Рабочий Улан-Удэнского авиационного завода записал гимн клепальщиков в стиле хип-хоп, "Вертолеты России" (входят в "Ростех") предоставили РИА Новости эксклюзивную запись трека. В песне автор, рабочий-клепальщик Дмитрий Чебунин, рассказывает о своей профессии и ее значении в выпуске вертолетов. В припеве автор отмечает, что нет значения, где ты клепаешь, все равно твоя миссия важна и нелегка. Клип для хип-хоп композиции был снят непосредственно на производстве. В нем также использована нарезка с полетами вертолетов, выпускаемых предприятиями холдинга Прочитал эту новость... понятно, что появилась она не просто так: рабочее движение
на подъёме, мнение рабочих становится важным для общественности. Но я кое-что из истории вспомнил, и воспоминанием этим не могу с Вами, товарищ Читатель, не поделиться.
Я - гуманитарий, и поэтому в технике разбираюсь очень плохо. Но именно про клёпку кое-что знаю. Дело в том, что в одной из моих любимых книг, - романе Всеволода Анисимовича Кочетова "Журбины", - одна из основных драм была связана как раз с переходом от клёпки к сварке. В фильме "Большая семья",
дрянной экранизации "Журбиных", про замену клёпки сваркой тоже упоминалось, - но там этому особого внимания не уделялось, создателей фильма (среди которых был и сам писатель) больше занимали любовные переживания главного героя, судостроителя (и, между прочим, "лучшего клёпальщика") Алексея Журбина. В книге "любовная" и "производственная" линии были одинаково важны, - с их помощью писатель показывал разные грани
становления нового человека, человека эпохи коммунизма. Впрочем, переход с клёпки на сварку затрагивал не только главного героя:
Вот и я говорю: работать. Как работать? Антоха пишет - на поток, дескать… Ладно, на поток… Что это обозначает? Сборка крупными секциями, в цехах. Полная сварка, никакой клепки. Что же, Вася, клепальщики делать будут? Куда тебе в немолодые годы подаваться? Куда Алешке идти? Чеканщикам, сверловщикам куда?.. И Илье туговато, думаю
(...)
Письма мы, конечно, можем написать всем партийным организациям областей, где есть ваши поставщики… напишем. Но не это главное, товарищи. Уверяю вас, не это. Главное находится не за тридевять земель. Оно ближе. Оно здесь, на вашем заводе. Вот вы перейдете на сборку секциями… Электросварка, следовательно, почти полностью вытеснит клепку. А вы позаботились о том, чтобы в один прекрасный день ваши клепальщики не оказались не только без работы, но и без профессии? А вы проверили - достаточной ли квалификации ваши сварщики и достаточно ли их самих? Хорошо ли они знают автоматическую сварку? Достаточной ли квалификации мастера?
(...)
И за электросварку наружной обшивки Илья Матвеевич ратовал как хозяин. Его представление о судосборке она не меняла. Что ж, не будет клепки - будет сварка, срок пребывания корабля на стапеле сократится. Остальное как было, так и будет. Но вот подуло таким ветром, что кораблю отныне строиться в цехе, по кускам. На стапеле куски эти только сметывай, соединяй - да в воду, да в воду! Сузилась, сжалась, маленькой стала задача стапельного участка, а вместе с нею и роль Ильи Матвеевича
(...)
- Вот ничего и не достиг. Потому и говорю, что плохие мои дела, - довольно мирно отвечал Александр Александрович.
- Ушел, думал - клепка там будет, кукиш получил: тоже на сварку переходим. Тогда уж лучше новое строить, чем галоши-то чинить. У тебя как - место есть свободное?
- Э-э, нет! Дезертиров не берем. - Илья Матвеевич повеселел. - Не берем, не берем, - повторил он
Я, конечно, понимаю, - даже моих гуманитарных познаний для этого хватает, - что авиастроение во всех отношениях очень сильно отличается от судостроения. Но, всё же, не могу отделаться от мысли... полное вытеснение клёпки сваркой в судостроении занимало головы советских читателей в начале 50-ых годов прошлого века. "Гимн клепальщиков-авиастроителей" удостоился внимания общественности сейчас, в год, когда (догадываюсь, кем и как именно) будет "отмечаться" пятидесятилетие смерти автора "Журбиных", а со времени появления книги прошло уже больше семидесяти лет. Технический прогресс... он вообще существует?