Трудности велопохода

May 11, 2006 14:12


Велопоход Черкассы - Умань - Черкассы (402 км)
Отчет

Действующие лица:

Дима - руководитель, механик, летописец
Игорь - штурман, завхоз
Полина - медик, фотограф
Маша - казначей

I-й день [Черкассы - Русская поляна]

(30км) 21 км - асфальт, 9 км - песок.

Выехали позже чем планировалось, много позже. Потому в первом попутном поселке - Русской поляне - мы появились едва до темноты. Игорь предусмотрительно решает набрать воды и точно по заказу в центре села мы находим колодец - ветхий, но с виду работоспособный. На беду, опустив ведро в колодец, Игорь легкомысленно отпускает ручку ворота. Какое-то мгновение ворот делает первые неспешные обороты, прежде чем ведро с ужасающим грохотом и искрами устремляется в черные глубины колодца, который на поверку оказывается очень глубоким и до того момента, когда ведро рухнуло в воду, мы трижды успеваем подумать, что вся эта ветхая конструкция сейчас взлетит на воздух. На шум через пару минут вышла ветхая старушка, у которой мы вежливо интересуемся, можно ли нам набрать воды - старушка лепечет что-то неразборчивое. Вот так стоим у колодца, кружкой наливаем воду в бутылки, оглядываемся на старушку, а старушка стоит истуканом, наблюдает. Вода мутная, с песчаным осадком, видимо поднятым со дна падением ведра, но набрать воды повторно мы не решились. Наконец, крутим дальше, провожаемые неусыпным старушечьим взглядом. Минуем центр, окраину и въезжаем в лес, к тому времени погрузившийся в сумерки.
     Направление по компасу примерно совпадает, дорога плохая (разбитый асфальт низкого качества), но терпимая - едем, как вдруг на пути материализуется шлагбаум КПП военной части. После первой паники (а куда это мы заехали?), решили спросить направление у дежурных солдат. Те, пережив некоторое удивление, ничего путного по предложенной им карте подсказать не могут, но, наконец, один из них выдаёт буквально следующее: «Это вам нужно вернуться в Черкассы (20 км), а оттуда поехать по сосновской трассе». Горячо поблагодарив служивых за столь ценный совет, мы решаем вернуться на пару сотен метров и поискать нужную дорогу своими силами, что нам удается - в нужном направлении уходит разъезженная грунтовая дорога. После первых 50 метров выясняем, что грунт на добрых девять десятых состоит из песка и ехать по такой дороге, а даже и брести с нагруженным велосипедом очень непросто.
     Страшно в ночном лесу. В тусклом свете светодиодных фар тени от деревьев видятся черными фигурами, а любой шорох заставляет притаиться, оглянуться по сторонам. Чуть поодаль раздаются пьяные вопли какой-то компании, по оставленной позади дороге грохочут поздние неизвестно откуда и куда следующие машины. Кое-как преодолеваем несколько километров и решаемся поискать место ночлега. Сначала напоролись на непролазную чащобу, но вторая попытка увенчалась успехом - Игорь отыскал неплохую полянку в лесу, где мы и остановились на ночь. Наспех расставляем палатки, складываем велосипеды, съедаем скудный ужин и отдаемся в лапы Морфея.

II день [Ирдынь - Млиев]

(44км) 16 км - песок, 22 км - асфальт, брусчатка, 6 км - грунт, поля.

Пробуждение происходит под арию кукушки с разноголосым аккомпанементом неопознанных представителей птичьего семейства. Звуки гулко разносятся под сосновыми сводами над влажной и блестящей от утренней росы поляной.
     После основательных сборов продолжаем путь по лесной грунтовой дороге, изобилующей песчаными трясинами. Три часа проходит в попытках выяснить необходимое направление (компасы врут) и соотнести его с тоненькой нитью дороги на карте. С переменным успехом преодолеваем расстояние, подбадриваемые энергичной долбежкой местных дятлов. К концу третьего часа пути выбираемся на трассу и какое-то совершенно короткое время движемся без приключений. Тут у Игоря забарахлил задний переключатель скоростей. Останавливаемся на обочине, исправляем поломку, едем дальше. Не проехав и десяти метров, чувствую, что велосипед мой подозрительно плохо едет. Подумав про себя парочку ругательств вроде «ещё чего не хватало», ищу причину, снимаю заднее крыло - не помогло, даже хуже стало. Наконец, констатирую потерю болтика, которым крепится багажник, вследствие чего тот влез в колесо. За это время попутчики мои успевают скрыться за поворотом. Думаю ещё парочку ругательств, вроде «ну вот, приехали» и отправляюсь на обочину, где до этого производили ремонт - искать винтик. Как раз в это время вернулся Игорь и, поинтересовавшись о произошедшем, присоединился к поискам. Вместо винтика с удивлением обнаруживаю гитару, оставленную беспечной Полей. Вдоволь посмеявшись, заменяем потерянный винтик другим и догоняем Полю с Машей.
     Дорога проходит в красивой болотистой местности - маленькие озерца среди торфяных холмиков, а вокруг осины и березы группками. Асфальт блестит предзакатным солнцем. Преодолеваем крутой подъем и въезжаем в деревню Ирдынь, где останавливаемся набрать воды. Пока я сторожу велосипеды, мои коллеги, очевидно соскучившись по цивилизации, с упоением и наперебой рассказывают хозяйке колодца какие у нас велосипеды и сколько именно тысяч стоят каждый из них, куда и зачем мы едем и тому подобную информацию, так упрощающую общение с местным населением. После моего выговора за излишнюю болтливость я получаю звание конспиратора, и мы едем дальше.
     Проезжаем поселок Млиев, с целью пополнения провианта останавливаемся подле местного «супермаркета» под названием «Криница», у дверей которого, иллюстрируя оправданность названия, располагается тыщу-лет-назад заброшенный и заколоченный колодец. Отправленные в магазин Поля с Машей покупают мороженное - съедаем его, еще два раза отправляем делегацию в магазин - купить салфетки и хлеб, за время чего успеваем стать объектом усиленного наблюдения живущих поблизости любопытных старушек.
     В следующий час успеваем дважды проехать мимо нужных нам дорог, пересекаем по мосту речку Ирдынь и под конец сворачиваем на жуткого состояния, распаханную вусмерть грунтовую дорогу посреди полей, более похожих на альпийские луга. До захода солнца успеваем заехать в дубово-ольховый лес, на подступах к которому расположился некий предупреждающий знак с изображением лося. Углубившись в лес на какую-то сотню метров, вспугнули самую настоящую косулю. К сожалению, косуля, не став дожидаться, пока мы её рассмотрим и классифицируем (кое-кто пытался утверждать, что это был олень), скрылась в чаще. Под завершающие оранжевые всполохи заходящего солнца находим поляну под сенью высоких молодых дубов и ставим лагерь.
     Именно здесь ночью у небольшого костерка, задрав голову, я ощутил всю справедливость образа в песне «Lucy in the Sky with Diamonds» - небо и впрямь было черным бархатом в россыпи сверкающих алмазов. День довершает тревожное уханье совы где-то неподалёку. Пугаем друг друга ночным «ПРЕВЕДОМ» местных «зайчегов».

III день [Деренковец - Петрушки]

(49км) 24 км - грунт, гравий , 2 км - щебенка, 23 км - асфальт.

Выезжаем довольно поздно, дорога всё больше вниз, но попадается парочка крутых подъемов. Путь выезжен тракторами и комбайнами, оставившими глубокие колеи, укрытые теперь многолетним слоем листьев. То и дело приходится слезать с велосипеда для преодоления очередного препятствия.
     Поскольку еду замыкающим, мне часто доводится подбирать вывалившиеся предметы - на этот раз (кстати, не последний) нахожу выпавший из Машиного рюкзака половник. «Преведствую» им подъехавшего Игоря.
     На удивление быстро найдя верное направление, выезжаем из лесу и с ветерком проносимся по полю в близлежащую деревню Деренковец, где отмечаем полное отсутствие населения. Едем пыльной грунтовой улицей, сопровождаемые кудахтаньем кур и собачьим лаем. Безлюдность объяснилась, когда нашим взорам открылся холм с местным кладбищем. Весь люд на традиционные «гробки» посещал могилы предков. Несколько километров педалируем по древней брусчатке, вбирая в себя традиционные запахи, сопутствующие свиноводству и разведению крупного рогатого скота. Проезжаем по затяжному спуску из крупного щебня и выезжаем на гладенький асфальт, но разогнаться нам мешает сначала перепаковка Машиного рюкзака, который с удивительной настойчивостью норовит влезть в спицы заднего колеса, а затем ремонт прокола переднего колеса на Машином же велосипеде. После всех злоключений с ветерком проносимся к сосновому леску, радушно привечавшему нас песчаными проплешинами в редко езженых дорогах. Дорога пролегает вдоль реки Рось. По дороге пересекли один из её притоков, коим воспользовались для омовения усталых ног.
     Далее последовал небольшой поселок Ольховец. Девушки вырываются вперед и, решив испробовать себя в роли проводниц, спрашивают у местного населения дорогу на районный центр Корсунь-Шевченковский, чем несколько путают наш маршрут. Пересекаем Рось по навесному мосту и после некоторых блужданий въезжаем, наконец, в Корсунь. Остановившись у ж/д вокзала, пополняем запасы провианта. Следуем через город под зловещее улюлюканье местной неандертальской молодежи. Практически без приключений миновав Корсунь и близлежащее село Листвина, въезжаем в деревню Петрушки, где, запасшись водой, долго выбираем направление и выбираем, как в последствии окажется, неправильно. Пожалуй, можно сравнить недоумение на наших лицах, когда мы выехали в «чисто поле» без единого намека на нужную дорогу и удивление мужика, мимо которого мы проследовали с самым серьезным видом в направлении вышеуказанного «чисто поля».
     Возвращаемся, выбираем другую дорогу, близкую к правильной, долго блуждаем в незнакомой местности, но в конце-концов попадаем в лес, присмотренный по карте для ночлега. Дорога разбита тракторами - едем осторожно, то и дело съезжая в коварно поджидающие траншеи, оставленные их зубастыми колесами. Наконец останавливаемся на небольшой полянке, где впервые в этом году встречаем некоторое количество, радостно воспрявших при нашем появлении, комаров.
     С этого дня меня не оставляет мысль о бескрайности земных просторов. А вернее мысль о непреодолимо-огромном расстоянии до людей. Но не до каких-то там представителей рода людского, трое из которых находятся в паре метров от меня и не до ближайшего поселка, присутствие которого я ощущаю через лесную толщу. А до Людей, чье присутствие, кажется, необходимо как воздух. Звезды в просветах ветвей больше не напоминают брильянты, а походят на мелькающих в молодой листве огромных светляков.

IV день [Селище - Ольховец]

(68км) 5 км - лес, песок, 10 км - брусчатка, 10 км - грунт, поля, 43 км - асфальт, трасса.

Девушки жалуются на плохую дорогу и, посоветовавшись, мы меняем маршрут, выбирая более «цивилизованные» дороги.
     Первые километры пути пролегли по плохонькой лесной дороге, которую пару раз преграждали поваленные деревья. Преодолеваем завалы и выбираемся на небольшое поле с только взошедшими злаками.



Тут-то Игорь и обнаруживает пропажу насоса и, оставив вещи, налегке отправляется назад на его поиски. Мы же пересекаем поле и предаемся ожиданию. Вернее ожиданию предаются девушки, а я рассылаю СМС и бегаю в разведку в ближайший яр, где обнаруживаю топкую луговину, а на холме за яром - очередное поле, на этот раз с высохшими скелетами прошлогодней кукурузы. Через час возвращается Игорь с найденным насосом, и мы движемся в направлении, намеченном мною после разведки. Какое-то время пересекаем «реки, горы и долины» после чего выбираемся в село с соответствующим названием Селище, в чем лишний раз удостоверяемся, опросив местного мальчонку-велосипедиста. Пополняем провиант в магазине и следуем по разбитой брусчатке к деревне Сухины, а оттуда по довольно пристойному проселку в село Гнилец. Из Гнильца путешествуем к деревне со звучным названием Пединовка, а оттуда в спешном порядке в село Шевченково, где попадаем на трассу и «лосим» до районного центра - Звенигордки, по пути минуя Боровиково и Тарасовку.

Вообще езда по трассе полной дымящих грузовиков напоминает (чисто умозрительно) секс с чемоданом - ни смысла, ни удовольствия. Маша, прежде всю дорогу сдерживающая группу, неожиданно вырывается вперед, основательно нервируя меня своими выкрутасами в момент приближения машин. Попытки объяснить ей принцип движения группой успехом не увенчались.
     За Звенигородкой проезжаем деревню Ольховец, где мы с Игорем пополняем запас воды перед ночевкой. С нами заводит разговор местный житель, который сначала в шутку напрашивается поехать с нами, а затем утверждает, что лучше отдыхать «по-простому» - с чаркой и шкваркой. Мы соглашаемся, что таки да, неплохо. Воссоединившись с группой, передаём девушкам весомость аргументов, ратующих за «чарку и шкварку».
     Остановку решили сделать за деревней в лесополосе. Полевая дорога, ведущая к ней, удивительно ровная и приятная - едем быстро, чтобы успеть до темноты.



Лес оказался немного дальше, чем мы полагали, и на самом краю его стоял непонятного назначения дом. Место мне сразу не понравилось, оно было каким-то неуютным и неприятным, но не было времени искать другого. Прямо по полю миновали странный дом, преодолели довольно крутой овражек и немного углубились в лес, который мне также не понравился - сплошь крапива да лопухи, а, кроме того, всюду мусор. Но делать нечего - выбрали полянку и стали ставить лагерь, в процессе чего обнаружили, что поляна от края до края заросла черемшой. Запах стоит дурманящий. Впервые помимо звезд замечаю молоденький месяц. Сплю с опаской, но сон снится приятный непередаваемо.

V день [Гусаково - Умань]

(78км) 8 км - грунт, 65 км - асфальт, 5 км - брусчатка.

Пробуждение в зарослях черемши - штука невообразимая. Разнообразим свой завтрак салатом из свежей зелени (черемша с крапивой). Едем из лесу по дороге мимо вчерашнего странного дома, который оказался ничем иным как лесничеством/местом на котором когда-то проживал некий литератор. Дом, как видно, пустует долгое время. Движемся в неплохом темпе по полевой дороге в направлении деревни Гусовка. Проезжаем пару заброшенных колхозов. Деревню минуем по объездной дороге, на которой какие-то школьники белой краской старательно вывели то тут, то там свои реквизиты: «7-й клас» или «Ваня + Саня», а то и «Сірьожа+Лєна».
     По трассе минуем Кобриново, Соколовочку, райцентр Тальное, Мелашки, Тальянки, Легедзино. Замечаю некоторую зависимость скорости езда Маши - если она едет первой, скорость у неё приличная, почти сразу отрывается от группы, если же нет - она едва-едва плетется третьей (только потому, что я замыкаю группу) и на все просьбы и уговоры ускориться никак не реагирует.
     В Легедзином устроили перекус на берегу реки Горный Тикич, после чего скорость передвижения качественно ухудшилась. Особенно после того как Поля неосмотрительно сообщила Маше, что та едет быстро, будучи первой. В итоге группа ехала со скоростью 10-12 км/ч. Тем не менее, всё так же по трассе проезжаем Доброводы и Гереженовку и въезжаем в конечную точку нашего путешествия - Умань. Въезжаем с какой-то совершенно неудобной стороны, где в город возвращаются детские туристические группы. Руководители, завидев нас, делают вывод - «с маёвки едут».
     В Умани планируем остановиться у Машиных знакомых. Долго ищем нужный переулок, попутно рассматривая город. Узловой центр автомобильных магистралей Украины Умань не похожа ни на один из городов в области - маленький, но довольно опрятный городишко, в котором сохранилось много старинных зданий и конечно самая главная
достопримечательность - Софиевский парк, некогда выстроенный графом Потоцким для своей жены Софии. Впрочем, парк мы увидим только завтра, а пока мы изучаем улицы и дома. Маша подбирает на улице невесть откуда взявшуюся свеклу, которую мы ласково окрестили «бурячком» и вспоминали при каждом удобном случае. Особенно восхищались мотивацией подобного поступка: «Он же (бурячок) нормальный - не мы подберем, так кто-то другой». Впоследствии в шутку успешно применяли эту мотивацию для объяснения любого Машиного действия.
     После долгих поисков находим нужный переулок и дом, где нас, как говорится, подобрали и обогрели. Правда, всеобщая розовая мечта - помыться - несколько померкла после известия о том, что водопровода в доме пока нет и мыться придётся в тазике. Зато всё остальное было прекрасно.

VI день [Умань - Паланка]

(20км) 16 км - асфальт, 4 км - грунт.

На следующее утро нас провели к Софиевскому парку. Утренняя Умань хороша уже тем, что на улицах немноголюдно и тихо. Расположенная на холмах, она заставила нас испытать и другие виды нагрузки на ноги, помимо педалирования.
     Софиевка - дендропарк национального значения, раскинувшийся на 170 га, засаженный диковинными растениями и заставленный античными статуями, рассчитанный в первую очередь на посещение иностранцами. Потому даже входная плата рассчитывается от долларового эквивалента.
     Гуляя по парку, я утвердился во мнении, что это очень правильно жить рядом, а лучше иметь подобный парк в собственном владении. Хочешь - с рук корми лебедей, хочешь - любуйся статуями Орфея и Аполлона, хочешь - наслаждайся ароматом цветущей магнолии.
     Однако время, как водится, поджимает. Поскольку из похода все хотят вернуться ещё до субботы, принимаем решение: наверстать некоторое время на поезде. Возвращаемся, спешно пакуем вещи, прощаемся с радушными хозяевами и едем к Уманскому вокзалу. Не смотря на то, что Умань - центральный автомагистральный узел, железнодорожная ветка, на которой она расположена, тупиковая. Дизель на Черкассы идет раз в день. Впервые в жизни видел вокзал, запертый на большой висячий замок. И мы принимаем решение ехать до ближайшего ж/д узла - ещё одного райцентра, Христиновки, расположенной в каких-то 25 км.
     По трассе проезжаем деревню Паланка. Замечаем, что время позднее и я принимаю решение: остановиться в так удачно подвернувшемся лесу, а путешествие продолжить утром, с чем категорически не соглашается Полина. Игорь пытается воззвать к её здравому смыслу, но положения это не спасло, пришлось мне сказать веское слово руководителя. Сжав зубы, Полина едет с нами по лесной тропке. В лесу мы чуть не наткнулись на какую-то базу отдыха - объезжаем десятой дорогой, останавливаемся километрах в двух от трассы. Игорь с Полиной отправляются в ближайшую деревню за водой, а мы с Машей ставим лагерь. Еды у нас почти не осталось, потому ужинаем макаронами и кетчупом. Засыпаем под распеваемые на базе отдыха бодрые марши.

VII день [Орадовка - Смела]

(24 км) 24 км - асфальт.

Утром, минуя Орадовку, попадаем в Христиновку и едем на вокзал, по дороге отмечая огромное количество местных велосипедистов. На ж/д переезде, помимо нас ожидало свободной дороги не меньше десяти человек на велосипедах.
Единственный поезд, который нам подходил, был дизель Умань-Черкассы (отправление 14:09), на который мы и сели.
Пять часов трясемся в жаре и духоте. Маша поедает майонез прямо из пакета, за что получает порцию наших укоров и обвинений в эгоизме. Предлагаем ей запить майонез остатками водички - решительно отказывается.
     Сошли с поезда на станции им. Т.Г. Шевченко, где были встречены жирными комарами. До запланированной стоянки в Холодном яру заезжаем пополнить запас продуктов и набрать воды у добрых людей.
     Отбываем в сторону деревни Михайловка. Вечереет, самое бы время ускориться - дорога хорошая и ровная, но Маша, как нарочно, едва-едва едет, глазея на пролетающих мимо майских жуков и махаонов.
     Находим уходящую в нужную сторону дорогу и сворачиваем в лес. Уже почти стемнело, потому на черноземных спусках едем очень осторожно. Внизу становиться морозно, изо рта идёт пар - Холодный Яр оправдывает своё название.
Здесь, можно сказать у самого дома, приходит чувство спокойствия и безопасности. Ставим лагерь, Маша попутно обзванивает всех подружек и выясняет у них какую-то совершенно необходимую чепуху. Лунное зарево блестит на склонах каньона.

VIII день [Сунки - Черкассы]

(87км) 13км -грунт, лес, 11 км - гравий, 64 км - асфальт.

Утро началось с мелкого дождика, ничуть, впрочем, не помешавшего нам позавтракать и собраться. Напряжение похода почти не ощущается, сказывается несерьезность оставшегося расстояния.
     Проезжаем несколько километров по Холодному Яру и возвращаемся на трассу. Движемся от Смелы в направлении деревни Сунки. Дорога проходит меж дачных участков. Игорь высказывает мнение, что неплохо бы здесь заиметь усадебку - цены невелики.
     По карте наша дорога пролегает через центр Сунок. Однако похожий поворот обнаруживается в залесной окраине, которую мы недоуменно принимаем за центр. Как результат, въезжаем в Сунки повторно по главной дороге и попадаем на улицу Ленина. Центральный въезд в село украшен красивой композицией с космической ракетой. Я высказываю предположение, что именно здесь родился первый советский космонавт Юрий Гагарин, и как в подтверждение того мы поворачиваем на улицу Гагарина. Проезжаем хутор Шевченко и по полевой дороге едем в направлении Гуляйгородка. Где-то на полпути среди лугов и каньонов устраиваем привал. Местность умиротворяющая и тихая. Почти как Левитановское «Над вечным покоем», только без нотки грусти. Поросшие луговыми травами холмы и каньоны, кустики, деревца карликовые, а выше и к горизонту поля, поля...
     Спускаемся в Гуляйгородок, откуда следуем на Головятино, затем Малый Бузуков, Бузуков, Хацки, Хуторы. Характерно, что всюду проезжаем по улице Ленина. Дорога асфальтированная гладкая, почти без изъянов. Машин крайне мало - раздолье велосипедисту. Небо пасмурное, но дождя нет. Едем скоро, но отмечаем, что неплохо будет приезжать сюда на денёк другой - покататься.
     Оставляем позади Хацки и вот уже хорошо видно облако смога над родным городом. До него остаются считанные километры.

29.04.2006-5.05.2006


upd: +2 фото

мой ум работает не переставая, эта планета живая

Previous post Next post
Up