В летописи «Повести временных лет» безапелляционно сказано, что по приглашению Великого Новгорода пришли варяги править Русью. Ошибок в этой фразе несколько. Во-первых пришедшие варяги и были этой самой русью (народ русов). Во-вторых они не пришли, а жили поблизости - в Старой Руссе. В-третьих, касаемо повода приглашения: летописец Нестор явно смазал картину.
Дело даже не в том, что он жил спустя двести лет после этих событий. А в том, что он был придворным летописцем князя-Рюриковича и занимался подгонкой истории под своего «работодателя».
Иностранные наёмники
Великий Новгород уже в том далёком IX веке был богатым многонациональным торговым городом. Улицы его были выстланы досками, чтобы пешеходы не пачкали свою красивую обувь. Имелись школы, поскольку для торговли необходимо уметь читать и писать.
Была крепость, которая называлась детинец, потому что, по северному обычаю, при закладке значимой постройки для её прочности в фундаменте замуровывалось живое существо. Желательно юное и неиспорченное.
В Копенгагене в христианском XVII веке никак не могли достроить одну крепостную башню, она обваливалась. И вот под ней соорудили комнатку и посадили там маленькую девочку со сластями и игрушками, и замуровали. Так вот, за тысячу лет до этого в Новгороде перед закладкой крепости отправили гонцов на четыре стороны - кого первого встретят, тот и есть жертва. Встретили дитя. Потому и детинец.
Новгород был торговым городом, и воевать его жители не любили. А потому предпочитали приглашать в «министры обороны» какого-нибудь воинственного князя с отрядом. Именно эти наёмники первыми слагали свои жизни за оборону и благополучие Господина Великого Новгорода.
Князей выгоняли, если они приобретали слишком большое влияние, а в случае повышенной опасности звали обратно. Редко кто задерживался более чем на 2-3 года. Список очень длинный, достаточно вспомнить Александра Невского: его приглашали четыре раза. Опасались, тем более он и татар приводил - отряд своего побратима Сартака Батыевича, но только Невский так успешно бил шведов.
В Новгороде и до Рюрика правило несколько легендарных князей. Имена у них чередуются: то славянские, то скандинавские. Об этом Нестор также умолчал.
Так вот - варяги наверняка были приглашены не править Новгородом, а оборонять его. И вовсе они там были не чужие, раз жили под боком, к тому же давно переженились. Инициатором приглашения был старейшина Гостомысл, его дочь была матерью Рюрика (Рёриха, если правильно). А отец его был из датской конунговской династии Скьёльдунгов.
Захват вместо поддержки
Рюрик-Рёрих в Новгороде столкнулся с сопротивлением, но у него был боеспособный отряд, которому горожане не могли противостоять. Тем не менее есть информация о восстании под руководством славянского князя Вадима Храброго, которое было Рюриком подавлено. Об этих событиях сообщают летописи XV века - видимо, они опирались на источники, которые ныне утрачены. Нестор ни слова об этом восстании не пишет, что даёт дополнительный повод к критическому восприятию его «Повести».
В 879 году Рюрик умер, о причине его смерти ничего не известно. Его соратник Олег Вещий (Хельги) власть в Новгороде не удержал. Увёз с собой Игоря - маленького сына Рюрика и направился на юг. Подошёл на ладье к Киеву, прикинувшись купцом, и пригласил на борт местных князей Аскольда и Дира. Убил их и захватил власть в Киеве.
https://dmgusev.livejournal.com/1753098.html