О том, чем закончилось вчера «Всероссийское голосование по вопросу одобрения поправок в Конституцию», я пока не знаю, - кажется, ведомство Памфиловой ещё не закончило подсчёт. Потому сегодня - о событиях, предшествовавших «Конституционной реформе»... и силах, которые за ней стояли.
С
самого начала «Конституционного процесса» я делаю
осторожные намёки на то, что российский «национальный лидер», выглядящий основным получателем выгод от происходящего, в действительности таковым совсем не является, а «питерский» буржуазный клан, который он представляет (или представлял), и вовсе является
проигрывающей стороной (а, соответственно,
затягивание «Конституционного процесса», вплоть до
отказа проводить «не-референдум» в «парадный» день 24 июня, требовалось именно теряющему своё положение правящему клану; в связи с этим, и
превращение «национального лидера» в
посмешище по ходу «борьбы с пандемией коронавируса» может иметь вполне определённый политический смысл, ведь самым главным строителем «Культа Личности Путина» является, как всем известно, не кто-нибудь из «питерских», но, напротив,
«лужковец» Володин). Такое моё предположение, понятное дело, многим представляется сомнительным; сомнения есть, не стану скрывать, и у меня самого.
Однако недавно произошли события, которые, на мой взгляд, многое проясняют. Прояснение, конечно, очень относительное, - но, всё-таки, ясности стало побольше. Смотрите, товарищ Читатель.
21 июня в эфире телеканала «Россия 1» российский «национальный лидер» раскрывается:
Я для себя еще ничего не решил. Я не исключаю возможности баллотироваться, если это возникнет в конституции. Посмотрим, там видно будет (...) Знаете, я сейчас скажу абсолютно откровенно: если этого не будет [принятия соответствующей поправки в конституцию], года через два, я знаю это по собственному опыту, уже вместо нормальной ритмичной работы на очень многих уровнях власти начнется рысканье глазами в поисках возможных преемников Эти слова, хоть они и были произнесены «национальным лидером», судя по всему, не встретили понимания как раз «на очень многих уровнях власти»; удивления это не вызывает, слышать о себе такое по телевизору неприятно. Похоже, что непонимание в этот раз оказалось настолько сильным, что Пескову, путинскому пресс-секретарю, пришлось даже не столько разъяснять, сколько прямо опровергать слова начальника: «
В Кремле считают, что чиновники в целом руководствуются не "рысканьем глазами" в поисках преемника, а более высокими соображениями, служением Родине, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков (...) Отвечая на вопрос журналистов о том, видят ли в Кремле какую-то другую мотивацию к работе у чиновников, кроме потенциальной несменяемости президента, Песков отметил, что основная мотивация совсем не связана с этим».
Однако как раз 22 июня, когда Песков пытался оправдать президента в глазах его ближайшего окружения, издание «РБК» обнародовало интервью «сенатора» Клишаса,
сопредседателя «конституционно-поправочной комиссии» и вообще человека, который
не боится самого Собянина: «
Эта поправка позволяет нам тему преемников, трансфера и так далее вывести за скобки и заставить тех, кто занимается государственным управлением, заниматься своим делом. То есть перестать думать о том, что будет потом. В некотором смысле они должны свыкнуться с мыслью о том, что потом будет все то же, что президент может избираться снова, если люди поддержат эти поправки в Конституцию».
Казалось бы, ничего особенного: «национальный лидер» сказал (21 июня его с вышеупомянутыми словами показали по телевизору, интервью было записано на несколько дней раньше), «сенатор» повторил. Вот только есть одна подробность, которая всё меняет: «
Андрей Клишас с января был сопредседателем президентской рабочей группы по разработке поправок в Конституцию. За две недели до общероссийского голосования он согласился поговорить с РБК о смысле поправок». Соответственно, интервью Клишаса тоже «шло в записи», а огласил он свои установочные слова то ли 17 июня (за две недели до 1 июля), то ли вовсе 11-го (ведь «
Указом президента оно назначено на 1 июля, для удобства и безопасности граждан участки открываются раньше - с 25 июня»; стоит, кстати, обратить внимание на то, что официозная «Российская газета» почти открыто говорит о том, что голосование устраивается без оглядки на президентские указы). Получается, в общем, что не Клишас повторил за Путиным, а, напротив, Путин повторяет за Клишасом, говорящим от имени («позволяет нам (...) заставить тех, кто занимается государственным управлением») настоящих руководителей «Конституционного процесса».