Нина Андреева и её кло(у)ны

Jul 13, 2013 18:58

Не хотелось об этом писать, но так уж само собой получается. Нина Александровна Андреева - личность, в некотором роде, культовая... во всяком случае, для российского коммунистического движения. Не все с нею соглашаются, - но, во всяком случае, почти все, от КПРФ до самой "Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков" и её многочисленных осколков, её очень уважают, если не сказать почитают. Поэтому рассказывать о том, до чего Нина Андреева и её сподвижники докатились ныне, довольно-таки неприятно... и, тем не менее, необходимо.

Широкая общественность уважает Нину Александровну, главным образом, за статью (письмо) "Не могу поступаться принципами". Считается, что с неё началось в Советском Союзе "возрождение большевизма" и, шире, "прозрение" советских коммунистов, их сопротивление горбачевской "перестройке". Немалый вклад в такое представление внесла, естественно, сама Нина Андреева.

Что ж, вспомним, для начала, это письмо. Андреева говорит: "23 февраля 1988 г. мне ответили только из «Советской России», предложив значительно сократить текст и подготовить для публикации материал на 1 полосу. Я согласилась и после 8 марта передала материал пришедшему ко мне на работу, в институт, сотруднику «Советской России». Статья «Не могу поступаться принципами» была напечатана 13 марта 1988 г. с минимальными правками (предложили вставить абзац «о репрессиях», без чего не могла быть напечатана статья, и изменили тональность концовки. У меня было сказано: «На этом стоим и стоять БУДЕМ!» В статье опубликовано - «На этом стоим и будем стоять»). Никаких других правок, исправлений и пр. редакция в мою статью не вносила". Что ж, не будем вспоминать "абзац о репрессиях", ибо в нашумевшем письме и без него было много любопытного и показательного.

Прежде всего, Андреева не сомневалась в необходимости "перестройки" (именно "перестройки") советского общества: "Смотрю на своих юных разгоряченных собеседников и думаю: как же важно помочь им найти истину, сформировать правильное понимание проблем общества, в котором они живут и которое им предстоит перестраивать, как определить им верное понимание давней и недавней нашей истории". И "перестраивать" его, по мнению "молодой Андреевой", нужно было отнюдь не в направлении диктатуры пролетариата, - диктатуру пролетариата предполагалось оставить в прошлом, пусть и уважаемом прошлом: "Предмет неприятия - государство диктатуры пролетариата, без исторического вклада которого нам сегодня и перестраивать-то было бы нечего". Нет оснований полагать, что целью "перестраивания" советского общества, согласно Нине Андреевой, было коммунистическое общество без классов и без государства; напротив, говоря о роли Сталина, Андреева отмечает: "В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав". Итак, государство пролетарской диктатуры "внесло исторический вклад"... но не в построение коммунизма, а в строительство "великой мировой державы" в ряду ("разряде") других "великих мировых держав", - так получается по "молодой Андреевой".

Рассуждая о роли Сталина дальше, Нина Андреева... развивает указанный подход: "Для меня, как и для многих людей, решающую роль в оценке Сталина играют прямые свидетельства непосредственно сталкивающихся с ним современников как по нашу, так и по ту сторону баррикады. Небезынтересны именно эти последние", - и далее приводятся "прямые свидетельства" Черчилля ("верного стража Британской империи"), де Голля и "других политических деятелей Европы и Америки, которые имели дело со Сталиным как с военным союзником и классовым противником". Но у Черчилля... ни слова нет о том, что Сталин был его классовым противником (да и странно было бы, если бы слуга британского капитала во всеуслышание признал классовый подход), - зато есть о том, что "Он принял Россию с сохой, а оставил оснащенной атомным оружием" (говорил ли Черчилль такое на самом деле, вопрос дискуссионный, но в данном случае это неважно). Далее Андреева обращает свой взор на "нашу сторону баррикады", - и... всё то же самое: "Эти документы, право же, вызывают гордость за нашу державу, ее место, роль в бурном, изменяющемся мире", - и вновь ни слова о классовой борьбе.

Впрочем, некоторое подобие анализа расстановки классовых сил Андреева, тем не менее, проделала; думается, это не нужно комментировать: "Из долгих откровенных разговоров с молодыми собеседниками выводим мы такие умозаключения, что атаки на государство диктатуры пролетариата и тогдашних лидеров нашей страны имеют не только политические, идеологические и нравственные причины, но и свою социальную подпочву. Заинтересованных в том, чтобы расширить плацдарм этих атак, немало, и не только по ту сторону наших границ. Наряду с профессиональными антикоммунистами на Западе, давно избравшими якобы демократический лозунг «антисталинизма», живут и здравствуют потомки свергнутых Октябрьской революцией классов, которые далеко не все смогли забыть материальные и социальные утраты своих предков. Сюда же следует отнести духовных наследников Дана и Мартова, других, по ведомству российского социал-демократизма, духовных последователей Троцкого или Ягоды, обиженных социализмом потомков нэпманов, басмачей и кулаков...", - тем более, что собственно про классовую борьбу внутри советского общества здесь почти ничего нет.

Зато дальше - снова про "державу": "В конечном счете, к примеру, сегодня мало кого смущают личные качества Петра Великого, но все помнят, что в период его правления страна вышла на уровень великой европейской державы. Время конденсировало результат, лежащий ныне в оценке исторической личности императора Петра. И неизменные цветы на его саркофаге в соборе Петропавловской крепости олицетворяют уважение и признательность наших далеких от самодержавия современников". А про место деятельности Петра Великого в классовой борьбе, шедшей в российском обществе конца XVII - начала XVIII веков, про то, как деятельность Петра сказалась на жизни крестьян, дворян-помещиков, нарождающейся буржуазии (включая купечество), нарождающегося русского пролетариата, интересам каких классов она соответствовала, - ни слова. "Великая европейская держава" - вот это для "молодой Нины Андреевой" было важно. А потому и сама классовая борьба, для неё, приняла форму... борьбы между государствами: "...что, разве сегодня международный рабочий класс уже не противостоит мировому капиталу в лице своих государственных и политических органов?". В принципе, во времена "железного занавеса", противостояния между мировым империализмом и "социалистическим лагерем" (сколько там к 80-ым годам XX века осталось социализма, - вопрос дискуссионный), подобные представления были объяснимы... но имели ли (и имеют ли) они какое-то отношение к большевизму?

Но "державность" была отнюдь не единственной составляющей воззрений "молодой Андреевой". Имелась и ещё одна: "Понятие «национального» у Троцкого означало некую неполноценность и ограниченность в сравнении с «интернациональным». И потому он подчеркивал «национальную традицию» Октября, писал о «национальном в Ленине», утверждал, что русский народ «никакого культурного наследства не получил», и т п. Мы как-то стесняемся говорить, что именно русский пролетариат, который троцкисты третировали как «отсталый и некультурный», совершил, по словам Ленина, «три русские революции», что в авангарде битв человечества с фашизмом шли славянские народы. Конечно, сказанное не означает какого-либо умаления исторического вклада других наций и народностей. Это, как говорят сейчас, лишь обеспечивает полноту исторической правды...". И эта неприглядная составляющая развилась до вот таких прозрачных намёков: "К тому же мы не были столь деловыми «и прагматичными и готовили молодежь не к тонкостям потребления заработанных родителями благ, а к Труду и Обороне, не сокрушая духовный мир молодых чуждыми шедеврами из-за «бугра» и доморощенными поделками масскультуры. Мнимые родственники еще не спешили зазывать своих соплеменников в «землю обетованную», превращая их в «отказников» от социализма (...) Тревожит меня и вот что: с воинствующим космополитизмом связана ныне практика «отказничества» от социализма. К сожалению, мы спохватились лишь тогда, когда его неофиты своими бесчинствами мозолят глаза перед Смольным или под стенами Кремля. Более того, нас как-то исподволь приучают видеть в названном явлении некую почти безобидную смену «местожительства», а не классовую и национальную измену лиц, большинство которых на наши же общенародные средства окончили вузы и аспирантуры". Правда, Нина Андреева оговаривалась, что "в зависимости от конкретной исторической роли К.Маркс и Ф.Энгельс называли целые нации на определенном этапе их истории «контрреволюционными» - подчеркиваю, не классы, не сословия, а именно нации. На фундаменте классового подхода они не стеснялись давать резкие характеристики ряду наций, в том числе русским, полякам, а также и тем национальностям, к которым принадлежали сами. Основоположники научно-пролетарского мировоззрения как бы напоминают нам, что в братском содружестве советских народов каждой нации и народности следует «беречь честь смолоду», не позволять провоцировать себя на националистические и шовинистические настроения. Национальная гордость и национальное достоинство каждого народа должны органически сливаться с интернационализмом единого социалистического общества". Беда была в том, что Маркс и Энгельс именно что твёрдо стояли на фундаменте классового подхода, - а вот Нина Андреева, как можно было видеть выше, стояла на фундаменте "державнического" подхода, а при таком подходе приведённые намёки не могли не обрести вполне конкретное антисемитское (именно антисемитское, а не антисионистское) содержание.

Известное письмо Нины Андреевой увенчивалось... клятвами в верности Горбачеву: "Как говорил М.С.Горбачев на февральском Пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать, руководствуясь нашими, марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами». На этом стоим и будем стоять". О том, что Нина Андреева признавала необходимость "перестройки", уже сказано. Злополучный "абзац о репрессиях" в статье тоже присутствовал. Но верность Горбачеву проявилась... и ещё в одном обстоятельстве.

Сейчас уже мало кто помнит, когда в Советском Союзе началась "настоящая", "всамделишная" "борьба с сионизмом". Кто-то думает, что при Сталине, кто-то - что при Брежневе. Естественно, и Ленин, и Сталин, и советские обществоведы времён Хрущева и Брежнева критиковали сионизм, как разновидность буржуазного и мелкобуржуазного национализма; отношения СССР и Израиля стали натянутыми ещё при Сталине... но полноценная "Борьба с Сионизмом", продолжаемая российским коммунистическим движением по сей день, развернулась позже. Начало ей положило решение Секретариата ЦК КПСС о создании "Антисионистского комитета советской общественности" (АКСО), принятое... 29 марта 1983 года. Да-да, во время кратковременного правления Андропова, когда уже значительным влиянием пользовался помянутый Горбачев. В заявлении о создании АКСО, появившемся в "Правде" 1 апреля 1983 года, говорилось: "По своей сути сионизм концентрирует в себе крайний национализм, шовинизм и расовую нетерпимость, оправдание территориальных захватов и аннексий, вооруженный авантюризм, культ политической вседозволенности и безнаказанности, демагогию и идеологические диверсии, грязные маневры и вероломство (...) По велению своего разума и совести мы обращаемся с призывом ко всем советским гражданам: - рабочим, колхозникам, представителям интеллигенции - принимать активное участие в политическом обличении сионизма, давать твердый отпор его проискам; - к ученым обществоведам - активизировать научные исследования, аргументировано критикующие реакционную сущность идеологии и агрессивный характер политической практики сионизма; - к деятелям литературы, искусства, журналистам - еще полнее раскрывать в своих произведениях и выступлениях антинародный и антигуманный характер диверсионный пропаганды и политики сионизма", - на борьбу с сионизмом было призвано всё советское общество, от колхозников до журналистов.

Это случилось ещё до того, как Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС. Но "Андропов умер, Черненко сменил перестройщик Горбачев, а Драгунский и не собирался распускать возглавляемый им комитет. Пока он был жив, до тех пор продолжала работать эта организация, она продолжала бороться с сионизмом как разновидностью фашизма", - а умер Д.А.Драгунский в 1992 году. В течение всей "перестройки" АКСО благополучно действовал. Правда, "ни одно из серьезных мероприятий, указанных в плане работы АКСО на 1984-1986 годы не состоялось. Международная ситуация не благоприятствовала усилению антисионистских тенденций, внутренняя политика советского режима как раз в это время была нестабильной, да и сам кадровый состав АКСО не был слишком харизматичен. Советское руководство само превратило АКСО в мертворожденную организацию", - но прглядитесь ко всему послеперестроечному российскому коммунистическому движению, к более чем десятку партий, в названии которых присутствует слово "коммунистическая"; ко всем этим КПРФ, РКРП, РКП-КПСС и так далее, вплоть до ВКПБ. Не замечаете ли мертворожденных организаций?

А теперь присмотритесь к ним ещё раз. Видите? Или не поняли, куда надо смотреть? Ну, смотрите же. Вот программа ВКПБ Нины Андреевой: "Необходимо постоянно вести борьбу по последовательному и принципиальному разоблачению сионизма - орудия империализма в борьбе с освободительными движениями". Вот - программа РКРП-КПСС (" РОТ Фронт"): "Последовательно отстаивая позиции пролетарского интернационализма, РКРП-РПК решительно и бескомпромиссно борется с любыми проявлениями национализма, шовинизма, расизма и наиболее отвратительными, бесчеловечными реакционными идеологиями крупного капитала - фашизмом и сионизмом". Вот, даже, устав наших друзей из ВКП(б): "Каждый член партии независимо от занимаемой должности в партии и гражданского статуса обязан: (...) Вести решительную борьбу со всеми формами антикоммунизма, антисоветизма, шовинизма, фашизма и сионизма, расизма и других видов национализма, космополитизма".

Читатель удивится, но в программе и уставе КПРФ ничего такого нет. Что, естественно, не мешает членам партии "бороться с Сионизмом" до партийной работы, во время партийной работы и после партийной работы. "Бороться с Сионизмом" - это вообще намного легче, чем заниматься подготовкой пролетарской революции. А начиналось всё именно так: в 1983 году Секретариат ЦК КПСС принял решение о создании АКСО, а в 1988 году, "возрождая большевизм", Нина Андреева объявила советских евреев контрреволюционной нацией.

Пора, однако, вернуться в день сегодняшний, - и взглянуть на сегодняшнюю ВКПБ. Мы столкнулись с ней, когда в сети появилось наше с ВКП(б) совместное заявление по поводу "реформы РАН". Ссылка на него была размещена в нескольких группах социальной сети "Facebook"... и началось. В одном из сообществ комментировать публикацию взялся некто Андрей Чернов; впрочем, комментариев по существу от него не дождались, - только ругань, вплоть до: "ПОШЕЛ ВОН,БЕЗМОЗГЛАЯ ЛАПИНСКАЯ ВОНЮЧКА и АНТИКОММУНИСТ! БРЯНСКИЙ ВОЛК ТЕБЕ ТОВАРИЩ!!! ТОЧКА .".

Мы заинтересовались происходящим, пообщались с некоторыми людьми, - и получили ссылку на ещё одно любопытное обсуждение. В другом сообществе компанию тому же Чернову составила некая Анастасия Богатырёва, выдавшая себя за поклонницу журнала "Прорыв". Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказалось... что "Андрей Чернов" и "Анастасия Богатырёва" - это один и тот же человек. Вот ругается "Андрей Чернов": "ПОШЕЛ ВОН,БЕЗМОЗГЛАЯ ЛАПИНСКАЯ ВОНЮЧКА и АНТИКОММУНИСТ! БРЯНСКИЙ ВОЛК ТЕБЕ ТОВАРИЩ!!! ТОЧКА .", - а вот прорезается голос у "Анастасии Богатырёвой": "Отныне ПШЁЛ ВОН, ЗАПЛЕСНЕВЕЛАЯ ВОНЮЧКА и АНТИКОММУНИСТ !. ТОЧКА .". Вот "Андрей Чернов" вспоминает о том, что конопля является не только полезной сельскохозяйственной культурой: "Тупорылому лапинскому троллю "жнецу" ( конопли?),по ходу уже никакой психиатр НЕ поможет", - а вот ровно о том же вспоминает "Анастасия Богатырёва": ""жнец", что жнёте ? Похоже, коноплю....". Оба часто употребляют слово "идиот" и его производные, включая "идиотина", - вот "идиотину" поминает "Анастасия Богатырёва", а вот о ней же говорит "Андрей Чернов".

Когда внимание "Анастасии Богатырёвой" и "Андрея Чернова" обратили на то, что они пишут подозрительно похоже друг на друга, - они отреагировали своеобразно: опять стали ругаться, а потом... написали ругательные комментарии с интервалом в три минуты, хотя до того времени между их комментариями, обычно, был временной "зазор" в несколько часов. Такой вот "большевизм"...



"Анастасия Богатырева" ругается



"Андрей Чернов" с нею солидарен



Обычный "зазор" между комментариями "Анастасии Богатыревой" и "Андрея Чернова"



Перенервничали...



Да "они" знакомы, просто "Анастасия Богатырёва" это скрывает...

газета "Советская Россия", клоны, сионизм, Анастасия Богатырёва, ВКПБ, Не могу поступаться принципами, Андрей Чернов, большевизм, Нина Андреева

Previous post Next post
Up