Небезызвестный «уральский» агитатор и пропагандист
Семин, подвизающийся на ниве
"телевизионного марксизма", некоторое время назад запустил проект "ФКП" - "Фильм, книга, песня". Концепция этого проекта заслуживает того, чтобы процитировать в авторском изложении: "
Просто я стараюсь смотреть то, на чём не засыпаю, а не засыпаю я там, где нужно думать
(
Read more... )
То есть, буржуйское "массовое искусство" - химическое вещество с прогнозируемым действием и с прилагаемым набором "собери свою жЫзнь сам". Сюжеты этого "искусства" предлагают ролевые игры на всю оставшуюся жизнь, предлагают типажи и модусы операнди. Это всё - очевидно. Можно из "содержания" вычислить требуемый результат и классовую принадлежность заказчиков. Но это всё можно узнать и менее замысловатым способом - прочитать там, где об этом прямо написано.
Я по-поводу "Сумерек" спорила с заказчицей. Молодая женщина, работает чуть ли не круглосуточно в собственной автомастерской, хорошая жена и мама. Деловая, собранная, загруженная реальностью по горло. Смотрит "Сумерки". Ну красиво же! Очень драматично! Я говорю - драматично в реальной жизни, в твоей, в моей, у других людей. Нет. Там - чувства! Я говорю: чувства - у тебя! Нет. Там - интересно и вызывает эмоции, как они там все несчастно любят. А тут - не интересно. Итого: буржуйское "искусство" предлагает краски, которых нет в реальной жизни не потому, што она бедна красками, а потому, што они в реальной жизни означают смерть. Последний возбудитель эмоций.
Отсюда о противостоянии и переубеждении: первое - противостоять и переубеждать примером своего повседневного отношения к этому "искусству". Второе - разоблачать, если уж тебе в нос тычут "красками" и "чувствами". Достаточно, как правило, двух-трёх слов оппонента для понимания задумки авторов "искусства". Нет нужды выслушивать его до конца - того, кто смотрит, обливаясь слезьми, сериалы про золушек и вампиров, нет необходимости выслушивать так же внимательно, как лектора по органической химии. Зато есть хорошая вероятность, што твоё пренебрежение и брезгливость в отношении этого "искусства" зацепят и смутят твоего оппонента. Может, ты об этом уже и не узнаешь, но есть вероятность, што оппонент против воли увидит это "искусство" твоими глазами. Человек, ведущийся на всякую хурдень, не умеет ставить защиту. Есть шанс до него достучаться.
Што до разоблачительных статей, то, помимо выбранного Вами формата, нужно быть по площадям - по принципиальным отличиям буржуйского "искусства" от социалистического и коммунистического. Мы имеем дело со взрослыми людьми. Это малышу можно на примерах конкретных сказок разъяснять конкретные понятия.
Я потеряла нить собственного изложения. Вот так:(
Reply
Снижение уровня образованности масс, подкреплённое угрозами физического насилия? Ага, есть такое. Однако у этого неприятного процесса имеется "нулевой уровень", - когда образованность масс была на довольно высоком уровне, а угрозы физического насилия ещё не были настолько сильными, и имелась готовность к сопротивлению. Чего захотели массы тогда? Не жвачки и джинсов ли? И откуда это желание появилось, - не оттуда ли, что изначальный уровень образованности масс, вроде бы высокий, не делал "массового" человека по-настоящему грамотным, по-настоящему разбирающимся, что к чему?
"Коммунистическое искусство" можно понимать по-разному, есть как минимум два варианта, каждый из которых исключает иной: 1) коммунистическое искусство, каким оно должно быть; 2) коммунистическое искусство, каким оно реально было в СССР. В варианте (2) оно представляет собой продукт, действующий на мозги не лучше "Сумерек", - не даром же эфир российского телевидения до сих пор забит советскими фильмами (в праздники от "Иронии судьбы", "Места встречи..." и "Карнавальной ночи" увернуться почти невозможно).
Ну, а если человек "работает чуть ли не круглосуточно в собственной автомастерской", - так неудивительно, что ему в реальной жизни не хватает чувств. Пожалуй, его жизнь даже, действительно, бедна красками, - и это как бы намекает на то, что её, эту жизнь, надо коренным образом менять...
Reply
Коммунистическое искусство невозможно понимать по разному. Как нельзя кпрф принять за коммунистическую партию. Есть определения. То, што не подпадает под определения, не является тем, чему определения даны. В противном случае мы все не смогли бы общаться, поскольку не имели бы общего тезауруса. Коммунистическое искусство существовало и, думаю, существует, а не просто должно быть. То, што кому-то придёт в голову назвать коммунистическим фильм "Ирония судьбы", не делает его коммунистическим. А фильм "Коммунист" - вполне коммунистический, и это даже как-то и не обсуждается. И он даже не такой, каким должен быть коммунистический фильм, а просто... по определению...
Што до конкретного круглосуточно работающего человека, то она не собирается эту жизнь менять, она не прошита необходимостью сопротивляться. Она только знает, што если не она, то никто. И, к сожалению, на данный момент она права.
Reply
Reply
От этого люди гибнут даже в совершенно мирных условиях. Потому что в сутках всего 24 часа, и неумение делегировать ответственность и работу приводит к личному перенапряжению и преждевременной смерти.
К сожалению, Кочетов тоже этим страдал - лично читал все письма и все литературные произведения, присылаемые в редакцию "Октября". Это конечно давало "знание жизни", но ведь у него была целая редакция...
Reply
Reply
Я бы осторожно назвал их антисоветскими.
Хотя конечно общественный строй наложил на них отпечаток, и они не являются настолько антисоветскими как нынешняя российская кинопродукция.
Reply
Reply
Интересна Ваша оценка.
Хотя фильм начинается со сказки, "злой волшебник тролль" - совсем не сказочный исторический деятель XX века, как и главный герой (если я правильно понял замысел режиссёра).
Reply
Reply
Мне не нравится актёр Леонов. Даже не могу сказать почему, - просто не нравится. И, возможно, это накладывает отпечаток на моё восприятие фильмов с его участием (хотя "Премию" я нормально высмотрел... впрочем, с тех пор, как посмотрел, мучаюсь мыслью, что фильм какой-то слишком правильный для кино-продукции "Эпохи Застоя", и тут есть какой-то подвох... то есть, понятно, что там рабочих учат протестовать строго в рамках закона, но этот фильм, тем не менее, учит протестовать; впрочем, может быть, как раз то, что главного "рабочего-борца" там играет Леонов, и является подвохом), - они мне, как правило, тоже не нравятся. Вот и "Слезы" мне не понравились.
История, которая там показана, - она, в общем-то, к событиям 20-го века жёсткой привязки не имеет... Она - "вечная": всякая революционная идеология, покуда является революционной, "преувеличивает" отрицательные стороны существующего порядка (то, что пока ещё вполне может жить, - и будет жить, пока не свершится революция, - она "преувеличенно" представляет, как уже отжившее, уже несовместимое с жизнью), именно им, прежде всего, уделяет внимание; соответственно, с точки зрения лиц, заинтересованных в сохранении существующего порядка, любая такая идеология будет выглядеть, как "Зеркало Тролля".
Но авторы, конечно, постарались сделать так, чтобы привязка была. Леонов в пиджаке и кепочке "похож на Ленина": у его героя фамилия Васин (происходит от уменьшительно-ласкательного "Вася"-Василий, а "фамилия" Ленин может быть произведена от уменьшительно-ласкательного "Лена"-Елена; отчество Иванович-"Иваныч" тоже перекликается с Ильич), он дедушка, в кадре его несколько раз сводят с рослыми актёрами, чтобы подчеркнуть невысокий рост...
Ну, и дальше это всё можно так и трактовать: "Волшебник Тролль" - это Маркс; "Зеркало Тролля" - соответственно, марксизм; "ученики Тролля" - Энгельс и другие первые последователи Маркса; "покушение на небо" - намёк на воинствующий атеизм Маркса и Энгельса; "раскол на куски" - намёк на возникновение множества течений марксизма, раскол социализма. После того, как один из "осколков зеркала" попадает в глаз Васину, - знакомство Ленина с марксизмом, - тот устраивает "революцию", по ходу которой сперва "вынужден" сам покинуть свой дом (намёк на жизнь Ленина в эмиграции), а затем разгоняет из дома всех близких (намёк на "Философский пароход" и прочую "белую эмиграцию"); далее он утверждает советский закон, ликвидирует мелкую частную собственность, подавляя и разоружая "хозяйственных мужичков" (в кадре они представлены тем стариком с двустволкой, которого играет Андреев), - но, в итоге, у него ничего путного не получается, он "всё ломает" и начинает подумывать о самоубийстве (отсылка к задокументированным мыслям Ленина о самоубийстве, на почве которых он поругался со Сталиным???).
В общем-то, с точки зрения интеллигентной публики "времен глубокого застоя", революция, видимо, так и выглядела. Тут, однако, есть одна проблема, у авторов фильма: они про "Зеркало Тролля" не столько показывали, сколько рассказывали, - а из того, что они показали, получается, что "волшебная стекляшка", в общем-то, ни при чём. Васин просто, в один "прекрасный" момент, начал открыто высказывать то, что в течение лет у него накапливалось внутри (обратите внимание: Васин сразу, без какого-либо перехода, без "удивленного обнаружения" недостатков, которые он раньше не замечал, начинает "все ломать"; окружающим его поведение не нравится, но особого удивления у них не вызывает, качественного изменения по сравнению с тем, что было "до", нет); "волшебная стекляшка", получается, заставила его не увидеть жизнь в превратном свете, а лишь выплеснуть наружу накопившиеся отрицательные эмоции (обоснованно они накапливались, или у героя "просто характер такой", - это иной вопрос... в общем-то, по фильму получается так, что объективные основания для недовольства окружающими у Васина были-таки). То есть, на самом-то деле момент "изменения взгляда на жизнь" (под воздействием "отрицательной идеологии") - отсутствует... а раз он отсутствует - то начинает "ползти" и вся концепция.
Reply
А вот Васин - скорее чучело Андропова. Хотя я не люблю Андропова, в фильме он представлен лучше чем был в реальности (для тогдашней целевой аудитории - соответственно, "хуже").
P.S. Очки:
Reply
Но... какие у Сталина "ученики"? У Сталина были (и есть) "почитатели", всё мировоззрение которых сводится, в основном, к: "При Сталине всё было хорошо и правильно, а без Сталина - пропадаем" (и изменить уже ничего нельзя). Да и разве Сталин был "негативистом"? Наоборот, из всех классиков марксизма он - самый большой "государственник" и, соответственно, "лакировщик действительности" (Маркс, Энгельс, Ленин - они были революционными вождями и, главным образом, критиковали окружающую действительность; а вот Сталин - он был главой государства, ему, по необходимости, надо было не критиковать, а утверждать и хвалить ["Жить стало лучше"]).
Reply
Рабочих учат протестовать за сокращение их зарплаты (премии).
Начало 1970-ых - это время, когда проявились последствия косыгинских реформ, в виде роста денежной массы, не обеспеченной потребительскими товарами, произведёнными советским хозяйством.
Частично это проблема решалась закупками зарубежных товаров за нефтедоллары ("спасибо" арабским странам за их нефтяное эмбарго), частично изъятием лишних денег лотереей "Спортлото" (с 1970), частично ростом производства и продажи водки и личных автомобилей (неизвестно что хуже), а частично вот такими фильмами.
На эту тему я смотрел другой фильм, тоже с Леоновым https://ru.wikipedia.org/wiki/И_это_всё_о_нём_(фильм)
Reply
Reply
Leave a comment