Рождественская елка

Dec 25, 2005 08:31


>

Сказ о Рождественской елке
Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собой великую радость людям: в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Ангелы, люди и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, - все по-своему принимают участие в великом торжестве, выражая благоговение к свершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть вовнутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящие у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней и оживленнее становится шелест их ветвей.
- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, - говорит, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! - робко просит скромная елка.
- Куда тебе с нами? - окинув елку презрительным взглядом, гордо отвечает пальма.
- Какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу, - добавляет маслина, - что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки; ему стало жаль ее и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей. И промолвил ангел: "Милая елка, я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!" И взглянул ангел на небо. А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделала знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере маслины, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он, и улыбнулся ей, и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
- Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знаменьем веселого рождественского праздника.
С тех пор это вечнозеленое растение почитается особо, с ним связываются вечная жизнь и здоровье.

Древние европейцы подвешивали зеленые ветки ели к потолку, украшали их яблоками, яйцами и орехами. Яблоко символизировало плодородие, орех - непостижимость Божественного промыла, яйцо - развивающуюся жизнь, гармоничность, полное благополучие. Наряженные таки образом ветки елей отводили злых духов и обещали приход плодородного лета. Размещали их в основном около дверей и окон, чтобы загородить приход в дом нечистой силы. Люди верили, что в ели живет дух леса - хранитель зверей, птиц, растений. Воздавая почестям этому дереву, украшая его, люди старались умилостивить злого духа.
В средние века появилась традиция прикреплять зеленые ветки к стволу. Постепенно такое искусственное дерево стали заменять целой елкой, которая подвешивалась за корень к потолку.
Первое историческое свидетельство о привычной для нас елке относится к 1654 году. Была она поставлена и украшена в Страсбурге.
К концу XIX века елка завоевала почти всю Европу и Новый Свет, а позже и весь мир.
В России новогодняя елка была введена указом Петра I, повелевшего 1 января 1700 года все дома украсить хвойными ветвями.
В календаре древних славян счет годам велся от сотворения мира, которое произошла за 5508 лет до н.э. Год начинался 1 марта - с началом весенних работ на полях. В Х веке (988 год) состоялось крещение Руси, а с ним пришел и новый календарь. Теперь в Древней Руси новый год начинался по-церковному 1 марта, а по-гражданскому 1 сентября. В 6850 году (1342) митрополит Феогностий, дабы покончить с неразберихой, отменил мартовский Новый год, оставив и для церкви, и для мирян только сентябрьский.
15 декабря 1699 года, когда на Руси "числился" 7208 год от сотворения мира, Петр I издал Указ, которые предписывал "считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего, 1700 года, и в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весели друг друга поздравлять с Новым годом, в день после 31 декабря 7208 года от сотворения мира считать 1 января 1700 от Рождества Христова."

неМоё, адвент

Previous post Next post
Up