миссия - десять дней практики випассанны - на полпути.
Похвастаться перед собой откровенно нечем - я ленилась медитировать - устала, уговаривать себя не получалось. Ночью снился папа, довольный, за рулем новенькой бежевой “волги” на сверхзвуковой скорости. Две мысли - моя самая большая санскара (то, что отпечаталось в подсознании) - отпечаталась и на теле - это шрам на плече. Накопленный итог пути в определенном направлении.
Раз, и два - есть двери, в которые однажды постучавшись - сможешь всегда зайти.
Этот ретрит - огромная, глубочайшая, сложная работа над собой. Впервые в жизни мне неоткуда сбежать от себя, отложить разговор на потом.
День 6.
Учитывая мой прогресс в практике, и то, как он мне дается - не уверена, что была готова к столь глубокой практике, но очень рада, что пришла. Понимаю, что точно хочу остаться до конца и получить максимально возможный в этом контексте эффект.
PS: К делу это не относится, но я не думала, что буду когда-то так сильно скучать по бегу. Здесь запрещены любые физические упражнения, йога (можно только потянуться немного сразу после после утреннего подъема) - чтобы не отвлекали от медитационной практики.
После комментария о том, что мы наблюдаем ощущения на биохимическом уровне - взаимодействие мельчайшиз частиц на поверхности кожи с атмосферой и потоки энергии - по крайней мере кажется, что осязается больше. Ночью снилась то ли Прага, то ли Вена, и французские друзья, не узнавшие меня совсем. Adios, mes amis!
День 7.
А вот сегодня уже хочется уехать. Медитация не идет - ну вообще. Совершенно внезапно, начинаю скучать по своему уютному дому, по родителям и кошке.
В списке санскар, как оказалось, первую скрипку играют страхи, связанные с отношениями и ожиданиями от отношений, это доказывают и удивительно яркие, образные сны. За время практики, мозг в фоновом режиме действительно прорабатывает все “наболевшие” вопросы, а ночью с помощью снов вытаскивает на поверхность.
День 8.
Это как восьмой километр в первой десятке, когда бежишь в отсутствие привычки к дистанции, и регулярных тренировок.
Кажется, осталось немного, и нужно сделать последнее усилие. Утренняя дорассветная медитация - ум отказывается работать и просто молчит - самая утомительная. Время с часу до пяти дня - самое продуктивное. Any new discoveries - none so far.
Вечерние беседы - пища для ума.
День 9.
Из дневника сновидений - приснилась Земфира (соскучилась по музыке). Примеряя ее платья, получила комплимент. Дедушка Фрейд, any comments?
День 10.
Сегодня 31 декабря 2014 года, я прошла первый в своей жизни десятидневный курс Випассаны. Я не могу сказать, что первая практика меня расплющила и вывернула наизнанку. Было правда сложно: как минимум из-за медитаций нон-стоп (первый опыт погружения). На шестой или седьмой день я честно призналась себе, что искренней в практике я могу быть максимум в течение шести часов, а остальное время я посвятила внутреннему диалогу в формате “сама себе психоаналитик”.
И знаете что. И сама випассана, и этот диалог, указали мне на колесо сансары: то есть, то что вещи, которыми я недовольна в своей жизни, происходят в ней потому, что я упорно в определенных ситуациях не меняю поведения. А потом удивляюсь, почему шишка от граблей на том же месте не заживает несколько лет.
Если не переходить на конкретику (а на самом деле пара серьезных узлов если не развязались полностью, то стали менее запутанными и тугими и это правда последствие випассаны), могу выделить два очень важных позитивных изменения:
Способность к принятию перешла на совершенной другой уровень; повысилась интуитивность, и концентрация событийного потока.
Еще один революционный для меня вывод: i can’t have it all. Да, прожив почти тридцать лет на этой земле, я признала необходимость приоретизации в чем бы то ни было.
Когда мы проходили курс, я с удивлением смотрела на студентов, которые проходили практику в пятый, шестой раз. А теперь думаю, что тоже к ним примкну: даже за счет детокс эффекта в отсутствие информационного шума нашего вечно спешащего мира, ум может достичь неожиданных прорывов.